Президентство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым. С мая 1991 года, когда он был введен в Российской Федерации был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Российской Федерации произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки введения института президентства в России…………………5
2. Статус Президента Российской Федерации…………………………………10
3. Развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации……………………………………………………………………......20
4. Полномочия Президента Российской Федерации…………………………..23
4.1 Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти……………………………………………………………………………..23
4.2 Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти……………………………………………………………………………..24
4.3 Полномочия Президента РФ связанные с судебными органами власти…24
4.4 Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства…………………………………………….…………25
4.5 Полномочия Президента РФ в области внешней политики………………25
4.6 Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации…...26
4.7 Иные полномочия Президента РФ………………………………………….27
Заключение………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 55.63 Кб (Скачать)

Обвинение Государственной Думы должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о наличии  в действиях Президента признаков  состава преступления и заключением  Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93, п. 1).

Решение об отрешении Президента от должности  принимает Совет Федерации так  же двумя третями голосов от общего числа членов в течение 3 месяцев  после выдвижения Государственной  Думой обвинения. Если в этот срок Совет Федерации не вынесет соответствующего решения, обвинение считается отклоненным. Таким образом, в процедуре отрешения  Президента от должности совместно  участвуют наиболее компетентные в  этом вопросе органы – обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд – что является гарантией защиты Президента от произвола отдельных органов власти.

Импичмент представляет собой очень сильное  средство воздействия на Президента со стороны парламента, направленное на предупреждение злоупотреблений  властью и нарушения Конституции  главой государства. Отрешение Президента от должности автоматически влечет за собой прекращение исполнения им полномочий. Президент теряет при  этом свою неприкосновенность и может  быть привлечен к уголовной ответственности  в обычном порядке. Нужно отметить, что процедура импичмента устанавливает  только политическую ответственность  Президента и не освобождает его  от уголовной ответственности за совершенное тяжкое преступление.24

Как уже  было отмечено, во всех случаях неспособности  Президента выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства (ст. 92, ч. 3).Существуют некоторые  ограничения его полномочий: он не имеет права распускать Государственную  Думу, назначать референдум, вносить  предложения о поправках и  пересмотре Конституции. Эти ограничения  обусловлены тем, что исполняющий  обязанности не избирается всенародно, в отличие от Президента.

Выборы  нового Президента должны быть проведены  не позднее 3 месяцев после досрочного прекращения полномочий Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации.

Законодательство  о выборах Президента РФ базируется на конституционных основах. Так  Президентом может быть избран гражданин  РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий  на территории РФ не менее 10 лет.

Согласно  Конституции РФ порядок выбора Президента определяется федеральным законом. Первый такой закон был принят 24 апреля 1991 года, второй – «О выборах  Президента Российской федерации» - 21 апреля 1995 года, внеся ряд изменений. Так если Президент РСФСР избирался  сроком на пять лет, то Президент РФ избирался теперь на четыре года на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента РСФСР  назначались Съездом народных депутатов  РСФСР, теперь – Советом Федераций  Федерального Собрания.

Федеральный закон предоставлял право выдвижения на должность Президента непосредственно  избирателям и избирательным  объединениям. Выдвигать кандидатов вправе были также избирательные  блоки, создаваемые на период проведения выборов Президента РФ.

По Закону 1991 года кандидаты в Президенты могли  выдвигаться республиканскими политическими  партиями, профессиональными союзами  и массовыми общественно-политическими  движениями. Также имели право непосредственного выдвижения кандидатов трудовые коллективы, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. В бюллетень для голосования включались кандидаты, поддержанные 100 тыс. гражданами, а также кандидаты, получившие поддержку не менее одной пятой от общего числа народных депутатов РСФСР25.

Закон 1995 года устанавливает более четкую и строгую процедуру выдвижения кандидатов на пост Президента. Избирательные  объединения выдвигали кандидатов на съездах тайным голосованием. Граждане реализовывали свое право непосредственного выдвижения кандидата путем создания инициативной группы избирателей в количестве не менее 100 человек, которые затем регистрировались в Центральной избирательной комиссии.

Как и  прежде, избирательные объединения  и инициативные группы избирателей  собирали в поддержку кандидатов подписи избирателей. Теперь необходимо было собрать не менее 1 миллиона подписей избирателей, причем на один субъект  РФ должно было приходиться не более 7 % требуемого числа подписей.

Ряд уточнений  в избирательное законодательство внес третий по счету Федеральный  закон «О выборах Президента РФ», принятый 31 декабря 1999 года. В законе были сохранены основные принципы избирательной  системы, содержащиеся в Законе 1995 года. Кроме того, в Законе содержался ряд новых положений. В Законе была предусмотрена более четкая норма о сроке полномочий Президента РФ: он вступает в должность по истечению четырех лет со дня вступления в должность Президента избранного на предыдущих выборах. Были усилены гарантии обеспечения равного статуса кандидатов. Закон установил более широкий перечень документов предоставляемых кандидатом на должность Президента. В Центризбирком предоставлялись сведения о размере и источниках доходов, сведений об имуществе не только кандидата, но и его ближайших родственников26.

Закон 1999 года предоставлял кандидату ряд  гарантий, в том числе материального  характера, обеспечивающих его независимость. Кандидат на должность Президента не мог быть привлечен к уголовной  ответственности, арестован или  подвергнут мерам административного  взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ.

В 2003 году вступил в силу четвертый по счету  Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах президента РФ»

Он дополнял Закон 1999 года. В нем был уточнен  порядок самовыдвижения кандидата, а также порядок выдвижения кандидата  политической партией или избирательным  блоком. Также в нем было установлен день голосования на очередных выборах  Президента – второе воскресение  марта.

Закон 2003 года подробно прописывал положения, касающиеся финансовой составляющей президентских выборов, предоставление кандидатам эфирного времени и печатной площади.

Таким образом  принципиальных изменений в выборном законодательстве не произошло, однако был введен ряд важнейших положений, таких как: введение четкой нормы  сроков полномочий Президента; усилены  гарантии равного статуса кандидата; предоставление ряда гарантий кандидату; устанавливался более широкий перечень документов представляемых кандидатом на должность Президента РФ, а также  уточнен порядок самовыдвижения кандидата27. Также был установлен день голосования на очередных выборах Президента РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Полномочия Президента Российской Федерации.

Полномочия  президента охватывают несколько сфер:

1) полномочия, связанные с законодательными  органами государственной власти;

2) полномочия, связанные с деятельностью исполнительных  органов государственной власти;

3) полномочия, связанные с деятельностью органов  судебной власти;

4) полномочия  в сфере обороны и обеспечения  безопасности государства;

5) полномочия  в сфере внешней политике;

6) иные  полномочия28.

 

4.1 Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти.

На Президента РФ Конституцией наложен ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной  Думы. Президент назначает выборы ГД в связи с истечением срока  ее полномочий, а также в случае ее роспуска.

В законодательной  сфере Президент РФ наделен правом законодательной инициативы, правом вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции  РФ, подписывать и обнародовать законы, правом отлагательного «вето» в отношении  федеральных законов. Конституция  РФ устанавливает полномочия Президента на издание правовых актов в форме  указов и распоряжений, а также  устанавливает обращение Президента к Федеральному собранию. Это обращение  не имеет силы закона, оно носит  характер установочных документов29.

 

 

4.2 Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти.

Президент РФ наиболее тесно связан и исполнительной властью. Он не является главой исполнительной власти и не входит в ее систему. Президент РФ осуществляет воздействие  на Правительство РФ путем персональных назначений его членов и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

Президент назначает Председателя Правительства ( после согласования кандидатуры  в ГД), принимает решение об отставке Правительства. Он имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Президент РФ наделяется правом приостанавливать действия акты органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным  законам, но он не может приостанавливать действие актов органов законодательной  власти этих субъектов30.

 

4.3 Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти.

В соответствии с Конституцией РФ судьи высших судебных органов РФ назначаются по представлению  Президента. Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом  Федерации по тайным голосованием по представлению Президента РФ.

Президент представляет Совету Федераций кандидатуры  на должность судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ. По представлению Президента РФ Совет Федерации может освободить Генерального прокурора от должности.

 

4.4 Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства.

Согласно  Конституции РФ Президент назначает  и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Президент  утверждает концепцию и планы  строительства Вооруженных сил, мобилизационные планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования31.

К полномочиям  Президента относится, принятие указов о призыве граждан на военную  службу, утверждение плановой гражданской  обороны и дислокации Вооруженных  сил. Президент определяет основные направления реформы в области  обороны и безопасности, концепцию  военного строительства.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет  Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение32.

 

4.5 Полномочия Президента РФ в области внешней политики.

Президент в сотрудничестве с парламентом  разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит  его выполнением. Президент устанавливает  прямые контакты с главами других государств, лично участвует в  важных международных совещаниях, ведет  переговоры по принципиальным вопросам с главами государств и правительств других стран. Он лично подписывает  важные международные договоры от имени  Российской федерации.

Президент РФ несет ответственность за определение  внешней политики государства и  ее осуществление федеральными государственными органами.

Министерство  иностранных дел РФ подведомственно  Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами РФ.

Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем  дипломатических представителей.

Президент назначает и отзывает дипломатических  представителей Российской Федерации  в иностранных государствах и  международных организациях.

Несмотря  на все полномочия, Президент не может быть независим от Федерального Собрания в осуществлении внешней  политики, т.к. парламент издает необходимые  законы, ратифицирует договоры, выделяет средства33.

 

4.6 Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации.

На Президента РФ возлагается очень важная роль с системе органов государственной  власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает в роли «арбитра». Это относится к взаимоотношению федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.

Данные  процедуры он может использовать для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов Федерации, во-вторых, между органами государственной  власти субъектов.

Суть  согласительных процедур состоит в  достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли разногласия  и призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения.

 

4.7 Иные полномочия Президента РФ.

Ст. 89 Конституции  РФ содержит перечень полномочий Президента РФ касающиеся личности - гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина. Президент уполномочен решать вопрос российского гражданства.

Информация о работе Президентство