Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:00, курсовая работа
Целью данной работы является описание, исследование президентской республики как формы правления.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
Показать понятие, основные черты, структуру президентской республики как формы правления.
Описать саму президентскую республику.
Определить полномочия Президента.
Дать характеристика исследования института Президента в других странах.
Рассмотреть прекращение полномочий Президента как главы государства.
Осмыслить правовую реальность
Выявить особенность республики в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I
1.1 Что такое форма правления?...............................................................................6
1.2 Президентская республика……………………………………………………..7
1.3 Форма Российского государства……………………………………………....9
1.4 Десять лет спустя: размышления о российской форме правления………...13
Глава II
2.1 Становление института президента РФ (1991-1993 гг.)…………………….17
2.2 Учреждение поста Президента России……………………………...……......18
2.3 Институт президентской власти в 1991-1993 г…………………………………….22
2.4 Сравнительный метод в исследованиях института президентства…...…….24
2.5 Институт прекращения полномочий Президента……………………...…….30
Заключение……………………………………………………………………...…..34
Список источников и литературы....…………………………………………...….
Хотелось бы отметить, что президентская форма правления означает не только усиление власти Президента, но и всей системы государственной власти, которая в основном формируется по инициативе или по согласованию с Президентом РФ. Выборы в Думу 2003 года показали, например, что государственная власть сделала всё возможное, чтобы состав Думы был предельно предсказуемым – об этом можно судить на основе анализа предвыборных материалов, показываемых на каналах государственного телевидения. Это наблюдение совпадает с мнением тех учёных, которые считают, что с конца 1999 года в России наступил период сильнейшей бюрократизации, применения властного ресурса. Нынешняя российская бюрократия, создавая так называемые партии власти, активно участвует в формировании и осуществлении государственной власти, что противоречит закреплённому в Конституции РФ принципу разделения властей. Кроме того, в результате подобного партстроительства создаются предпосылки для монополии «партии власти», что входит в противоречие с конституционным принципом многопартийности. (4Ст. 13 ч.3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность).
Президентская модель государства предполагает
решение вопроса о пределах и ограничениях
президентской власти. В современной юриспруденции
является почти классическим положение
о том, что государственная власть не должна
сосредотачиваться в одном органе, что
в целях недопущения произвола необходима
система разделения властей. Главным принципом
системы разделения власти, системы сдержек
и противовесов является четкое разделение
функций, задач, предметов ведения и полномочий
между различными ветвями власти. Хотелось
бы отметить два обстоятельства: во-первых,
в последнее время на законодательном
уровне эти проблемы так или иначе решаются;
во-вторых, несмотря на решение отдельных
проблем разграничения властей, многие
вопросы остаются нерешенными.
Российская форма правления, предусмотренная Конституцией Российской Федерации 1993 года, на протяжении десяти лет подвергается критике как в политических, так и в научных кругах. Особенно остро эта критика звучала в послеельцинский период, когда недостатки организации власти были «отягощены» и усилены непредсказуемыми, неэффектными и авторитарными действиями российского президента. Общим для многих научных публикаций стала характеристика российской формы правления как «сверхпрезиденство» или «суперпрезиденство». 5Л. Шевцова назвала эту форму «выборной ненаследуемой монархией». Основной огонь критики направлялся на следующие черты системы президентской власти: сосредоточение в руках президента огромных полномочий, дисбаланс ветвей власти, отсутствие эффективного контроля над президентом и правительством, отсутствие ответственного правительства, формирование беспартийного «технического, правительства, склонность режима к авторитаризму, персонализму, коррупции, клиентелизму, фаворитизму.
В течение десяти лет после принятия Конституции российская форма правления критиковалась с двух позиций – правовой и политологической. С позиции конституционного права обращалось внимание на сугубо юридические аспекты организации верховной власти в стране: право президента издавать указы, действие норм об определении президентом основных направлений внутренней и внешней политики, процедура импичмента. С политологической точки зрения акцентировалось влияние конфигурации власти на социальные и политические процессы. В частности, утверждалось, что российская форма ведет к неразвитой партийной системе, коррупции, разбуханию государственного аппарата, росту неформальных процедур принятия решений и других пагубных последствий. Большинство политологов полагали, что основной недостаток российской формы правления – это склонность к авторитаризму.
Российская форма правления
Если принять во внимание не
формально-правовую
Поэтому критику президентской системы власти американским политологом Х. Линцем можно распространить и на Россию. 6Х. Линц доказывает, что эта система ведёт к росту политической нестабильности, противостоянию между законодательной и исполнительной ветвями власти, возрастанию ошибок в управлении, способствующих возникновению кризиса в стране. «Опасностями» президента он считает: а) двойную демократическую легитимность президента и парламента, которая может стать источником конфликта между законодательной и исполнительной властями при отсутствии инструментальных средств его разрешения; б) жестко фиксированные сроки нахождения президента у власти, когда парламент не может сместить президентское правительство за плохую работу до истечения срока его полномочий; в) отсутствие механизма преемственности власти президента, когда власть может «свалиться» в руки политических аутсайдеров; г) торжество принципа «победитель получает всё» и отсюда отсутствие компромиссов при формировании правительства, невозможность создания коалиционного правительства, а значит, поляризация общества и порождение конфликтов; д) отсутствие арбитра при спорах между парламентом и правительством, поскольку президент фактически совмещает должности главы государства и главы правительства; е) отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны парламента, приводящее к тому, что власть президента может перерасти в монопольное единоличное правление.
В России на протяжении десяти
лет официальная позиция по
отношению к форме правления
была непоколебимой, однако в
условиях переходного периода
стране нужна сильная
Недостатки российской формы
правления очевидны и не
В России не созданы
Российская форма правления
Российская форма правления
Глава II
Изучение конституционно-правового статуса
Президента Российской Федерации невозможно
без знания истории возникновения и становления
этого важнейшего для нашей страны правового
и политического института. Первые годы
существования в России президентской
власти позволили скорректировать отечественную
систему разделения властей, выработать
механизмы сдержек и противовесов. Координирующая
и стабилизирующая роль института Президента
Российской Федерации позволили преодолеть
политический кризис начала 90-х гг., провести
конституционную реформу, отстоять основные
демократические принципы и принципы
уважения и защиты прав и свобод человека.
Конституция Российской Федерации, принятая
на всероссийском референдуме 12 декабря
1993 года, выработанная при непосредственном
участии Президента, провозгласила нашу
страну правовым и демократическим государством.
В юридической литературе можно встретить различные мнения о причинах учреждения в 1991 году поста Президента. Учёные указывают на аналогичный опыт СССР (где пост Президента был учрежден в марте 1990 года), на необходимость обеспечить персональную ответственность за эффективность государственного управления и выход из кризиса начала 90-х гг., проведение политической линии, намеченной в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Чрезвычайная ситуация, сложившаяся в годы перестройки, заставляла искать чрезвычайные методы выхода из неё. На это указывали историки, возводившие президентскую власть к экстраординарной магистратуре Древнего Рима. Для недопущения возрождения авторитаризма предлагалось обеспечить действенную систему сдержек и противовесов.
Первым шагом к введению президентуры стало принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. 8Статья 13 Декларации устанавливала, что «разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. Сформированной в июне 1990 г. Конституционной комиссии было поручено выработать проект новой Конституции РСФСР с учётом указанных положений Декларации.
При разработке проекта
Первый вариант поддерживали депутаты 9Л.Б. Волков и В.Л. Шейнис: «Ответственное лицо должно возглавлять Республику, представлять и отстаивать её суверенитет. В нарождающейся демократии оно призвано гарантировать своим конституционным и личным авторитетом устойчивость и авторитетность решений и действий всех государственных органов Республики». Президент будет организатором работы власти, ответственным перед народом. В силу своего статуса главы государства президент имеет возможность «влияния» на политику правительства.
Президента – главу
Обе точки зрения были
Официально вопрос о введении поста Президента РСФСР был поставлен на II Съезде народных депутатов РСФСР. По требованию 1/3 народных депутатов он был вынесен в марте 1991 года на референдум, который решил данный вопрос положительно.
Информация о работе Президентская республика как форма правления