Президентство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым. С мая 1991 года, когда он был введен в Российской Федерации был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Российской Федерации произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки введения института президентства в России…………………5
2. Статус Президента Российской Федерации…………………………………10
3. Развитие законодательства о выборах Президента Российской Федерации……………………………………………………………………......20
4. Полномочия Президента Российской Федерации…………………………..23
4.1 Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти……………………………………………………………………………..23
4.2 Полномочия Президента РФ связанные с исполнительными органами власти……………………………………………………………………………..24
4.3 Полномочия Президента РФ связанные с судебными органами власти…24
4.4 Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства…………………………………………….…………25
4.5 Полномочия Президента РФ в области внешней политики………………25
4.6 Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам Федерации…...26
4.7 Иные полномочия Президента РФ………………………………………….27
Заключение………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 55.63 Кб (Скачать)

На Президента возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в  своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную  Думу законопроектов в порядке законодательной  инициативы. Указы и законы могут  быть направлены на защиту правового  положения личности в целом или  регулировать статус отдельных групп  населения: пенсионеров, военнослужащих и других групп населения, нуждающихся  в защите со стороны государства. При Президенте действует комиссия по правам человека.8

Президент призван принимать необходимые  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности. Защита суверенитета, независимости, безопасности и целостности являются прямой обязанностью Президента, названной  в присяге, которую он приносит при  вступлении в должность.

Президенту  напрямую подчиняются министр обороны  и Генеральный штаб. Таким образом, в руководстве Вооруженными силами действует принцип единоначалия и централизации управления.

Важнейшая задача Президента – обеспечение  согласованного функционирования и  взаимодействия органов государственной  власти. Конституция 1993 г. впервые установила, что государственная власть в  России как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации  осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. В связи с этим встает вопрос о  природе президентской власти. В  зарубежных странах, если формой правления  является президентская республика, то президент выполняет функции  главы правительства, т. е. ему принадлежит  исполнительная власть. Особенность  статуса Президента России заключается  в том, что он не отнесен Конституцией ни к одной из ветвей власти. Поэтому, говоря о несовершенстве действующей  Конституции, многие исследователи  приводят в качестве аргумента то, что Президент выведен за рамки разделения властей, он возвышается над всеми ветвями государственной власти, и тем самым придается легитимность его всевластию.9 Однако из положений Конституции не вытекает исключительности положения Президента в системе органов государственной власти. Он стоит над другими ветвями власти, не концентрируя при этом в своих руках полномочия других ветвей, а являясь лишь арбитром в отношениях с ними.10

Статус  Президента можно рассматривать  только в тесной связке с системой разделения властей. На него возложена  функция обеспечения единства государственной  власти. Единство власти, реализуемой  разными органами, заключается в  единстве целевых установок и  действий по принципиальным вопросам государственной политики.11 В то же время, само существование в государственной системе нескольких властей подразумевает их различия и взаимные ограничения. Каждая из них выполняет свои функции и наделена своими полномочиями, за рамки которых она не вправе выходить. Естественно, три власти, осуществляя свою деятельность одновременно, не могут избежать противоречий. Разрешать их нужно демократическим путем, на основании закона.12

В молодых  демократических странах, где институты  гражданского общества и демократии еще недостаточно развиты и окончательно не оформились, проблема конституционного сотрудничества и взаимодействия властей  становится особенно острой и болезненной. Вместо сотрудничества, нередко возникает  противостояние властей, которое выражается в “холодной войне” между президентом  и парламентом, что имело место  и в России. Вследствие таких серьезных  конфликтов вся система власти становится нестабильной и нежизнеспособной. Но разделение властей призвано упорядочить работу государственных органов, а не прекращать ее даже на минимальный срок.13 Поэтому существуют специальные механизмы, обеспечивающие координацию и согласованность деятельности всех органов государственной власти. Эти механизмы необходимы как раз для того, чтобы не допустить превращения разногласий в открытые конфликты, препятствующие функционированию государственных институтов, или в прямое противоборство с применением силы.14

Президент располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий  между государственными органами. Одним  из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, которые дают возможности  урегулирования отношений между  различными органами государственной  власти. Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблем, не прибегая к принуждению. Сущность таких процедур – в поисках компромиссных  решений, удовлетворяющих все спорящие стороны, и в конечном счете в  достижении взаимного согласия.15 Во всех подобных случаях Президент играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет.

Так как  понятие согласительных процедур в  Конституции не расшифровано, то Президенту предоставляется свобода в их выборе. Использование согласительных процедур полностью построено на факультативности. Во-первых, можно  выбрать любой вид процедуры, который представляется в данном конкретном случае наиболее подходящим и устраивает обе стороны. Во-вторых, сами процедуры носят неформальный характер.

Непосредственные  переговоры – наиболее часто применяемый  вид согласительных процедур. В ряде случаев они помогают не только выйти  из конфликтной ситуации, но даже предотвратить  сам конфликт. Для преодоления  возникших разногласий создаются  смешанные комиссии, в состав которых  входят представители спорящих сторон. Участие Президента проявляется  в том, что он занимается организацией переговоров, образует согласительные комиссии. Так, в 1996 году действовали  комиссии по вопросу об изменении  Уголовного Кодекса, по вопросу о  бюджете.16 Есть и другие формы процедур, например, создание третейских судов.

Согласительные  процедуры являются универсальным  инструментом разрешения противоречий и могут использоваться Президентом  практически во всех случаях обнаружения  разногласий. Если же все-таки они не приводят к принятию оптимального решения, Президент может передать разрешение споров в соответствующий суд, и  тогда согласительная процедура  заменяется судебной.17

К обеспечению  взаимодействия органов власти можно  отнести и направление Президентом  своих замечаний в парламент, что позволяет впоследствии избежать необходимости использования президентского вето. Предусмотрены также процедуры  совместного формирования ряда центральных  органов государства. Например, состав ЦИК РФ назначается на паритетных началах Президентом, Государственной  Думой и Советом Федерации.

Таким образом, на Президента возложена согласительная, посредническая функция, и в системе  организации власти ему отводится  роль арбитра.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Нужно сказать, что данная норма  имеет общий характер и предоставляет  Президенту очень широкие возможности  ее реализации. В конституциях зарубежных государств подобные нормы обычно не встречаются.

Основные  направления внутренней и внешней  политики определяются в ежегодном  послании Президента Федеральному Собранию. Реализация этих основных направлений  политики, проведение их в жизнь  является правом и обязанностью уполномоченных органов законодательной и исполнительной власти.18

Наконец, Президент как глава государства  представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях. То, что Президент “представляет  РФ”, означает, что он не нуждается  в каком-либо удостоверении его  полномочий. Он вправе признать от имени  своего государства текст международного договора или дать согласие государства  на обязательность для него договора. Президенту предоставляется возможность  активно влиять на внешнюю политику и проводить в жизнь им самим  определенные политические установки.19

В политических отношениях Президент может выступать  в разных качествах. При заключении договора между федеральным органом  государственной власти и органом  власти субъекта федерации, а также  в ряде других внутрифедеральных  отношений он выступает от имени  федеральных органов. При определении  задач единой системы исполнительной власти в РФ он представляет государство  в целом, включая все его субъекты.

Президент выполняет приписанные ему Конституцией функции, прежде всего, лично, но может  также действовать через своих  представителей в федеральных органах  власти и в субъектах федерации.

В Указе  Президента РФ от 5 августа 1996 г. определены символы президентской власти: знак Президента РФ и специально изготовленный  единственный экземпляр официального текста Конституции РФ. Президент  также имеет право на штандарт (флаг), оригинал которого находится  у него в рабочем кабинете, а дубликат поднимается над резиденциями Президента во время его пребывания в них.

Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст.91). Во время исполнения им своих полномочий никто не имеет права применить  против него физическое или психическое  насилие, задержать его, обыскать, арестовать, допросить, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставить его  в суд в качестве свидетеля. Наконец, он не может быть ни свергнут, ни отстранен  от исполнения обязанностей (согласно ст. 278 УК РФ попытка насильственного  захвата власти является преступлением). В отличие от депутатов, лишение  Президента неприкосновенности не предусмотрено.20

Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока пребывания его  в должности. Моментом истечения  срока полномочий считается принесение присяги вновь избранным Президентом  РФ.

В Конституции  указаны 3 случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.

1. Отставка, под которой понимается добровольный  уход с поста с подписанием  заявления, извещающего об оставлении  должности. В этом случае обязанности  Президента временно принимает  на себя Председатель Правительства.  Уход в отставку должен иметь  окончательный характер: Президент  уже не может отозвать заявление  об отставке и вернуться к  исполнению обязанностей.21 С момента объявления отставки самим Президентом его полномочия автоматически досрочно прекращаются. Такой случай имел место в российской государственной практике, когда Президент Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о своей отставке, и исполнение его полномочий временно было возложено на Председателя Правительства В. В. Путина.

2. Прекращение  исполнения полномочий по состоянию  здоровья. Здесь возможны два  варианта.

А). Президент  серьезно болен, но находится в ясном  уме и способен самостоятельно принять  взвешенное решение. Тогда при стойкой  неспособности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия Президент  прекращает их исполнение, что по сути представляет собой ту же отставку, но с указанием конкретного основания.

Б). Возможны ситуации, когда Президент не в  состоянии сам принять решение (он находится в бессознательном  состоянии или есть основания  сомневаться в ясности его  ума и способности принимать  обоснованные решения). В этом случае для решения вопроса с досрочном  прекращении полномочий требуется  специальное авторитетное медицинское  заключение.22

Если  состояние здоровья лишь временно не позволяет Президенту выполнять  свои обязанности, то их исполняет Председатель Правительства до того момента, пока Президент не сможет взять их на себя. Например, когда Президенту Ельцину  предстояло перенести операцию на сердце, он 19 сентября 1996 г. издал Указ “О временном  исполнении обязанностей Президента российской Федерации”. Указ установил, что в  связи с предстоящей Президенту хирургической операцией, в целях  обеспечения условий непрерывного осуществления государственной  власти и в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции “временное исполнение обязанностей Президента РФ осуществляется Председателем Правительства РФ В. С. Черномырдиным в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и  таким ядерным оружием”. Обеспечение  деятельности временно исполняющего обязанности  Президента осуществляется в установленном  порядке Администрацией Президента.

3. Отрешение  Президента от должности. Когда  в 1991 г. был введен пост Президента  РСФСР, основанием отрешения его  от должности могло быть нарушение им Конституции и законов РСФСР, данной им присяги. Действующая Конституция значительно сузила такие основания, сделав отрешение Президента практически невыполнимым. Ст. 93 называет в качестве оснований лишь государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. В Конституции описана и процедура отрешения. Для ее осуществления необходимо выполнение нескольких условий. Предложение о выдвижении обвинения вносится депутатами Государственной Думы, причем инициатива должна исходить не менее, чем от одной трети депутатов. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, вменяемого в вину Президенту. Затем, в соответствии с регламентом палаты, предложение о выдвижении обвинения направляется на заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой и призванной оценить соблюдение процедурных правил и фактическую обоснованность обвинения. В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя и 13 членов из всех фракций и депутатских групп.23 Решение о выдвижении обвинения принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Информация о работе Президентство