Президентство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым. С мая 1991 года, когда он был введен в Российской Федерации был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Российской Федерации произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки введения института президентства в России…………………5
2. Статус Президента Российской Федерации…………………………………10
3. Развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации……………………………………………………………………......20
4. Полномочия Президента Российской Федерации…………………………..23
4.1 Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти……………………………………………………………………………..23
4.2 Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти……………………………………………………………………………..24
4.3 Полномочия Президента РФ связанные с судебными органами власти…24
4.4 Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства…………………………………………….…………25
4.5 Полномочия Президента РФ в области внешней политики………………25
4.6 Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации…...26
4.7 Иные полномочия Президента РФ………………………………………….27
Заключение………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 55.63 Кб (Скачать)
:justify">Только  Президент имеет право предоставления политического убежища.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения – награждение государственными наградами России. Президент присваивает  почетные звания РФ, утверждает статусы  орденов и положения о медалях, издает указы о награждении ими.

Президенту  предоставлено право помилования. В полномочия Президента входит и  назначение референдума.

Таким образом  полномочия Президента РФ охватывают довольно большую сферу. Президент  наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо то других органов, но в тесном взаимодействии с ними34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Институт президентства существует в России еще очень недолго, но с момента его создания вызывает непрерывные дискуссии. Нужен ли России этот институт? И если нужен, то в каком виде? В обществе еще  нет однозначного его понимания. Российский институт президентства  в его современном виде имеет  как сторонников, так и противников.

Сторонники данного института  убеждены в необходимости сильной  централизованной власти в стране в  период реформ. “Президентский вариант” разделения властей в государстве  считается оптимальным вариантом  для стран с переходной экономикой. Сильная власть, сосредоточенная  в одних руках, позволяет эффективно управлять и предупреждать возникновение  политических конфликтов. Она необходима для обеспечения единства государственной  власти. Недостатки существующей формы  правления объясняются тем, что  президентской власти приходится действовать  в сложных условиях, на неблагоприятном  социальном фоне.

В то же время, среди исследователей в области права, как и среди  политических деятелей, есть много  противников института президентства  в современном его виде. Основной недостаток Конституции 1993 года многие видят в том, что она была ориентирована  на конкретные обстоятельства, сложившиеся  в связи с политическим конфликтом в государстве и принята в  результате силового разрешения этого  конфликта. Кроме того, по их мнению, Конституция была смоделирована  под конкретного политического  лидера. Следствием всего этого явилось  формирование государственной системы, где Президент обладает чрезмерно  сильной властью, позволяющей ему  проводить радикальные реформы, а парламент ослаблен, и поэтому  принцип разделения властей не реализован. Установленная Конституцией конструкция власти служит источником нестабильности политического режима, т. к. система сдержек и противовесов не эффективна. Объединение многих властных полномочий в одном институте порождает коллизии и напряженность во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти.

Таким образом, Конституцию обвиняют в нарушении принципа разделения властей. Многие правоведы считают, что в настоящий момент баланс властей в России смещен в пользу исполнительной, а точнее – президентской  власти. Некоторые авторы даже называют Россию “суперпрезидентской” республикой, т. к. Президент обладает совокупностью  полномочий, характерных как для  главы государства в президентской, так и для главы государства  в парламентской республике. Так, Президент в России избирается народом, имеет значительную власть в отношении  Правительства, назначает министров  и принимает решение об их отставке без участия парламента. Правительство  несет ответственность только перед  ним, но не перед парламентом. Хотя формально  Президент и не назван главой исполнительной власти, но фактически им является, в  его руках сосредоточены основные управленческие полномочия. Он также  оказывает влияние и на законодательную  деятельность Федерального Собрания.

В то же время, Президент не несет  ответственности за деятельность исполнительной власти и обладает правом роспуска одной из палат парламента. Сложный  порядок внесения поправок в Конституции  и практически неосуществимая процедура  отрешения от должности делают власть Президента незыблемой и по существу неограниченной. Институт президентства  становится опасным для государства  и общества. Президент не подотчетен ни органам власти, ни народу. Вопрос о досрочном прекращении его  полномочий не может быть вынесен  на референдум. Поэтому многие видят  идеал развития Российской Федерации  в парламентской республике и  даже предлагают упразднить пост Президента.

В любом случае, несомненно, Президент  является очень влиятельной фигурой  в политической жизни страны, выступая как своеобразный символ государства  и играя решающую роль в определении  политики государства.

В целом, институт президентства в  России имеет много общего с соответствующими конституционными институтами демократических  стран. В то же время, есть ряд особенностей, не имеющих аналогов в зарубежных конституциях и не исключающих возможности  узурпации власти. Но опасность злоупотребления  ими может быть нейтрализована действием  других либеральных норм Конституции.

Для предотвращения возможности узурпации  власти необходимо более четкое правовое определение института президентства. Изменение правового регулирования  этого института должно идти в  направлении конкретизации его  полномочий и разграничения компетенции  высших органов государственной  власти. Еще не существует закона о  Президенте, и Конституция даже не указывает на необходимость принятия такого закона.

Институт президентства в Росси  еще не является устоявшейся совокупностью  конституционных норм. С момента  его создания он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые  черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

1. Конституция  Российской Федерации. Принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г. Изд. официальное. М., 2010.

2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

3. Авакьян С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. – 1999. - № 3. – С. 87-97.

4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.- С. 388-422.

5. Виноградов В., Плешанова О. Две трети парламентаризма или парламентаризм двух третей // Юрист. – 19995. - № 5/6. – С. 33-34.

6. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М. – Юристъ, 2006. – 237 с.

7. Илюхин В. Нужен ли России институт президентства? // Российская Федерация сегодня. – 1998. - № 22. – С. 14-15.

8. Исполнительная власть в Российской Федерации (научно-практическое пособие) / Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 269 с.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. – М.: Фонд “Правовая культура”, 2006. – С. 362-396.

10. Крылов Б. С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал Российского права. - 1998. - № 6. – С. 3-9.

11. Немова С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. – 1998. - № 4. - С. 51-54.

12. Нестеров Ю., Вишневский Б. Конституционная реформа: дальше откладывать нельзя // Российская Федерация сегодня. – 1999. - № 20. – С. 41-44.

13. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – 240 с.

14.  Президент – Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 1997. – 60 с.

15. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит., 1994. – 176 с.

16. Современная организация государственных учреждений в России: Учебник / Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева. – М.: РГГУ, 2006. – 605 с.

17. Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 15-23.

1 Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М. – Юристъ, 2006. – 237 с.

2 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.- С. 388-422.

3 Илюхин В. Нужен ли России институт президентства? // Российская Федерация сегодня. – 1998. - № 22. – С. 14-15.

4 Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М. – Юристъ, 2006. – 237 с.

5 Экимов А. И., Гончаров В.Д. Рецензия на книгу Б. П. Елисеева “система органов государственной власти в современной России” // Законодательство и экономика. – 1997. - № 23-24. – С. 66.

6 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 37.

7 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. – М., 2006. – С. 364.

8 Там же. С. 365.

9 Президент – Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 1997. – С. 30.

10 Немова С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. – 1998. - № 4. - С. 51.

11 Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 18.

12 Там же. С. 17.

13 Крылов Б. С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал Российского права. - 1998. - № 6. – С. 3.

14 Немова С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. – 1998. - № 4. - С. 51.

15 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 13.

16 Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 17.

17 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 45.

18 Там же. С. 41.

19 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 42.

20 Нестеров Ю., Вишневский Б. Конституционная реформа: дальше откладывать нельзя // Российская Федерация сегодня. – 1999. - № 20. – С. 44.

21 Авакьян. С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. – 1999. - № 3. – С. 87.

22 Там же. С. 89.

23 Авакьян С. А. Указ. Соч. С. 92.

24 Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 22.

25 Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. - № 5. – С. 15-23.

26 Президент – Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 1997. – 60 с.

27 Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. – М. – Юристъ, 2006. – 237 с.

28 Современная организация государственных учреждений в России: Учебник / Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева. – М.: РГГУ, 2006. – 605 с.

29Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Изд. официальное. М., 2010.

30 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Изд. официальное. М., 2010.

31 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Изд. официальное. М., 2010.

32 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. – М.: Фонд “Правовая культура”, 2006. – С. 362-396.

33 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. – М.: Фонд “Правовая культура”, 2006. – С. 362-396.

34 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Изд. официальное. М., 2010.

 


Информация о работе Президентство