Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:00, курсовая работа
Целью данной работы является описание, исследование президентской республики как формы правления.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
Показать понятие, основные черты, структуру президентской республики как формы правления.
Описать саму президентскую республику.
Определить полномочия Президента.
Дать характеристика исследования института Президента в других странах.
Рассмотреть прекращение полномочий Президента как главы государства.
Осмыслить правовую реальность
Выявить особенность республики в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I
1.1 Что такое форма правления?...............................................................................6
1.2 Президентская республика……………………………………………………..7
1.3 Форма Российского государства……………………………………………....9
1.4 Десять лет спустя: размышления о российской форме правления………...13
Глава II
2.1 Становление института президента РФ (1991-1993 гг.)…………………….17
2.2 Учреждение поста Президента России……………………………...……......18
2.3 Институт президентской власти в 1991-1993 г…………………………………….22
2.4 Сравнительный метод в исследованиях института президентства…...…….24
2.5 Институт прекращения полномочий Президента……………………...…….30
Заключение……………………………………………………………………...…..34
Список источников и литературы....…………………………………………...….
Как видно из вышеизложенного, институт президента в странах Восточной Европы является одним из важнейших политических институтов.
Во всех государствах данного региона президент избирается на 5 лет, за исключением СРЮ, Румынии, Боснии и Герцеговины, где президенты избираются на 4 года. Все конституции стран Восточной Европы вводят ограничения на количество сроков пребывания одного лица на посту президента: это ограничение либо не более двух сроков вообще, либо не более двух сроков. В СРЮ до 2000 года президент вообще не мог быть избран повторно, не могут баллотироваться на следующий срок и член Президиума Боснии и Герцеговины. Конституции Словении, Румынии, Сербии и Черногории предусматривают возможность продления срока полномочий президента в чрезвычайных условиях. Конституция Албании запрещает президенту, ушедшему в отставку, претендовать на избрание президентом на проходящих по причине его отставки досрочных выборах.
Надо отметить следующую
Реальная роль президента в
восточноевропейских обществах
в конкретной политической
И здесь можно отметить несколько закономерностей.
Во-первых, авторитет института
Во-вторых, роль избранного на
определенный временной
В-третьих, роль президента тем значительней, чем более милитаризировано общество, чем больше в стане опасность вооруженного конфликта, угроза национальному суверенитету. Милитаризация массового сознания рождает потребность в «сильной руке», что естественным образом усиливает влияние президента.
В-четвертых, влияние
Таким образом, изучение наиболее значимых характеристик института президента в странах Центральной и Восточной Европы позволяет сделать вывод о том, что результатом постсоциалистической трансформации стало формирование в странах региона своеобразной формы института президента, имеющей ряд существенных отличий от иных распространенных в современном мире президентских моделей.
Исследование института
президента в странах Центральной и Восточной
Европы при помощи сравнительного метода
убедительно доказывает его эффективность
при изучении политических институтов.
Главной проблемой, как было показано
выше, является адекватный выбор существенных
характеристик, именно от него и зависит
качественный характер результатов исследования.
Причем предложенный набор базовых изучаемых
характеристик применим не только к исследованиям
восточноевропейского президентства,
но и представляется подходящим для изучения
данного института в целом
В России понятие института Президента отличается своеобразием, выразившемся в его собирательном, комбинированном характере. Содержательный аспект этого института определяется в противоборстве двух формул: «должностное лицо» и «глава государства». Первую формулу отстаивали, по крайней мере, внешне, сторонники парламентарной республики, вторую – сторонники президентской республики.
Первоначально Президент РФ объявлялся «высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР». В проектах новой Конституции РФ президент РФ обозначался и как «высшее должностное лицо РФ», возглавляющее исполнительную власть и представляющее РФ во внутренних и внешних отношениях, и как глава государства. В альтернативных проектах вопрос решался иначе, вплоть до отказа от поста Президента РФ.
Конституция РФ 1993 года отказалась
от прежнего определения
Что же включает в себя
Институт Президента имеет
В России срок исполнения
Кроме того, существуют такие
основания для прекращения
Основание досрочного прекращения исполнения полномочий президента составляют отставка, замещение и отрешение от должности.
Если процедура отрешения
Систематическое толкование положений статьи 92 и статьи 93 Конституции РФ позволяет утверждать, что под отставкой президента Конституция подразумевает его уход с поста только по собственной инициативе и при полной добровольности этого акта.
Формула части 2 статьи 1992 Конституции РФ о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не конкретизирована в тексе Конституции. Очевидно, имеются в виду тяжелое заболевание и длительный срок нетрудоспособности.
Неоднократно поднимался
Законодательства республик в
составе РФ регулируют
Можно выделить два блока
Наиболее часто в
Одним из распространенных способов досрочного прекращения полномочий по собственной инициативе главы государства является отставка. Регламентация процедуры отставки различна: от указания на её возможность до подробного регулирования этой процедуры.
Следующим распространенным
Основания отрешения от должности, субъекты и стадии этой процедуры в различных Конституциях различны. Главными основаниями отрешения являются нарушение Конституции, законов Республики и присяги главы государства.
Одним из самых
В заключение можно сделать
вывод о недостаточном
Заключение
Таким образом, написав работу, можно сделать некоторые выводы.
Под формой правления
Республика – это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.
Президентская (дуалистическая) республика
несколько напоминает
Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых “сдержек и противовесов”.
Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Поэтому в президентских республиках нередко наблюдается ситуация, характеризующаяся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте другое. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую
Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществлять руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или сложными проблемами, некоторые страны усиливают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как кабинет министров назначается на фиксированный срок, определенный конституцией.
Но, президентская форма правления
не является безупречной. Во-
Информация о работе Президентская республика как форма правления