Принципы ограничения власти по конституции рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в следующем: во-первых, изучить понятие правового государства, во-вторых, рассмотреть и проанализировать основные принципы ограничения власти по Конституции России.

Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом:

- рассмотреть историческую справку;

- изучить понятие правового государства;

•выделить основные принципы ограничения власти по Конституции России.
•провести анализ соответствие российской действительности общепринятым стандартам правового государства

Содержание

Введение……………………………………………………………………….………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………….……………………. 5
1.1. Историческая справка……………………………………..………………….. 5
1.2. Понятие правового государства…………………………………………... 14
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИИ……………………………………………………………….
20
2.1. Принципы правового государства……………………………………….. 20
2.2. Соответствие российской действительности общепринятым
стандартам правового государства……….…………………………………….

26
Заключение……………………………………………………………………………………… 37
Библиографический список……………………………………………………………….. 39

Работа содержит 1 файл

Основн.принципы+огранич.власти+по.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     Так, Локк обосновал незыблемость естественных прав человека и идею необходимости  разделения властей в государстве. К естественным правам он относил  права на собственную личность, на свои действия, на свой труд и его результаты. Им были разработаны концепции естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, законности восстания против тирана и т.д.

     Локк  установил пределы власти государства – естественные права граждан. Главное, при этом, чтобы организация самой власти препятствовала беззаконию и обеспечивала свободу. Для этого как раз и нужен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную (ведающую международными отношениями).

     В дальнейшем Ш. Монтескье вместо федеративной власти включил в триаду ветвей власть судебную, т.е. сформулировал принцип  разделения властей, который используется и по сей день.

     Монтескье считал, что три вида власти должны быть рассредоточены в различных государственных органах, т.к. соединение всей полноты власти в руках одного органа (лица) приведет к злоупотреблениям. Верховенство права при таком разделении властей обеспечивается системой сдержек и противовесов, при этом значительная роль отводится независимым судам.

     Философская основа теории правового государства  была сформулирована И. Кантом. Следует  оговориться, что словосочетание «правовое  государство» впервые встречается  в работах немецких ученых К. Велькера (1813) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков [11, C. 102].

     Высшим  критерием справедливости закона Кант считал не единодушное голосование  за него, а нравственность закона как  осознание ответственности перед  человеческим родом. Когда право  соответствует нравственному закону, тогда люди будут вести себя, ограничивая свою свободу свободой других людей [8].

     Так, по Канту, каждое лицо является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться  в качестве средства или орудия для  выполнения хотя бы и самых благороднейших планов.

     Существует – некий закон, не связанный ни с какими человеческими обстоятельствами. Кант именует его «категорическим императивом». Это – абстрактная форма, формальное правило, но, как только оно прикладывается к жизненным отношениям, то получает реальный смысл. Императив гласит: «действуй так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех» [13, C. 441].

     Государство основывает свою деятельность исключительно  на праве. Возникает вопрос: на каком? Ведь государство само издает законы.

     Государство следует естественному праву и вместе со всеми выполняет общеобязательные законы.

     В установлении верховного правопорядка участвует народ. В конституции  выражается его воля. Кант вслед  за Руссо обозначает идею народного  суверенитета. Народу принадлежит законодательная  власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.

     В этой связи следует согласиться  с мнением B.C. Нерсесянца, что суверенитет  предполагает правовую организацию верховенства государственной власти, определение правового статуса и процедуры работы всех государственных органов, установление правового положения личности, общественных объединений, всех звеньев политической системы общества [13, C. 443].

     В целом суверенитет правового  государства – это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Подобно тому, как публично-политической властью в государственно-организованном обществе могут и должны быть лишь государственные органы (различные ветви и звенья системы суверенной государственной власти), так и общеобязательный характер (посредством государственного признания и защиты) может и должен иметь лишь право (правовые нормы, принципы, требования).

     Идеи  правового государства нашли широкое отражение и в отечественной юридической науке. Особенно широкое распространение они получили в начале XX в.

     Первыми теоретическими разработками проблем  правового государства были исследования М.А. Рейснера и В.М. Гессена. М.А. Рейснер писал, что правовым можно назвать такое государство, где закон - норма, обязательная для самой власти. Для В.М. Гессена правовое государство в своей деятельности связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним [13, C. 442].

     В XX в. идеи правового государства претерпевали дальнейшую эволюцию. Обозначившаяся в Европе проблема правового положения личности, ограничения государственного суверенитета и законодательной власти свободой подвластных, их дозаконотворческими правами и свободами, позволила говорить о демократическом правовом государстве. В таком государстве законы должны выражать потребности членов общества, государственная власть, ограниченная законом, не может стоять над обществом, ограничение свободы индивидов может быть допустимо только с согласия самих членов общества.

     Следующим этапом развития концепции правового  государства явился тезис о конституционном  правовом государстве, основным признаком  которого является запрет законодательным  путем ограничивать, нарушать неотчуждаемые права и свободы граждан, гарантированные конституцией.

     Во  второй половине XX в. сложилось общепризнанное понятие правового государства, в соответствии с которым государственная  власть максимально ограничивается естественными правами и свободами, запрещающими властное вмешательство в сферу гражданского общества и обязывающими государство предоставлять человеку защиту его свободы и собственности. При этом идеалом было объявлено социальное правовое государство, которое не только гарантирует личные и политические свободы, но и обеспечивает социально-экономические и культурные права человека [20, C. 73].

     Концепция социального правового государства  предполагает, что в обществе должны быть достигнуты реальное, экономическое  равенство, справедливость и свобода. С этой идеей связано завоевание трудящимися облегчения условий труда, прав на социальное страхование и т.д. Наиболее ярко эта концепция выражена в доктрине «государства общественного благосостояния», также получившая развитие в Европе во второй половине XX в.

     В России принципы построения правового  государства были отвергнуты уже  к середине 20-х годов XX в., так как  к тому времени не были сформированы политические и правовые механизмы, которые могли бы обеспечить господство закона в общественных отношениях. Право в этих условиях стало рассматриваться как команда, запрет, ограничение, а сама идея правовой государственности получила ярлык «антинаучности» и «буржуазности». Вновь к концепции господства права отечественная юридическая наука вернулась лишь в середине 70-х годов, что в дальнейшем позволило провозгласить Россию демократическим правовым государством. Следует, однако, подчеркнуть, что провозглашение России правовым государством не есть его построение. Правовое государство нужно рассматривать как идеальный тип, к которому можно лишь в большей или меньшей степени приближаться.

     Подводя черту под историческим экскурсом  генезиса концепции правового государства, следует отметить, что принципы правового  демократического государства – это результат политической борьбы общества против произвола государства, его вмешательства в частную и общественную жизнь, против установления авторитарных и тоталитарных политических режимов.

     1.2. Понятие правового  государства 

     Возникновение правового государства выражает качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу.

     Идея  правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому  приложили свои умы многие ученые и политики.

     Несмотря  на обилие определений правового государства, более или менее соответствующих современным представлениям государства, проблему понятия правового государства рано еще объявлять разрешенной. При внимательном рассмотрении имеющихся представлений о правовом государстве, выработанных в различных странах можно обнаружить довольно существенные различия.

     Так, немецкие государствоведы в понимании  правового государства больше акцентируют внимание на социальную деятельность государства. Правовое государство, по их мнению, это прежде всего социальное государство. Понять этот акцент у немцев можно. После уроков фашистского государства, нацеленного главным образом на интересы нацистов, конечно, немцам хочется иметь государство, обеспечивающее здоровые интересы всего общества.

     В постсоветской России правовое государство  у российских государствоведов ассоциируется  как государство, связанное с  правом. Акцент на выпячивание связанности государства с правом для российских государствоведов также понятен. После тоталитарного государства, распространенного правового нигилизма в России основная проблема в государственно-правовой сфере, конечно же, видится в обеспечении верховенства закона, осуществлении государственной деятельности строго в рамках законов.

     В правовой идеологии отчетливо обозначились две позиции по вопросу о том, что такое правовое государство. Первую из них можно сформулировать как «господство закона» во всех сферах общественной жизни, хотя все аспекты проблемы и не исчерпываются этим тезисом. Здесь имеется в виду господство закона в конституционном смысле, т.е. актов высших представительных органов государственной власти. Речь идет о действительном, а не о декларируемом верховенстве закона, предлагается создание институционального механизма защиты закона.

     Не  ставя под сомнение основополагающие принципы отмеченного подхода, следует отметить вторую позицию, суть которой заключена в формулировке «господство, правление права» [9]. Здесь исходят из концептуального различения права и закона. Правление права подразумевает верховенство правового закона, ибо не всякий закон, даже выражающий высокие идеалы, содержит право. По содержанию законы могут быть прогрессивными и отсталыми, логичными и противоречивыми, справедливыми и несправедливыми. Верховенство закона – важная, но все же внешняя, формальная, сторона правового государства. Внутреннее, содержательное свойство правового государства есть качество, сущность самого закона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву.

     Верховенство  легитимного закона складывается тогда, когда тому сопутствуют соответствующие экономические, социальные и политические предпосылки: раскрепощенный производитель, независимый потребитель, равноправный гражданин, свободная личность, демократическая политическая система в целом. Но есть и специфические юридические требования, вне которых верховенство закона приобретает формальный характер. Одним из них является различие права и закона.

     Термины «правление права», «господство (правление) закона» наличествуют практически во всех концепциях правового государства. Однако на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали. С естественноисторической точки зрения такое господство в принципе невозможно, так как право не может быть выше экономического строя и обусловленного им культурного развития общества. Аксиоматично, что закон живет и действует в системе общественных отношений, а не вне и выше ее. Его задача – верно отражать эти отношения, изменяться, следуя логике объективного их развития.

     Из  представлений некоторых авторов  вытекает, что закон должен стать  чуть ли не субъектом власти и управления. По существу, предлагается, чтобы обществом  правили не люди, а законы. Ограниченность данной позиции на поверхности: в человеческом обществе всегда правили, правят и будут править люди. Но когда человеческая власть делает попытку стать скрытной, анонимной и неответственной за свои действия, она с готовностью прикрывается ссылками на определенную, якобы высшую и безличную силу – силу закона. Сторонники этого подхода предполагают, что суровый, но справедливый закон царит над всеми. Отсюда и современные призывы придерживаться принципов типа «закон превыше всего», «суров закон, но он закон», «пусть погибнет мир, но здравствует юстиция» и т.д. При всей значимости и в известной степени предпочтительности этих принципов нельзя упускать из виду, что на самом деле именем закона обществом правят все те же люди [13, C. 449].

Информация о работе Принципы ограничения власти по конституции рф