Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа
Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым. С мая 1991 года, когда он был введен в Российской Федерации был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Российской Федерации произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки введения института президентства в России…………………5
2. Статус Президента Российской Федерации…………………………………10
3. Развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации……………………………………………………………………......20
4. Полномочия Президента Российской Федерации…………………………..23
4.1 Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти……………………………………………………………………………..23
4.2 Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти……………………………………………………………………………..24
4.3 Полномочия Президента РФ связанные с судебными органами власти…24
4.4 Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства…………………………………………….…………25
4.5 Полномочия Президента РФ в области внешней политики………………25
4.6 Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации…...26
4.7 Иные полномочия Президента РФ………………………………………….27
Заключение………………………………
Обвинение Государственной Думы должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков состава преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93, п. 1).
Решение
об отрешении Президента от должности
принимает Совет Федерации так
же двумя третями голосов от общего
числа членов в течение 3 месяцев
после выдвижения Государственной
Думой обвинения. Если в этот срок
Совет Федерации не вынесет соответствующего
решения, обвинение считается
Импичмент
представляет собой очень сильное
средство воздействия на Президента
со стороны парламента, направленное
на предупреждение злоупотреблений
властью и нарушения
Как уже было отмечено, во всех случаях неспособности Президента выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства (ст. 92, ч. 3).Существуют некоторые ограничения его полномочий: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Эти ограничения обусловлены тем, что исполняющий обязанности не избирается всенародно, в отличие от Президента.
Выборы нового Президента должны быть проведены не позднее 3 месяцев после досрочного прекращения полномочий Президента.
3. Развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации.
Законодательство о выборах Президента РФ базируется на конституционных основах. Так Президентом может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.
Согласно Конституции РФ порядок выбора Президента определяется федеральным законом. Первый такой закон был принят 24 апреля 1991 года, второй – «О выборах Президента Российской федерации» - 21 апреля 1995 года, внеся ряд изменений. Так если Президент РСФСР избирался сроком на пять лет, то Президент РФ избирался теперь на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента РСФСР назначались Съездом народных депутатов РСФСР, теперь – Советом Федераций Федерального Собрания.
Федеральный закон предоставлял право выдвижения на должность Президента непосредственно избирателям и избирательным объединениям. Выдвигать кандидатов вправе были также избирательные блоки, создаваемые на период проведения выборов Президента РФ.
По Закону
1991 года кандидаты в Президенты могли
выдвигаться республиканскими политическими
партиями, профессиональными союзами
и массовыми общественно-
Закон 1995
года устанавливает более четкую
и строгую процедуру выдвижения
кандидатов на пост Президента. Избирательные
объединения выдвигали
Как и прежде, избирательные объединения и инициативные группы избирателей собирали в поддержку кандидатов подписи избирателей. Теперь необходимо было собрать не менее 1 миллиона подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно было приходиться не более 7 % требуемого числа подписей.
Ряд уточнений
в избирательное
Закон 1999 года предоставлял кандидату ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Кандидат на должность Президента не мог быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.
В 2003 году вступил в силу четвертый по счету Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах президента РФ»
Он дополнял Закон 1999 года. В нем был уточнен порядок самовыдвижения кандидата, а также порядок выдвижения кандидата политической партией или избирательным блоком. Также в нем было установлен день голосования на очередных выборах Президента – второе воскресение марта.
Закон 2003 года подробно прописывал положения, касающиеся финансовой составляющей президентских выборов, предоставление кандидатам эфирного времени и печатной площади.
Таким образом принципиальных изменений в выборном законодательстве не произошло, однако был введен ряд важнейших положений, таких как: введение четкой нормы сроков полномочий Президента; усилены гарантии равного статуса кандидата; предоставление ряда гарантий кандидату; устанавливался более широкий перечень документов представляемых кандидатом на должность Президента РФ, а также уточнен порядок самовыдвижения кандидата27. Также был установлен день голосования на очередных выборах Президента РФ.
4. Полномочия Президента Российской Федерации.
Полномочия президента охватывают несколько сфер:
1) полномочия,
связанные с законодательными
органами государственной
2) полномочия,
связанные с деятельностью
3) полномочия,
связанные с деятельностью
4) полномочия в сфере обороны и обеспечения безопасности государства;
5) полномочия в сфере внешней политике;
6) иные полномочия28.
4.1 Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти.
На Президента
РФ Конституцией наложен ряд полномочий,
связанных с деятельностью
В законодательной
сфере Президент РФ наделен правом
законодательной инициативы, правом
вносить предложения о
4.2 Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти.
Президент РФ наиболее тесно связан и исполнительной властью. Он не является главой исполнительной власти и не входит в ее систему. Президент РФ осуществляет воздействие на Правительство РФ путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.
Президент назначает Председателя Правительства ( после согласования кандидатуры в ГД), принимает решение об отставке Правительства. Он имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.
Президент
РФ наделяется правом приостанавливать
действия акты органов исполнительной
власти субъектов РФ в случае противоречия
этих актов Конституции и
4.3 Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти.
В соответствии с Конституцией РФ судьи высших судебных органов РФ назначаются по представлению Президента. Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по тайным голосованием по представлению Президента РФ.
Президент
представляет Совету Федераций кандидатуры
на должность судей Верховного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального
прокурора РФ. По представлению Президента
РФ Совет Федерации может
4.4 Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства.
Согласно
Конституции РФ Президент назначает
и освобождает высшее командование
Вооруженных сил РФ. Президент
утверждает концепцию и планы
строительства Вооруженных сил,
мобилизационные планы
К полномочиям Президента относится, принятие указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооруженных сил. Президент определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства.
Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение32.
4.5 Полномочия Президента РФ в области внешней политики.
Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением. Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств, лично участвует в важных международных совещаниях, ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран. Он лично подписывает важные международные договоры от имени Российской федерации.
Президент РФ несет ответственность за определение внешней политики государства и ее осуществление федеральными государственными органами.
Министерство иностранных дел РФ подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами РФ.
Президент
принимает верительные и
Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Несмотря на все полномочия, Президент не может быть независим от Федерального Собрания в осуществлении внешней политики, т.к. парламент издает необходимые законы, ратифицирует договоры, выделяет средства33.
4.6 Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации.
На Президента
РФ возлагается очень важная роль
с системе органов
Данные процедуры он может использовать для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, во-вторых, между органами государственной власти субъектов.
Суть согласительных процедур состоит в достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли разногласия и призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения.
4.7 Иные полномочия Президента РФ.
Ст. 89 Конституции РФ содержит перечень полномочий Президента РФ касающиеся личности - гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина. Президент уполномочен решать вопрос российского гражданства.