Президентство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым. С мая 1991 года, когда он был введен в Российской Федерации был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Российской Федерации произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки введения института президентства в России…………………5
2. Статус Президента Российской Федерации…………………………………10
3. Развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации……………………………………………………………………......20
4. Полномочия Президента Российской Федерации…………………………..23
4.1 Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти……………………………………………………………………………..23
4.2 Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти……………………………………………………………………………..24
4.3 Полномочия Президента РФ связанные с судебными органами власти…24
4.4 Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства…………………………………………….…………25
4.5 Полномочия Президента РФ в области внешней политики………………25
4.6 Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации…...26
4.7 Иные полномочия Президента РФ………………………………………….27
Заключение………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 55.63 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предпосылки  введения института президентства  в России…………………5

2. Статус  Президента Российской Федерации…………………………………10

3. Развитие  законодательства о выборах Президента  Российской Федерации……………………………………………………………………......20

4. Полномочия  Президента Российской Федерации…………………………..23

4.1 Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти……………………………………………………………………………..23

4.2 Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти……………………………………………………………………………..24

4.3 Полномочия Президента РФ  связанные с судебными органами  власти…24

4.4 Полномочия Президента РФ  в области обороны страны и  обеспечения безопасности государства…………………………………………….…………25

4.5 Полномочия Президента РФ  в области внешней политики………………25

4.6 Полномочия Президента РФ  по отношению к субъектам Федерации…...26

4.7 Иные полномочия Президента  РФ………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….28

Список используемой литературы……………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной  власти. Основой такой модели послужили  общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также  введение института президентской  власти. Для России данный институт являлся новым. С мая 1991 года, когда  он был введен в Российской Федерации  был накоплен определенный опыт, который  требует обобщения. В Российской Федерации произошло становление, не только института президентской  власти, но и парламентаризма, независимой  судебной власти, органов исполнительной власти.

Целью данной работы является выявление особенностей института президентской власти в РФ.

Задачи  работы состоят в следующем:

  • исследовать становление института президентской власти в РФ и его взаимодействие с другими органами власти;
  • показать изменения законодательства о выборах Президента РФ;
  • провести анализ полномочий Президента РФ в различных сферах его деятельности;

Для написания  данной работы была использована литература, в которой в достаточно полной мере рассматриваются закономерности становления института президентской  власти в России, его место в  органах государственной власти, проблемы формирования и эффективного функционирования данного института  такие как монография Г.В. Дёгтева  «Становление и развитие института  президентства в России», рассматривающая  и анализирующая аспекты института  президентства в Российской Федерации, его место в системе органов  государственной власти, проблемы функционирования и формирования данного института  в Российской Федерации, а также  перспективы развития президентства  в России, и учебник Т.Г. Архиповой  и Е.П. Малышевой по «Современной организации государственных учреждений России», в III разделе которого рассматривает становление и развитие института президентства в РФ. Также изучения вышеперечисленных вопросов были использованы такие источники как Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ  «О выборах Президента Российской Федерации».

Данная работа содержит в себе четыре части:

  • Первая часть посвящена предпосылкам введения института президентства в России, а также его становлению на начальном этапе;
  • Во второй части рассматривается статус Президента по отношению к другим органам государственной власти;
  • В третей части проводится анализ развития законодательства о выборах Президента РФ;
  • Часть четвертая характеризует президентские полномочия в различных сферах его деятельности.

         Также данная работа включает  в себя введение, заключение и  список используемой литературы.

 

1. Предпосылки введения института президентства в России.

В марте 1990 года на 3-ем съезде народных депутатов был учрежден пост Президента СССР. Стало ясно, что Президент нужен и России – как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности, о представительстве и защите его интересов.

Выбор оптимальной  модели института президентства  в России стал одной из ключевых проблем при подготовке проекта  новой Конституции России. В конституционной  комиссии стал вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной власти, или  исполнительная власть должна возглавляться  правительством. Конституционной комиссией  был поддержан вариант президентской  республики, в воплощенный с незначительными  коррективами в Законе «О Президенте РСФСР» 1991 года.

При разработке президентской модели стоял вопрос, либо Президент должен быть ответственным  перед народом за суверенитет  государства, за надежность и целостность  государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, либо он должен быть хозяйственником  – управленцем. Было принято решение, что «Президент не должен быть всероссийским  «управдомом». Он должен управлять  властью, на основе строгого разделения властных функций. Роль «управдома»  должно было взять на себя Правительство  – Совет Министров, избираемый парламентом и отвечающий перед ним». Критики учреждения в системе государственных органов РСФСР поста Президента считали, что тем самым создаются реальные условия для сосредоточения власти в руках одного человека, и что учреждение поста Президента России будет способствовать не укреплению Союза ССР, а его разрушения1. Сторонники института президентства доказывали неспособность депутатского корпуса проводить радикальные изменения в политической и экономической жизни государства, они противопоставляли законодательной власти мобильную исполнительную власть.

Концепция института президентства, где президент  – глава исполнительной власти и  высшее должностное лицо представлялось многим депутатам более демократической, чем аналогичный институт власти на уровне Союза ССР.

Статья 5 Закона «О Президентстве РСФСР» от 24 апреля 1991 года, закрепила Президентские  полномочия, которые стали фундаментом  института Президентства в России, сочетающего два основных компонента статуса Президента: фактического главы  государства и конституционного главы исполнительной власти2.

Но даже при столь серьезных изменениях высших органов России, главную роль по прежнему играли Съезд и Верховный  совет РСФСР, т.к. все полномочия Президента определялись самим парламентом; бюджет, все программы Президента, его администрация, вся исполнительная власть финансировалась парламентом; парламент оставил за собой право отменить любой указ Президента; парламент оставил за собой право отрешить от должности Президента РФ. Видимо поэтому из 898 принявших участие в голосовании народных депутатов 690 высказалось за одобрение Закона «О Президенте РСФСР»

После проведения референдума были приняты законы РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР» и от 27 июня 1991 года «О вступлении в  должность Президента РСФСР». Были внесены соответствующие изменения  и дополнения в Конституцию РСФСР 1978 года, в которой появилась специальная  глава. На основе этих законодательных  актов первый Президент России был  избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании 12 июня 1991 года. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.

Введение  поста Президента России стало следствием прогрессивных демократических  процессов в российском обществе и в его политической системе. Оно отразило процесс трансформации  политической власти из системы партийных  органов и организаций в систему  государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.

Существовали  и другие причины:

Во-первых, стремление заполнить с помощью  введения поста Президента РСФСР  своеобразный «вакуум», который возник в процессе проведения экономических  и политических реформ, когда «старая система, в которой партия была верховным органом управления изжила себя и демонтируется. Происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия».

Во-вторых необходимость изменения федеративных связей. Президент РСФСР должен был  выступать координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками.

В-третьих  необходимость иметь интегрирующую  силу не только в политической системе  общества и системе разделения властей, но и в самом обществе.

В-четвертых  необходимость усиления исполнительной власти и повышения эффективности  управления3.

Помимо  всего прочего учреждение поста  Президента РСФСР связывалось в  определенной мере с необходимостью за счет оперативности президентской  власти принимать быстрые решения  по текущим, требующим оперативного вмешательства вопросам.

Президент РСФСР в соответствии с законодательством 1991 года наделялся широкими полномочиями. Он обладал традиционными для глав всех государств законодательными полномочиями; подписывал и обнародовал законы, принятые Верховным Советом РСФСР, и мог вернут закон для повторного рассмотрения в Верховный Совет (полномочия не распространялись на акты высшего законодательного органа - Съезда народных депутатов РСФСР), обладал правом законодательной инициативы.

Президент наделялся широкими полномочиями в  сфере исполнительной власти: назначал и освобождал от должности всех членов Совета Министров ( согласие Верховного Совета требовалось только для назначения Председателя Совета Министров и  для принятия Президентом отставки Правительства в целом); принимал меры по обеспечению государственной  и общественной безопасности и т.д.

Однако  институт президентства в России до 12 декабря 1993 года в полной мере не отрицал полновластия Советов, поскольку  закреплял подотчетность Президента Съезду народных депутатов.

Указа Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в Федеральное Собрание и Выборов Президента РФ» ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику. «Была подведена черта под советской формой государственной организации в России. Вслед за Верховным Советом были ликвидированы советы нижестоящих уровней»4.

12 декабря  1993 года состоялись выборы в  новые органы законодательной  власти и референдум по новой  Конституции. Согласно Конституции  1993 Президент занимает в системе  федеральных государственных органов,  сформировавшихся после 1993 года, особое положение, которое будет  рассмотрено ниже.

Таким образом  из всего вышеперечисленного можно  сделать вывод, что в начале 90-х  годов введение института президентства  в России было жизненно необходимо, в связи с создавшейся политической и экономической обстановкой. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президентства и Советы.

 

2. Статус Президента Российской Федерации.

Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая  своей деятельностью весь широкий  круг вопросов государственного значения.5 Его особое положение отражено и в структуре Конституции, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.

Основы  статуса Президента Российской Федерации  закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент является главой государства. В конституционном праве понятие  главы государства точно и  однозначно не определено. Конституции  многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление  о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в  международных отношениях.6 Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

Президент является гарантом Конституции РФ. Он контролирует соблюдение конституционных  норм всеми органами государства. Он накладывает вето на законы, не соответствующие  конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления  Правительства. Наконец, выполнять  функцию гаранта Конституции  он может не только лично, но и путем  обращения в компетентные органы – прежде всего суды. Президент  вправе направлять в Конституционный  Суд запросы о конституционности  различных нормативно-правовых актов  и обращаться в Конституционный  Суд по вопросам толкования Конституции.7

Информация о работе Президентство