Президентская республика как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описание, исследование президентской республики как формы правления.

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

Показать понятие, основные черты, структуру президентской республики как формы правления.
Описать саму президентскую республику.
Определить полномочия Президента.
Дать характеристика исследования института Президента в других странах.
Рассмотреть прекращение полномочий Президента как главы государства.
Осмыслить правовую реальность
Выявить особенность республики в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I

1.1 Что такое форма правления?...............................................................................6

1.2 Президентская республика……………………………………………………..7

1.3 Форма Российского государства……………………………………………....9

1.4 Десять лет спустя: размышления о российской форме правления………...13

Глава II

2.1 Становление института президента РФ (1991-1993 гг.)…………………….17

2.2 Учреждение поста Президента России……………………………...……......18

2.3 Институт президентской власти в 1991-1993 г…………………………………….22

2.4 Сравнительный метод в исследованиях института президентства…...…….24

2.5 Институт прекращения полномочий Президента……………………...…….30

Заключение……………………………………………………………………...…..34

Список источников и литературы....…………………………………………...….

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГП (Президентская республика как форма правления).doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого 

                                  Гуманитарный институт 

---------------------------------------------------------------------------------------------- 

                                  Юридический факультет 

                 Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 
 

                                          Курсовая работа 

                                                 На тему:  

           «Президентская республика как  форма правления» 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Студент 1 курса

                                                                               
 

                                                                              
 
 
 
 
 

                                             Великий Новгород

                                                       2009

                                       

      
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I

1.1 Что такое форма правления?...............................................................................6

1.2 Президентская республика……………………………………………………..7

1.3 Форма Российского государства……………………………………………....9

1.4 Десять лет спустя: размышления о российской форме правления………...13

Глава II

2.1 Становление института президента РФ (1991-1993 гг.)…………………….17

2.2 Учреждение поста Президента России……………………………...……......18

2.3 Институт президентской власти в 1991-1993 г…………………………………….22

2.4 Сравнительный метод в исследованиях института президентства…...…….24

2.5 Институт прекращения полномочий Президента……………………...…….30

Заключение……………………………………………………………………...…..34

Список источников и литературы....…………………………………………...….36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

Введение

 

         Одно из ключевых мест в  теории и истории государства  и права занимает  форма правления. Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

     Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория науки, как, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

     Понятие формы правления является одним  из важнейших, содержательных характеристик  правовой науки, государство ведения  в целом. Несомненно, так же его методологическое значение - еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют и 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для данного времени в данной стране. Но в этой  работе хотелось бы поговорить о президентской республике как форме правления.

      Тема данной курсовой работы – «Президентская республика как форма правления» интересна для исследования, потому что, во-первых, в Российской Федерации институт президентства является относительно молодым институтом в конституционно-политической практике, во-вторых, президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности.

    Целью данной работы является описание, исследование президентской республики как формы правления.

     Для достижения  цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Показать понятие, основные черты, структуру президентской республики как формы правления.
  2. Описать  саму президентскую республику.
  3. Определить полномочия Президента.
  4. Дать  характеристика исследования института Президента в других странах.
  5. Рассмотреть прекращение полномочий Президента как главы государства.
  6. Осмыслить правовую реальность
  7. Выявить особенность республики в Российской Федерации.

    Для исследования данной курсовой работы использовались различные источники: правовые и исторические. Это и Конституция Российской Федерации 1993 года, и труды разных учёных в области истории и юриспруденции. Например, таких как Семёнов В.В, Шуваев О.В, Кынёв А.В, Миронов Н.М, Зазнаев О, и Ведяхин В.М. В которых говорится о введении института Президента в Российской Федерации, о полномочиях главы государства, о прекращении его полномочий, о российской форме правления.

    Данная работа состоит из  Введения, Двух глав и их Подпунктов, Заключения и Списка литературы.

     В Главе I говорится о том, что такое форма правления, именно о президентской республике, о форме российского государства и также о размышлении, о российской форме правления.

    В Главе II говорится о становлении института Президента Российской Федерации, о полномочиях главы государства, и об их прекращениях, а также исследуется институт президентства в других странах.

    В Заключении делаются основные выводы по каждой главе, и формируется суть понимания президентской республики как формы правления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I

1.1 Что такое форма правления?

 

    Под формой правления обычно понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

    Порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления – монархия (власть переходит по наследству) и республика (выборная власть). Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределённых между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           1.2 Президентская республика.

 

    Республика – это такая форма правления, которая характеризуется вы -борностью главы государства, именуемого обычно президентом.

    В президентской республике и законодательная, и исполнительная власть получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая  при  этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно.

    Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать должностных лиц, если они не нарушили закон. Для  своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента.

    Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует  заключённые президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Типичной  президентской республикой принято  считать США. Также являются президентскими республиками большинство государств Латинской Америки и государств, образовавшихся после распада СССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Форма Российского государства.

 

    Понятие формы правления в литературе трактуется неоднозначно. Сторонники так называемой узкой трактовки понимают под формой правления, прежде всего положение главы государства, хотя при данном подходе учитывается значение и статус других высших органов. Ряд других учёных понимают под этой категорией образование, организацию и функционирование высшей власти в государстве. Наиболее распространённым и, видимо, более точным является определение формы правления как образование и организация высших государственных органов, а также взаимосвязь последних с населением. В России ведётся достаточно интенсивная дискуссия о том, к какому типу республики относится наша страна.

    Отсутствие однозначной законодательной формулировки российской формы правления обуславливает то обстоятельство, что одни учёные пишут о президентской модели правления, другие о смешанной системе правления, третьи о своеобразной системе правления, не поддающейся классификации. Так, М.А. 1Краснов категорически утверждает, что по классификации, принятой в науке конституционного права в Российской Федерации существует модель полупрезидентской, или смешанной, формы правления. Правда, в этой же статье автор отмечает, что сконструированная на основе российской Конституции 1993 года политическая система именно в силу не до конца сбалансированных полномочий между институтами власти объективно продуцирует становление безоппонентного режима. 2И.В Левакин считает, что президентская форма правления в нашей стране стабилизировалась, что Президент РФ получил возможность воздействовать на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, а главы субъектов РФ не образуют более мощное объединение в Совете Федерации.

    У одного автора одна точка зрения по поводу того, какая в РФ республика, у второго другая. Но большее предпочтение нужно отдать второму автору, потому что мнение Левакина  более полное и правильное.

    По существу система президентской власти в России – это уже сформировавшаяся структура, развивающаяся со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся. Иначе говоря, президентская власть обладает в президентской республике юридически и практически всегда верховенством в обществе, все другие власти по отношению к ней носят подчинённый характер. Одним из существенных признаков, характерных для государственной власти, является её сила.

    Сила государственной власти понимается, как степень способности субъекта достичь желаемого результата, несмотря на имеющиеся препятствия и помехи. Несмотря на формальные основания и аргументации различных точек зрения о существовании в нашей стране полупрзидентской формы правления, главное, что характеризует форму правления в современной России, 3как пишет В.Е. Чиркин, «фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства, которые имеют нередко более важное значение, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически». Фактически складывающиеся в системе политической власти отношения в России свидетельствуют прежде о силе Президента РФ. Видно, что, не смотря на то, что он не является официальным главой исполнительной власти, Президент, по сути, формирует её состав, структуру и политику, основные задачи. По Конституции РФ исполнительная власть осуществляется Правительством под руководством его председателя, но в действительности треть федеральных министерств и ведомств полностью выведена из-под контроля премьера и подчиняется непосредственно Президенту, причём речь идет не только о силовом блоке. Президенту напрямую подчиняются Министерство обороны, МВД, МЧС, МИД, Министерство Юстиции, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, ФСО, Государственная федеральная служба и другие. В США нет ни правительства, ни премьер-министра, а функции федеральных министерств исполняют департаменты администрации Президента, но даже при этом глава государства имеет гораздо меньше исполнительных функций, чем его российский коллега. Даже менять структуру государственных департаментов может только Конгресс, тогда как структура российского Правительства меняется почти каждый год. Президент США ни одного министра не может назначить без согласия Сената, тогда как Президент РФ и кандидатуру Председателя Правительства выдвигает на рассмотрение Думы, и отправить в отставку может и Правительство в целом, и его Председателя, и министров. В связи с изменением порядка избрания глав республик, губернаторов по сути их назначает сам Президент и, следовательно, отстранить их от должности может сам. Кстати, в связи с этим вызывает недоумение с правовой точки зрения такая форма назначения, как выражение доверия действующему губернатору – она вообще никак не вписывается в избирательный процесс. Проекты законодательных актов исходят, прежде всего, по инициативе Президента. Дума, особенно после выборов в декабре 2003 года, практически полностью лояльна и подконтрольна ему, решения правоохранительных органов и судов всегда отвечают его интересам и положениям. Более того, в нашей стране многие вопросы политической жизни, хотя юридически решаются не Президентом, но, как показывает практика, не без президентских указаний.

Информация о работе Президентская республика как форма правления