Принципы разделения властей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 04:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение принципа разделения властей в Российской Федерации.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
Анализ целей и задач разделения властей
Рассмотрение конституционных основ разделения властей в РФ
Характеристика отдельных отраслей власти
Рассмотрения основ разделения властей в субъектах РФ.

Содержание

Введение 3
1 Сущность разделения властей 5
1.1 Цели и задачи разделения властей в правовом государстве 5
1.2 Разделение органов государственной власти в Конституции РФ 8
2 Виды власти РФ и их функции 13
2.1 Законодательная власть 13
2.2 Судебная власть 14
2.3 Исполнительные органы 16
3 Взаимодействие органов власти и проблемы разделения властей на современном этапе 19
3.1 Взаимодействие органов власти 19
3.2 Проблемы разделения властей в Российской Федерации 25
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

КУРС СУПК конституционное право.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

           Для демократического общества  принцип разделения властей особо  важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, «рассредоточенность» государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут «сдерживать» одна другую, не допускать доминирования одной из них.

     Принцип разделения властей является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства1.

     Таким образом принцип разделения властей  следует считать основой построения органов демократического правового  государства.

     Реализуя принцип разделения властей по вертикали, свойственный сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе права на самостоятельность субъектов Федерации, то есть создана система, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов, и только вся система в своей совокупности реализует государственную власть в целом. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что разграничение компетенции между органами власти федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании субъектами федерации приоритета ее задач и целей.

     Разделение  законодательной, исполнительной и  судебной властей является одним  из важнейших принципов организации  государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.

     Принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ и иных нормативных документах. Являясь одним из основополагающих принципов демократического государства, принцип разделения властей достаточно широко рассматривается в юридической литературе, посещенной изучению конституционного права, однако в силу возникающих проблем трактовки принципа и взаимодействия ветвей власти считаю данную тему не до конца раскрытой и изученной.

      Целью курсовой работы является рассмотрение принципа разделения властей в Российской Федерации.

      Из  цели работы вытекают следующие задачи:

    1. Анализ целей и задач разделения властей
    2. Рассмотрение конституционных основ разделения властей в РФ
    3. Характеристика отдельных отраслей власти
    4. Рассмотрения основ разделения властей в субъектах РФ.

      Курсовая  работа состоит из 28 листов машинописного  текста. При написании работы было использовано  13 источников литературы.

 

     

1 Сущность разделения властей

1.1 Цели и задачи разделения властей в правовом государстве

 

     Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено  не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей.

     Согласно  этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

     Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей2.

    Осуществление конституционного принципа народовластия  требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса3.

     Разделение властей — принцип конституционного строя, согласно которому государственная власть осуществляется законодательными (представительными), исполнительными и судебными органами независимо друг от друга и при наличии механизмов, сдерживающих и уравновешивающих объем их полномочий4.

     В соответствии с Конституцией РФ (ст. 10 и 11) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную5. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды — Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы. Конституция устанавливает, что на региональном уровне государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей, а также на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

     Разделение  властей предполагает разделение компетенции  между органами государственной  власти, что наряду с рационализацией государственного управления обеспечивает взаимный контроль органов власти. Тем самым создается эффективная система сдержек и противовесов, исключается возможность концентрации властных полномочий какой-то одной из властных структур

     С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

     Например, в СССР существовали Верховный Совет  и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы  «сдержек и противовесов». Современное понимание принципа разделения властей дополнено необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

     Согласно  теории разделения властей:

     1) законодательная, исполнительная  и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;

     2) все власти равны перед законом  и собой; 

     3) никакая власть не может пользоваться  правами, предоставленными Конституцией  другой власти;

     4) судебная власть независима от  политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

     Разделение  властей является характерным признаком  правового государства, гарантией  его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

     Кроме того, разделение власти на три ветви  в государстве обуславливается  необходимостью:

     1) четкого определения функций,  компетенции и ответственности  различных государственных органов; 

     2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе;

     3) эффективной борьбы со злоупотреблениями  властью.

     Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

     Исходя  из вышесказанного, в демократическом  государстве принцип разделения властей является одним из основополагающих.

     1.2 Разделение органов  государственной  власти в Конституции  РФ

 

     Конституция Российской Федерации, принятая в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года, принципиально изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации законодательной деятельности на федеральном уровне. К безусловным достоинствам Конституции следует отнести более последовательное внедрение в практику государственного строительства принципа разделения властей, отказ от отжившей конструкции «полновластья» Советов, разделение институтов главы государства и главы исполнительной власти и ряд других моментов.

     В действующей Конституции принцип  разделения властей находится среди  основ конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ). В соответствии с ним, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Часть 1 статьи 11 Конституции, которая служит логическим продолжением предыдущей статьи, поручает осуществление государственной власти исчерпывающему перечню субъектов: Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, судам РФ. Как можно заметить, принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Соглашаясь с этим тезисом, ряд ученых придерживаются мнения, что хотя Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ, но фактически его функции связаны с исполнительной властью. Признают особое положение Президента в системе разделения властей и сторонники выделения самостоятельной президентской власти.

     Принципиально иной точки зрения придерживается группа ученых, рассматривающих Президента РФ как одного из субъектов исполнительной власти и считающих, что он должен быть интегрирован в исполнительную власть. Следует упомянуть также своеобразный взгляд на место Президента в системе органов государственной власти, в соответствии с которым, Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в деятельности каждой из них.

     В Конституции РФ предусмотрен принцип  разделения властей в России. Так, в ст. 10: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

     К органами законодательной власти в  Российской Федерации относятся:

-  Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума - две палаты Собрания), Законодательные  Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; 

-  органы  власти других субъектов Российской  Федерации; местные органы государственной  власти.

     К органам исполнительной власти в  Российской Федерации относятся: 

-  Президент  Российской Федерации; Совет Министров  Российской Федерации;

-  Высшие  должностные лица республик, избираемые  гражданами или Законодательными  Собраниями; 

-  Правительство  республик; органы администрации  других субъектов Российской  Федерации.

     К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

-  Конституционный  Суд Российской Федерации; 

-  Верховный  Суд Российской Федерации; 

-  Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации;  суды республик и других субъектов  РФ; 

-  районные  народные суды; суды специальной  юрисдикции.

     Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Информация о работе Принципы разделения властей в Российской Федерации