Принципы ограничения власти по конституции рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в следующем: во-первых, изучить понятие правового государства, во-вторых, рассмотреть и проанализировать основные принципы ограничения власти по Конституции России.

Исходя из цели, задачи исследования определены следующим образом:

- рассмотреть историческую справку;

- изучить понятие правового государства;

•выделить основные принципы ограничения власти по Конституции России.
•провести анализ соответствие российской действительности общепринятым стандартам правового государства

Содержание

Введение……………………………………………………………………….………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………….……………………. 5
1.1. Историческая справка……………………………………..………………….. 5
1.2. Понятие правового государства…………………………………………... 14
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИИ……………………………………………………………….
20
2.1. Принципы правового государства……………………………………….. 20
2.2. Соответствие российской действительности общепринятым
стандартам правового государства……….…………………………………….

26
Заключение……………………………………………………………………………………… 37
Библиографический список……………………………………………………………….. 39

Работа содержит 1 файл

Основн.принципы+огранич.власти+по.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     Теоретические споры о различении права и  закона стали основой двух различных подходов к пониманию права – право в «узком» и «широком» смысле слова.

     Говоря  кратко, сторонники «узкого» понимания  права сводят право к закону, тексту, нормативному акту.

     Сторонники  же «широкого» понимания права включают в понятие права не только нормы, но и правоотношения, правосознание и даже субъективное право.

     Некоторые величайшие мыслители мира относились сдержанно к праву. Это было связано, по-видимому, с тем, что на шкале  социальных ценностей право занимает не самое высокое место. В мире есть многое такое, что стоит выше права, - истина, разум, совесть, честность, свобода, братство, справедливость и т.п. Право и закон что-то собой представляют только тогда, когда они выражают эти ценности, способствуют их проведению в социальную жизнь. Одна из опасностей, подстерегающая наше общество на пути к правовому государству, - это опасность поставить право и закон не на свои места.

     В сфере правовой действительности современному обществу пока не удалось. Добиться единства должного и сущего. Длительный процесс приближения к этой цели и есть период формирования и становления правового государства, в котором верховенство может принадлежать только правовому закону, сочетающему сущее и должное. Сущее – закон, который есть, должное – каким он должен быть. Поиск должного и составляет в теоретическом плане поиск сущности права.

     Верховенства  закона и даже связанности государства  законом недостаточно для характеристики государства как правового. Только связанность правом характеризует  государство как подлинно правовое.

     Общественным  сознанием правовое государство  воспринимается как такой тип  государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через  него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

     В идее правового государства можно  выделить два главных аспекта:

    1) свободу  человека, наиболее полное обеспечение  его прав;

    2) ограничение  правом государственной власти.

     В философском смысле свобода может  быть определена как способность  человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено» [15, C. 130].

     Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

     Наиболее  крупные и значимые блоки права-стимула  в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются  в формуле «права человека», которые  являются фундаментальными в том  плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.

     Права человека как главное звено правового  режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства  его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

     Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

     Именно  в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право  выступает как антипод произвола  и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

     Правовые  ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной  власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

     В условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством – утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.

     Итак, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.  
 
 
 
 
 

     2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИИ 

     2.1. Принципы правового  государства 

     Анализ  содержания понятия правового государства  позволяет выделить ряд его признаков (принципов), характеризующих этот феномен.

     К ним можно отнести следующие:

     1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод личности;

     2) сосредоточие всех прерогатив  государственно-властного регулирования  в системе государственных институтов  и создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточию властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

     3) разделение властей, т.е. недоступность  подмены выполнения функций одной  государственной подсистемы (законодательные  учреждения, исполнительно-распорядительные органы, органы судебной власти) другой и их эффективное взаимодействие через систему «сдержек и противовесов»;

     4) наличие развитого  гражданского общества, состоящего  из свободных, владеющих частной  собственностью личностей;

     5) верховенство и прямое действие  конституционного закона, господство  правового закона в общественной  жизни; 

     6) установления в законе и проведение  на деле суверенности государственной  власти;

     7) формирование обществом на основе  норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;

     8) соответствие внутреннего законодательства  общепризнанным нормам и принципам  международного права; 

     9) правовая защищенность всех субъектов  социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;

     10) возвышение роли суда как образца,  модели и средства обеспечения  правовой государственности; 

     11) соответствие законов праву и  правовая организация системы  государственной власти;

     12) единство прав и обязанностей граждан;

     13) взаимная ответственность государства  и личности.

     Из  всего многообразия принципов (признаков) правового государства выделим  основные из них.

     Право и правопорядок существуют и развиваются  только при демократическом политическом режиме функционирования государственной власти, там, где обеспечиваются и гарантируются основные права и свободы личности. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает порядок организации и деятельности системы государственных органов.

     Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. «Закон – это не продукт произвольной деятельности государства, - пишет В.Н. Кудрявцев, - он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости» [12, C.12]. Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев, и следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.

     Высшую  юридическую силу имеет Основной Закон государства, который устанавливает  основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок  организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В ней необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок.

     Верховенство  права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в  правоприменительной деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные  лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов. Соблюдение принципа законности – гарант стабильности и развития общества.

     Верховенство  правового закона также означает его всеобщность, то есть его предписания  в равной степени распространяются на все субъекты правоотношений. Закон один для всех, и в любой ситуации перед ним все равны. Ему обязаны подчиняться и глава государства, обладающий большими полномочиями, и должностные лица в органах исполнительной власти, и каждый депутат, который в состоянии изменить закон только совместно с другими депутатами, в процессе особой и достаточно тщательной, длительной процедуры обсуждения и принятия нового проекта. Таков смысл требования принципа правления правового закона. Отступление от данного принципа приводит к различного рода злоупотреблениям, произволу, правонарушениям, что в конечном счете сказывается и на общем состоянии стабильного функционирования общества и государства.

     Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Принцип наиболее полное обеспечение прав и свобод личности закреплен в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что на современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. Россия признает нерушимость этих прав и свобод.

     В статье 2 Конституции РФ впервые  провозглашается обязанность государства  признавать, соблюдать и защищать права человека. Признание прав и  свобод человека в России означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод, но и предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.

Информация о работе Принципы ограничения власти по конституции рф