Принципы ограничения власти по конституции рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в следующем: во-первых, изучить понятие правового государства, во-вторых, рассмотреть и проанализировать основные принципы ограничения власти по Конституции России.

Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом:

- рассмотреть историческую справку;

- изучить понятие правового государства;

•выделить основные принципы ограничения власти по Конституции России.
•провести анализ соответствие российской действительности общепринятым стандартам правового государства

Содержание

Введение……………………………………………………………………….………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………….……………………. 5
1.1. Историческая справка……………………………………..………………….. 5
1.2. Понятие правового государства…………………………………………... 14
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИИ……………………………………………………………….
20
2.1. Принципы правового государства……………………………………….. 20
2.2. Соответствие российской действительности общепринятым
стандартам правового государства……….…………………………………….

26
Заключение……………………………………………………………………………………… 37
Библиографический список……………………………………………………………….. 39

Работа содержит 1 файл

Основн.принципы+огранич.власти+по.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….………………… 3
1. ПОНЯТИЕ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………….……………………. 5
     1.1. Историческая справка……………………………………..………………….. 5
     1.2. Понятие правового государства………………………………………... 14
2. ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИИ……………………………………………………………….  
20
     2.1. Принципы правового государства……………………………………….. 20
     2.2. Соответствие российской действительности  общепринятым

     стандартам  правового государства……….…………………………………….

 
26
Заключение……………………………………………………………………………………… 37
Библиографический список……………………………………………………………….. 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     На  сегодняшний день идеи господства права  в масштабе того или иного государства  или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и т.д. получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения буквы и духа закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.

     Актуальность  курсовой работы обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности.

     Современные положения и выводы, относящиеся  к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. В этой связи можно предложить следующее определение правового государства: это такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Главными элементами, составляющими основу правового государства, являются свобода человека, связанная с наиболее полным обеспечением его прав, и ограничение правом государственной власти.

     Цель  данного исследования состоит в следующем: во-первых, изучить понятие правового государства, во-вторых, рассмотреть и проанализировать основные принципы ограничения власти по Конституции России.

     Исходя  из цели, задачи исследования определены следующим образом:

     - рассмотреть историческую справку;

     - изучить понятие правового государства;

  • выделить основные принципы ограничения власти по Конституции России.
  • провести анализ соответствие российской действительности общепринятым стандартам правового государства

     Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

     Формирование  правовой государственности в России – это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться  по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 

     1.1. Историческая справка

     Правовое государство – не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, становления гражданского общества, связанности государства правом, форма существования народовластия. Правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Главными элементами, составляющими основу правового государства, являются свобода человека, связанная с наиболее полным обеспечением его прав, и ограничение правом государственной власти.

     Для лучшего понимания этой формы  организации и функционирования политической власти представляется целесообразным кратко рассмотреть исторические корни концепции правового государства.

     Зачатки теории правового государства в  виде идей гуманизма, широкого или ограниченного  притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права  и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

     Так, еще в знаменитых диалогах под  названием «Государство», «Политик», «Законы» и других древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

     Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой  в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» [14, C. 261].

     Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового  государства, развивались также  в работах ученика и практика Платона, «величайшего мыслителя древности», как назвал его Маркс, Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке «естественной любви» к самому себе и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие его формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что «Платон мне друг, но больший друг – истина».

     Выражая свое отношение к государственной  власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем». [14, C. 262]

     С идеями передовых мыслителей Древней  Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются  гуманистические воззрения и  взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», а также в многочисленных произведениях одного из крупнейших римских писателей и философов эпохи Империи, Аннея Сенеки.

     Что такое государство? Чьим достоянием оно является? – спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как «общий правопорядок». В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость.

     Будучи  глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «истинный закон», Цицерон рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им…».

     Весьма важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами»; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

     Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию»,  трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и др. Весьма показательны его выступления в защиту «говорящих орудий» - рабов.

     Все люди, согласно учению Сенеки, равны  между собой в том смысле, что  они являются «сотоварищами по рабству», одинаково находясь во власти судьбы [5, С. 469, 471.].

     Подобные  человеколюбивые, гуманистические  мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного  времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древней Индии и Китае. Наряду с наивными материалистическими представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа «сознание рождается из вещей и умирает тоже в вещах» или «жизнь – это корень смерти, а смерть – корень жизни», в Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию», быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо «страна управляется справедливостью» [14, C. 263].

     Конечно, данные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и  идей, формирующих современную концепцию правового государства. А кроме того, некоторые из них хотя и не расходились радикально с идеями и взглядами, положившими историческое начало процессу становления теории «правового государства», но тем не менее непосредственно и не «вписывались в них, органически не сочетались с ними». Например, рассуждения – древнекитайского философа Лао Цзы, согласно которым, «когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников»; «когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным»; «нужно сделать государство маленьким, а народ – редким» и пр.

     Однако, несмотря на такие своеобразные суждения и умозаключения, все же древняя  гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

     В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позднее – в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. В этот период идеи правового государства были развиты в работах Г. Гроция, Б. Спинозы. Т Гоббса, Дж. Локка. Ш Монтескье и др.

Информация о работе Принципы ограничения власти по конституции рф