Принципы ограничения власти по конституции рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в следующем: во-первых, изучить понятие правового государства, во-вторых, рассмотреть и проанализировать основные принципы ограничения власти по Конституции России.

Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом:

- рассмотреть историческую справку;

- изучить понятие правового государства;

•выделить основные принципы ограничения власти по Конституции России.
•провести анализ соответствие российской действительности общепринятым стандартам правового государства

Содержание

Введение……………………………………………………………………….………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………….……………………. 5
1.1. Историческая справка……………………………………..………………….. 5
1.2. Понятие правового государства…………………………………………... 14
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИИ……………………………………………………………….
20
2.1. Принципы правового государства……………………………………….. 20
2.2. Соответствие российской действительности общепринятым
стандартам правового государства……….…………………………………….

26
Заключение……………………………………………………………………………………… 37
Библиографический список……………………………………………………………….. 39

Работа содержит 1 файл

Основн.принципы+огранич.власти+по.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     Провозглашение  защиты прав и свобод человека и  гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека. Обязанность государства – конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их – предусмотрена во всех главах Конституции.

     Права человека подразделяются на три категории: права общегражданской свободы, политические права, социальные права индивида.

     Определяя права общегражданской свободы, государство признает за индивидом определенные сферы свободы, за пределы которой вмешательство государства не может иметь места. Эти пределы определяются суверенитетом личности. В частности, в Конституции РФ эти права закреплены в ст. 28 – свобода совести и вероисповеданий; в ст. 29 – свобода мысли и слова; в ст. 29 – свобода массовой информации и др.

     Следующая категория прав – гражданские и политические права личности, права на осуществление политической власти в государстве. Это так называемые права личности: право на жизнь (ст. 20); охрана достоинства личности (ст. 21); право наличную свободу и неприкосновенность (ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни, тайна переписки (ст. 23); право на неприкосновенность жилища (ст. 25) и др. Важнейшим политическим правом является право объединений, собраний, митингов и демонстраций, включая забастовки.

     Третья  категория прав, представленных в  конституциях правовых государств, имеет  представительный характер – это социальные права гражданина.

     Эти права являются правами на положительные действия государства в интересах индивидуума, права на «услуги» государства. К основным социальным правам в России принадлежит право на труд и отдых (ст. 37), защита семьи, материнства и детства (ст. 38): социальные пенсии по возрасту, по болезни, инвалидности, потери кормильца (ст. 39), право на жилище (ст. 40); охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь и бесплатное образование (ст.41 и 43).

     Следует отметить такой принцип, как принцип взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами.

     Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему сдержек и противовесов. Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти.

     Суть  концепции разделения властей заключается  в разграничении (разделении) функций  органов государственной власти: законодательная деятельность, исполнение законов, отправление правосудия должны осуществляться самостоятельно. Согласно теории разделения властей соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, для того чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разделены (разграничены). С помощью разделения властей государственные органы действуют в рамках своей компетенции самостоятельно, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, предусматриваются формы воздействия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти.

     Однако  речь не идет о полном отделении  друг от друга законодательных, исполнительных и судебных органов, об уравнивании этих органов. В правовом государстве существует механизм взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей при сохранении каждой значительной степени независимости от другой власти.

     Существенным  свойством правового государства является авторитетное и независимое, основанное на общедемократических принципах и на правовом законе, справедливое правосудие. Основная задача суда – охрана прав и свобод человека и гражданина от произвола административной власти и от любых иных правонарушений. Правосудие – высшая гарантия прав и свобод граждан, средство обеспечения правовой законности в деятельности государственного управления, должностных лиц и граждан, правовой способ упрочения в стране общественного порядка и общественной безопасности, функционирования правовой государственности в целом. Судопроизводство должно быть основано на гласности и состязательности сторон, на презумпции невиновности, по наиболее сложным делам должен функционировать суд присяжных.

     Судебная  власть не должна подменять собой законодательную или исполнительную власть. Но ни законодательные, ни исполнительные органы не должны присваивать себе функции суда. Основной Закон государства закрепляет принцип независимости, несменяемости и подчинения судов только закону.

     Федеративное  устройство государства является также  способом децентрализации и разделения власти, предупреждающим ее концентрацию в федеральном центре. 

     2.2. Соответствие российской действительности общепринятым стандартам правового государства 

     Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сложившегося в России  тоталитарного социализма и осуществления радикальных политических и экономических преобразований.

     И вполне закономерно, что они получили свое признание в Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей основы российского общества и государства.

     Такая ориентация на формирование и развитие правового государства обусловлена  объективными потребностями общественного  и политического развития в посттоталитарной России, целями и задачами утверждения принципов свободы и права во всех сферах жизни общества и государства. Правда, необходимо учитывать, что у каждой страны свой путь к правовой государственности, своя конструкция и свои формы правовой организации государства. Это обусловлено множеством факторов, в том числе – характером социально-исторического развития каждой страны, национальными и духовными традициями, опытом государственной жизни, достигнутым уровнем политической и правовой культуры, геополитическими обстоятельствами и т.д.

     Так, на своеобразие российского пути к правовой государственности заметное влияние оказали особенности  дореволюционной и послереволюционной истории огромной многонациональной  страны, многовековые традиции деспотизма, самодержавия и тоталитаризма.

     В новой Конституции Российской Федерации  нашли свое признание и нормативное  закрепление все три основных компонента (аспекта, характеристики и свойства) правовой государственности: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина); нормативно-правовой (господство правового закона) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

     Согласно  Конституции (ч. 1 ст. 1), Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет Российскую Федерацию как «социальное государство» (ч. 1 ст. 7) и как «светское государство» (ч. 1 ст. 14).

     Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации по Конституции (ч. 1 ст. 3) является ее многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а сама российская Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 4).

     В качестве основ конституционного строя  Конституция (в главе 1) закрепляет и  целый ряд других принципиальных положений, определяющих новизну общественного  и государственно-правового устройства постсоветской России.

     Для утверждения начал правовой государственности определяющее значение здесь имеют прежде всего положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2), о разделении властей (ст. 10), о прямом действии Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего права (ст. 15).

     Основы  формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных  нормах о признании и защите в  Российской Федерации равным образом  частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы), о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности и т.д. (ст. 8, 9).

     Основные  федеративные черты и свойства российской правовой государственности выражены в конституционных положениях о равноправии субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, о едином гражданстве Российской Федерации, ее государственной целостности и единстве системы государственной власти, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов (ст. 5, 6, 11).

     Идеологические  и политические характеристики конституционного строя включают в себя признание  идеологического и политического  многообразия, многопартийности, равенства общественных объединений перед законом (ст. 13).

     Существенное  значение для утверждения в стране либерально-демократического государственно-правового  строя имеет конституционное  положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются по Конституции (ст. 15) составной частью ее правовой системы. Если при этом международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     В качестве одной из основ нового конституционного строя Конституция (ст. 2) провозглашает: «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью». При этом Конституция исходит из прирожденного  и неотчуждаемого (естественного) характера основных прав и свобод человека. В духе этих естественно-правовых идей в Конституции (ч. 2 ст. 17) утверждается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» [16, C.332].

     Принципиальная ориентация новой Конституции на права и свободы человека как на исходное правовое начало – это не просто прагматический учет уроков нашего прошлого и современных международно-правовых требований в данной области, но и по сути своей верная и обоснованная правовая позиция. Разумеется, права и свободы человека как определенный правовой принцип и реальное правовое содержание – явление социально-историческое, общественное, а не непосредственно природное. Это, казалось бы, плохо согласуется с естественно-правовым положением Конституции о том, что основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Но данное положение вовсе не отрицает социально-исторический смысл и характер прав и свобод человека и права в целом. С юридической точки зрения ясно, что с рождением человека как естественным явлением (событием) Конституция связывает момент принадлежности, а не происхождения прав и свобод человека.

     Государство, по Конституции (ст. 19), гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

     Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

     Мужчина и женщина имеют равные права  и свободы и равные возможности  для их реализации.

     Конституция (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

     Ряд статей Конституции (ст. 47 - 54) посвящен уголовно-правовым и процессуальным гарантиям прав и свобод человека и гражданина. При этом Конституция  гарантирует право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

     Важно и то, что общерегулятивная роль прав и свобод человека и гражданина подкреплена и усилена их прямым действием: по Конституции (ст. 18), они являются непосредственно действующими.

     В Конституции, помимо общих положений о государственных гарантиях прав и свобод человека и гражданина, указаны также те институты и должностные лица, в чьи специальные обязанности входит обеспечение требований прав и свобод человека и гражданина (а следовательно, вместе с тем - общая правозащитная функция, обязанность защищать и гарантировать основные начала права) в процессе законотворчества и применения позитивного права.

Информация о работе Принципы ограничения власти по конституции рф