Президентская республика как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описание, исследование президентской республики как формы правления.

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

Показать понятие, основные черты, структуру президентской республики как формы правления.
Описать саму президентскую республику.
Определить полномочия Президента.
Дать характеристика исследования института Президента в других странах.
Рассмотреть прекращение полномочий Президента как главы государства.
Осмыслить правовую реальность
Выявить особенность республики в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I

1.1 Что такое форма правления?...............................................................................6

1.2 Президентская республика……………………………………………………..7

1.3 Форма Российского государства……………………………………………....9

1.4 Десять лет спустя: размышления о российской форме правления………...13

Глава II

2.1 Становление института президента РФ (1991-1993 гг.)…………………….17

2.2 Учреждение поста Президента России……………………………...……......18

2.3 Институт президентской власти в 1991-1993 г…………………………………….22

2.4 Сравнительный метод в исследованиях института президентства…...…….24

2.5 Институт прекращения полномочий Президента……………………...…….30

Заключение……………………………………………………………………...…..34

Список источников и литературы....…………………………………………...….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГП (Президентская республика как форма правления).doc

— 160.50 Кб (Скачать)

    Хотелось бы отметить, что президентская форма правления означает не только усиление власти Президента, но и всей системы государственной власти, которая в основном формируется по инициативе или по согласованию с Президентом РФ. Выборы в Думу 2003 года показали, например, что государственная власть сделала всё возможное, чтобы состав Думы был предельно предсказуемым – об этом можно судить на основе анализа предвыборных материалов, показываемых на каналах государственного телевидения. Это наблюдение совпадает с мнением тех учёных, которые считают, что с конца 1999 года в России наступил период сильнейшей бюрократизации, применения властного ресурса. Нынешняя российская бюрократия, создавая так называемые партии власти, активно участвует в формировании и осуществлении государственной власти, что противоречит закреплённому в Конституции РФ принципу разделения властей. Кроме того, в результате подобного партстроительства создаются предпосылки для монополии «партии власти», что входит в противоречие с конституционным принципом многопартийности. (4Ст. 13 ч.3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность).

    Президентская модель государства предполагает решение вопроса о пределах и ограничениях президентской власти. В современной юриспруденции является почти классическим положение о том, что государственная власть не должна сосредотачиваться в одном органе, что в целях недопущения произвола необходима система разделения властей. Главным принципом системы разделения власти, системы сдержек и противовесов является четкое разделение функций, задач, предметов ведения и полномочий между различными ветвями власти. Хотелось бы отметить  два обстоятельства: во-первых, в последнее время на законодательном уровне эти проблемы так или иначе решаются; во-вторых, несмотря на решение отдельных проблем разграничения властей, многие вопросы остаются нерешенными. 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Десять лет спустя: размышления о российской форме правления.

    

    Российская форма правления, предусмотренная Конституцией Российской Федерации 1993 года, на протяжении десяти лет подвергается критике как в политических, так и в научных кругах. Особенно остро эта критика звучала в послеельцинский период, когда недостатки организации власти были «отягощены» и усилены непредсказуемыми, неэффектными и авторитарными действиями российского президента. Общим для многих научных публикаций стала характеристика российской формы правления как «сверхпрезиденство» или «суперпрезиденство». 5Л. Шевцова назвала эту форму «выборной ненаследуемой  монархией». Основной огонь критики направлялся на следующие черты системы президентской власти: сосредоточение в руках президента огромных полномочий, дисбаланс ветвей власти, отсутствие эффективного контроля над президентом и правительством, отсутствие ответственного правительства, формирование беспартийного «технического, правительства, склонность режима к авторитаризму, персонализму, коррупции, клиентелизму, фаворитизму.

    В течение десяти лет после принятия Конституции российская форма правления критиковалась с двух позиций – правовой и политологической. С позиции конституционного права обращалось внимание на сугубо юридические аспекты организации верховной власти в стране: право президента издавать указы, действие норм об определении президентом основных направлений внутренней и внешней политики, процедура импичмента. С политологической точки зрения акцентировалось влияние конфигурации власти на социальные и политические процессы. В частности, утверждалось, что российская форма ведет к неразвитой партийной системе, коррупции, разбуханию государственного аппарата, росту неформальных процедур принятия решений и других пагубных последствий. Большинство политологов полагали, что основной недостаток российской формы правления – это склонность к авторитаризму.

    Российская форма правления представляет  собой симбиоз президентской и парламентской республик – так называемую президентско-парламентскую систему. Эта  система характеризуется всенародными выборами президента, который формирует состав кабинета с полного или частичного согласия парламента или его нижней палаты и имеет право роспуска парламента или его нижней палаты при выражении недоверия кабинету. Специфика российской формы правления заключается в том, что Президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы и по предложению председателя правительства – членов кабинета. Отличительная черта президентско-парламентской системы – двойная ответственность правительства.

    Если принять во внимание не  формально-правовую конструкцию  власти, а политический результат  её реализации на практике, то окажется, что Россия по форме правления – президентская республика. Основной признак президентской системы – контроль над кабинетом со стороны президента, а не парламента. В России президент полностью контролирует правительство. Хотя требуется согласие Государственной Думы на назначение премьер-министра, такое согласие не имеет значения: Президент либо «выкручивает руки» палате перед решающим третьим голосованием по кандидатуре председателя правительства, угрожая её роспуском, либо вправе распустить Государственную думу и назначить премьер-министра, то есть в конечном итоге торжествует воля президента. Что касается политической ответственности правительства, то фактически оно подотчетно только Президенту, а не парламенту, хотя Государственная Дума и может выразить вотум недоверия правительству, однако вопрос об отставке кабинета решает Президент.

    Поэтому критику президентской  системы власти американским  политологом Х. Линцем можно  распространить и на Россию. 6Х. Линц  доказывает, что эта система ведёт к росту политической нестабильности, противостоянию между законодательной и исполнительной ветвями власти, возрастанию ошибок в управлении, способствующих возникновению кризиса в стране. «Опасностями» президента он считает: а) двойную демократическую легитимность президента и парламента, которая может стать источником конфликта между законодательной и исполнительной властями при отсутствии инструментальных средств его разрешения; б) жестко фиксированные сроки нахождения президента у власти, когда парламент не может сместить президентское правительство за плохую работу до истечения срока его полномочий; в) отсутствие механизма преемственности власти президента, когда власть может «свалиться» в руки политических аутсайдеров; г) торжество принципа «победитель получает всё» и отсюда отсутствие компромиссов при формировании правительства, невозможность создания коалиционного правительства, а значит, поляризация общества и порождение конфликтов; д) отсутствие арбитра при спорах между парламентом и правительством, поскольку президент фактически совмещает должности главы государства и главы правительства; е) отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны парламента, приводящее к тому, что власть президента может перерасти в монопольное единоличное правление.

    В России на протяжении десяти  лет официальная позиция по  отношению к форме правления  была непоколебимой, однако в  условиях переходного периода  стране нужна сильная президентская  власть, которая смогла бы обеспечить  политическую стабильность и эффективное управление.

    Недостатки российской формы  правления очевидны и не требуют  особых доказательств. Прошедшие  годы наглядно показали, что многие  конституционные пороки российского  президентства воплотились в  жизнь.

    В России не созданы эффективный механизм сдержек и противовесов, взаимный контроль и сбалансированность ветвей власти. Президент имеет в руках сильные рычаги воздействия на все три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную.

    Российская форма правления выстояла  десятилетие, однако можно сказать, что она способствовала демократизации общества, привела к усилению авторитарных тенденций, как в ельцинский, так и в путинский периоды – и в этом её главный «провал». Трудно согласиться с тем, что российское президентство является причиной авторитарности, скорее всего, это не более чем институциональное условие. Реализация авторитарного потенциала президентской формы правления зависит не столько от «дизайна» власти, сколько от личности лидера, распространенности параконституционных практик российской политической культуры с её чертами авторитарности и персонализации власти. 7Прав Горовитц, который свою критику выразил следующими словами: «У политического успеха, так сказать, есть много родителей, тогда как у политического поражения – только один: президентская власть».

    Российская форма правления несовершенна  и не дана нам «раз и навсегда».  Очевидно, не стоит все время  надеяться на её стабилизацию. Необходимо, чтобы форма правления  стимулировала создание эффективной  и демократической системы власти. Однако переход к премьерско-президентской системе проблематичен и вряд ли осуществим в ближайшем будущем. Кроме того, трудно прогнозировать, в какой мере достоинства формы правления с сильными парламентскими чертами будут реализованы в российских условиях. 
 
 
 

Глава II

2.1 Становление института президента РФ (1991-1993 гг.)

 

    Изучение конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации невозможно без знания истории возникновения и становления этого важнейшего для нашей страны правового и политического института. Первые годы существования в России президентской власти позволили скорректировать отечественную систему разделения властей, выработать механизмы сдержек и противовесов. Координирующая и стабилизирующая роль института Президента Российской Федерации позволили преодолеть политический кризис начала 90-х гг., провести конституционную реформу, отстоять основные демократические принципы и принципы уважения и защиты прав и свобод человека. Конституция Российской Федерации, принятая на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года, выработанная при непосредственном участии Президента, провозгласила нашу страну правовым и демократическим государством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2   Учреждение поста Президента России.

 

    В юридической литературе можно встретить различные мнения о причинах учреждения в 1991 году поста Президента. Учёные указывают на аналогичный опыт СССР (где пост Президента был учрежден в  марте 1990 года), на необходимость обеспечить персональную ответственность за эффективность государственного управления и выход из кризиса начала 90-х гг., проведение политической линии, намеченной в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Чрезвычайная ситуация, сложившаяся в годы перестройки, заставляла искать чрезвычайные методы выхода из неё. На это указывали историки, возводившие президентскую власть к экстраординарной магистратуре Древнего Рима. Для недопущения возрождения авторитаризма предлагалось обеспечить действенную систему сдержек и противовесов.

    Первым шагом к введению президентуры стало принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. 8Статья 13 Декларации устанавливала, что «разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является  важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. Сформированной в июне 1990 г. Конституционной комиссии было поручено выработать проект новой Конституции РСФСР с учётом указанных положений Декларации.

    При разработке проекта Конституции  дискуссионным стал вопрос, быть  будущему президенту  главой государства или главой исполнительной власти.

    Первый вариант поддерживали  депутаты 9Л.Б. Волков и В.Л. Шейнис: «Ответственное лицо должно возглавлять Республику, представлять и отстаивать её суверенитет. В нарождающейся демократии оно призвано гарантировать своим конституционным и личным авторитетом устойчивость и авторитетность решений и действий всех государственных органов Республики». Президент будет организатором работы власти, ответственным перед народом. В силу своего статуса главы государства президент имеет возможность «влияния» на политику правительства.

    Президента – главу исполнительной  власти хотел видеть в РСФСР  В.Д. Зорькин. Он обращал внимание  на возможность обеспечения разделения  властей: без этого может возникнуть деспотия одной из ветвей власти. Необходимо выбрать между парламентской и президентской формами правления в общепринятом понимании каждой из них. Для самого автора статьи вопрос решен: предпочтительнее для России президентская республика. Неприемлемость парламентской формы В.Д. Зорькин объясняет тем, что в России нет устойчивой двухпартийной системы, поэтому возникнут сложности с формированием правительства. 10В.Д. Зорькин предложил классическую президентскую республику: члены правительства назначаются президентом с одобрения парламента, президент не имеет права роспуска парламента, парламент не может отправить в отставку правительство. Устойчивость государственной власти обеспечит возможности для проведения реформ.

    Обе точки зрения были высказаны  на пленарном заседании Конституционной комиссии. По её решению был опубликован проект Конституции Российской Федерации, в которой были включены оба варианта построения президентской власти.

    Официально вопрос о введении  поста Президента РСФСР был  поставлен на II Съезде народных депутатов РСФСР. По требованию 1/3 народных депутатов он был вынесен в марте 1991 года на референдум, который решил данный вопрос положительно.

Информация о работе Президентская республика как форма правления