Принципы разделения властей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 04:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение принципа разделения властей в Российской Федерации.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
Анализ целей и задач разделения властей
Рассмотрение конституционных основ разделения властей в РФ
Характеристика отдельных отраслей власти
Рассмотрения основ разделения властей в субъектах РФ.

Содержание

Введение 3
1 Сущность разделения властей 5
1.1 Цели и задачи разделения властей в правовом государстве 5
1.2 Разделение органов государственной власти в Конституции РФ 8
2 Виды власти РФ и их функции 13
2.1 Законодательная власть 13
2.2 Судебная власть 14
2.3 Исполнительные органы 16
3 Взаимодействие органов власти и проблемы разделения властей на современном этапе 19
3.1 Взаимодействие органов власти 19
3.2 Проблемы разделения властей в Российской Федерации 25
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

КУРС СУПК конституционное право.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Федеральный характер российского государства  предполагает тесное взаимодействие федеральных  и региональных органов государственной власти6.

     Статьёй 1 Федерального закона «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (06.10.1999) закреплены такие  принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти7.

     Статья 10 Конституции Российской Федерации  закрепляет принцип осуществления  государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, а также самостоятельность  органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Речь  идёт не о разделении абсолютно независимых  властей, а разделении единой государственной  власти (единство системы государственной  власти является одним из конституционных  принципов федерализма) на три самостоятельные  ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

     Согласно  статье 80 Конституции РФ государственную  власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

     Таким образом, согласно Конституции власть в Российской Федерации разделена  на законодательную, судебную и исполнительную.

     Подводя итоги главы, необходимо отметить, что  принцип разделения властей - один из основополагающих принципов организации государства, важнейшая предпосылка верховенства права и обеспечение свободного развития человека. Его сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, должны осуществляться различными органами, независимо друг от друга и сдерживающими друг друга.

 

     

2 Виды власти РФ  и их функции

2.1 Законодательная  власть

 

     Деятельность  правительства Российской федерации регламентируется ФЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) «О правительстве Российской Федерации».

     Законодательная власть обладает верховенством, поскольку  она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Таким образом, законодательная власть в Российской Федерации принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

2.2 Судебная власть

 

     Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто  бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационноправовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

     Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь  власти Судебную8. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.

     Особенно  ярко действие принципа разделения властей  в отношении судебной власти можно  обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции  Российской Федерации, п.2 Конституционный  Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в)договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

     Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной  власти; б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

     В соответствии с принципом разделения властей, судебная власть является одной из трех основополагающих и самостоятельных функций правового государства. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором.

2.3 Исполнительные органы

 

     Органы  исполнительной власти (органы государственного управления) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

     Органы  исполнительной власти предназначены  в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной  власти. Во исполнение законов ей предоставлено  право активных действий, а также  право принятия подзаконных нормативных актов.

     В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой  для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные  задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

     Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.

     В Российской Федерации исполнительную власть, согласно ст. 110 п. 1 Конституции РФ осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Традиционно центральными федеральными органами государственного управления являются: министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, имеющие в своем составе соответствующие управления и отделы.

     Исполнительная  власть в субъектах федерации принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства) .

     Исполнительная  власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

     Субъекты  исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

     Исполнительные  органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, не государственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

     В данной главе рассмотрены функции, выполняемые перечисленными в первой главе работы властями, рассмотрена структура этих властей.  Анализ взаимодействия властей приведен в следующей главе работы.

Информация о работе Принципы разделения властей в Российской Федерации