Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:00, курсовая работа
Целью данной работы является описание, исследование президентской республики как формы правления.
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
Показать понятие, основные черты, структуру президентской республики как формы правления.
Описать саму президентскую республику.
Определить полномочия Президента.
Дать характеристика исследования института Президента в других странах.
Рассмотреть прекращение полномочий Президента как главы государства.
Осмыслить правовую реальность
Выявить особенность республики в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I
1.1 Что такое форма правления?...............................................................................6
1.2 Президентская республика……………………………………………………..7
1.3 Форма Российского государства……………………………………………....9
1.4 Десять лет спустя: размышления о российской форме правления………...13
Глава II
2.1 Становление института президента РФ (1991-1993 гг.)…………………….17
2.2 Учреждение поста Президента России……………………………...……......18
2.3 Институт президентской власти в 1991-1993 г…………………………………….22
2.4 Сравнительный метод в исследованиях института президентства…...…….24
2.5 Институт прекращения полномочий Президента……………………...…….30
Заключение……………………………………………………………………...…..34
Список источников и литературы....…………………………………………...….
24 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Законы РСФСР 11«О выборах Президента РСФСР» и «О12 Президенте РСФСР». Положения последнего через месяц были включены в Конституцию РСФСР. Проанализируем статус и функции российского Президента.
Статус. Президент РСФСР являлся главой исполнительной власти и высшим должностным лицом РСФСР. Он избирался на 5 лет всеобщими выборами. Президент обладал неприкосновенностью.
Функции и полномочия по их осуществлению. За президентом закреплялась представительская функция. Так, он был уполномочен принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств. Президент РСФСР награждал государственными наградами и присваивал почётные звания РСФСР, осуществлял помилование.
В качестве главы
- с согласия
Верховного Совета назначал
- по представлению Председателя формировал Совет Министров РСФСР;
- принимал
отставку Совета Министров
- закреплялась подотчётность Совета Министров РСФСР Президенту РСФСР.
В целом закреплялась
На пост Президента РСФСР
19 августа 1991 года 14Б.Н. Ельцин издал ряд указов, которыми, в частности: взял на себя ответственность за сохранение прежнего политического курса СССР, подчинил себе до созыва Съезда народных депутатов СССР все органы исполнительной власти СССР на территории РСФСР, включая «силовые» ведомства, принял на себя командование Вооруженными Силами СССР на территории РСФСР. Эти решения были поддержаны Съездом народных депутатов РСФСР.
Таким образом, появилась
Августовские события показали действенность института президентской власти и необходимость включения в его структуру функции гаранта конституционного строя.
Эти события повлияли и на статус и полномочия Президента РСФСР как главы исполнительной власти. Изменение конституционно-правового положения президента в этой сфере с августа по ноябрь 1991 года происходило по двум направлениям: усиление влияния на Совет Министров РСФСР и создание вертикали исполнительной власти с подчинением ее Президенту РСФСР. Рассмотрим оба эти направления.
Первое направление. Указ Президента РСФСР устанавливал, что Совет Министров РСФСР проводит политику, выработанную высшими органами государственной власти РСФСР и Президентом РСФСР. Таким образом, в полномочия Президента вошло определение основных направлений внешней и внутренней политики государства, что ранее являлось исключительной компетенцией народных депутатов.
Второе направление. Были
В итоге события августа-ноября 1991 года
серьезно скорректировали конституционно-правовой
статус Президента РСФСР. С этого периода
можно говорить о закреплении за высшим
должностным лицом РСФСР целого ряда функций
главы государства. Это представляло собой
тенденцию: в дальнейшем эволюция статуса
Президента проходила именно по пути превращения
его в полноправного в юридическом отношении
политического лидера страны.
Исследование института президента в странах Центральной и Восточной
Европы
позволяет выявить
Изучение политических
- кем избирается президент;
- как избирается президент;
- совмещение
президентом поста главы
- способ формирования правительства;
- право
президента на роспуск
- наличие ограничений: сколько раз одно лицо может быть избрано президентом;
- порядок
замещения вакансии поста
В качестве вспомогательных
При исследовании института
Несмотря на целый ряд
Другая особенность
В странах Центральной и
правило, связанных с невозможностью создать устойчивое парламентское большинство для формирования правительства и конфликтом правительства и парламента. Наибольшие возможности в этом смысле у президентов Хорватии, Сербии, Болгарии, наименьшие и почти гипотетические – у президентов Словении и Венгрии. В Болгарии президент при роспуске парламента может назначить беспартийное служебное правительство.
Во всех странах, кроме Словении, президент обладает правом вернуть в парламент закон для повторного принятия. Наиболее сильное это право у президентов Польши, Румынии и Албании.
В странах данного региона
президент проводит назначения
на ряд важных постов, особенно
в судебной системе, как
Во всех странах Восточной Европы президент по предложению правительства назначает дипломатических представителей государства и, как правило, координирует внешнюю политику. В ряде стран Восточной Европы президент имеет исключительное право при назначении референдума, которое является важным инструментом политического влияния.
Еще одна особенность стран
Восточной Европы – обширные
«скрытые полномочия»
Что касается иных
Информация о работе Президентская республика как форма правления