Президент в системе разделения ветвей власти в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:37, реферат

Описание работы

Выбранная тема реферата «Президент в системе разделения властей Республики Беларусь» является весьма интересной. Цель работы изучить взаимодействие президента Республики Беларусь с ветвями власти, определить его роль в ней. Понять необходимость деления государственной власти на ветви власти.

Республика Беларусь – молодая суверенная страна, которая делает первые

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Основная часть……………………………………………………………..3
История возникновения ветвей власти………………………………..3
Основной принцип разделения власти в Республике Беларусь…..…3
Ветви власти и их характеристика…………………………………….4
Исполнительная власть Республик Беларусь…………………..4
Парламент – национальное собрание Республики Беларусь….5
Судебная власть в Республике Беларусь……………………….6
Президент Республики Беларусь в системе разделения властей……7
Полномочия Президента Республики Беларусь………………………8
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………............21

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 50.82 Кб (Скачать)
  • Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей

 Являясь  Главой государства, Президент без какого-либо специального уполномочивания представляет Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организациями. Это может проявляться и в праве подписывать международные договоры, заявлять о позиции страны по отношению к той или иной международной проблеме. Основное ограничение к заключении международных договоров состоит в том, чтобы они не противоречили Конституции.

 Прерогативой  Президента как главы государства  является назначение и отзыв  дипломатических представителей  Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях.

  • Прием вертикальных и отзывных грамот дипломатических представителей

 Президент  принимает вертикальные и отзывные  грамоты аккредитованных при  нем дипломатических представителей  иностранных государств.

  • Введение чрезвычайного положения

 В случае стихийного бедствия, катастрофы, беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

 Специального  закона, определяющего режим чрезвычайного положения, в республике пока нет.

 По  решению Совета Республики вопрос  о чрезвычайном положении может  рассматриваться без предварительного  изучения в комиссиях палаты.

При утверждении  Советом Республики указа Президента о введении режима чрезвычайного  положения и предусмотренных им мер в силу вступают лишь те положения, которые одобрены. О принятом решении Совет Республики должен уведомить Президента и сделать сообщение через средства массовой информации.

 Если  постановление об утверждении  указа Президента о введении чрезвычайного положения не набрало большинства голосов от полного состава Совета Республики, решение о введении чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Республики. В этом случае указы Президента не имеют юридической силы.

  • Об отложении проведения забастовки либо ее приостановлении

 В случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3-месячный срок.

В Законе от 18 января 1994 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» предусмотрен порядок и условия проведения забастовки.

  • Подписание законов

 В  Конституции закреплено правило  о том, что все законы подписываются  Президентом. При этом он имеет  право возвращать закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей, т.е. Президент обладает правом вето на принятый закон.

 Закон,  принятый Палатой представителей  и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей  в порядке, предусмотренном ст. 100 Конституции, представляется в 10-дневный срок Президенту на подпись. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

 При  несогласии с текстом закона  Президент Республики Беларусь  возвращает его со своими возражениями  в Палату представителей, которая  должна рассмотреть закон с  возражениями Президента не позднее 30 дней. Совет Палаты представителей направляет текст закона, возвращенного Президентом с возражениями, в головную комиссию для заключения по нему и устанавливает срок для внесения законопроекта для рассмотрения Палатой представителей. Головная комиссия организует работу по законопроекту в порядке, предусмотренном Регламентом для всех законопроектов.

 Возражения  Президента Республики Беларусь  рассматриваются в комиссии, являющейся головной по законопроекту, которая готовит заключение по возражениям и вносит его в Совет Палаты представителей. В заключении комиссии должно быть одно из предложений: согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь и направить возвращенный им закон на доработку; внести возвращенный закон на рассмотрение Палаты представителей для преодоления возражений Президента Республики Беларусь.

 Совет  Палаты представителей рассматривает  заключение комиссии и принимает  решение о доработке закона, определяет головную комиссию или принимает решение о включении в повестку дня сессии Палаты представителей вопроса о повторном рассмотрении закона Палатой представителей.

 Возвращенный  Президентом Республики Беларусь  закон может быть рассмотрен  в первоочередном порядке.

 После  доработки возвращенного Президентом  Республики Беларусь закона комиссия вносит в Совет Палаты представителей предложение о включении в повестку дня сессии Палаты представителей вопроса о рассмотрении законопроекта во втором чтении. При рассмотрении законопроекта в Палате представителей на голосование ставятся лишь те положения, в которые в процессе доработки были внесены изменения. За тем проводится голосование по законопроекту в целом.

 Если  закон рассматривается Палатой  представителей для преодоления  возражений Президента, голосование  проводится по закону в целом. В этом случае изменение и дополнение закона не допускается. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней. Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке.

 Вместе  с текстом закона, возвращенного  Президентом Республики Беларусь с его возражениями и повторно рассмотренного Палатой представителей, на имя Председателя Совета Республики направляются также постановление Палаты представителей о повторном рассмотрении закона, возражения Президента Республики Беларусь, стенографический отчет (стенограмма) заседания Палаты представителей на возражения Президента Республики Беларусь.

 Постоянная  комиссия Совета Республики, которая  ранее давала заключение по  закону, возвращенному Президентом  Республики Беларусь, рассматривает  замечания Президента и текст  закона, принятого Палатой представителей  при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции и дает по нему заключение. Повторное заключение готовится постоянной комиссией в порядке, установленном Регламентом Совета Республики.

 При  получении заключения постоянной  комиссии Председатель Совета Республики вносит предложение о включении в повестку дня заседания Совета Республики вопроса о повторном рассмотрении закона.

При повторном  рассмотрении закона, возвращенного  Президентом Республики Беларусь и  принятого Палатой представителей в ранее принятой редакции. Совет  Республики вправе: не открывая обсуждения, поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции; открыть обсуждение по закону.

По окончании  обсуждения председательствующий на заседании Совета Республики обязан поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой Палатой представителей редакции.

Закон считается принятым, если он одобрен  большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой  представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается  Президентом в 5-дневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

В таком  же порядке палатами рассматриваются  возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

  • Право отмены актов Правительства

Президент имеет право отменить любой акт  подотчетного ему центрального органа государственного управления – Правительства.

  • Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления

 Непосредственно  или через создаваемы Президентом  органы Президент осуществляет  контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления.

  • Формирование Совета Безопасности

 Впервые Совет Безопасности был создан Указом Президента Республики Беларусь от 5 августа 1994 г. № 24. В соответствии с новой редакцией Конституции 1994 г. Президент не только возглавляет Совет Безопасности, но и формирует его. Глава государства назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности, который подчиняется непосредственно Президенту. Действующий в настоящее время состав Совета Безопасности Республики Беларусь утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 1997 г. №202.

  • Руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь

 Президент,  являясь Главнокомандующим Вооруженными  Силами Республики Беларусь, ответствен  перед народом за обеспечение  надежной защиты государства,  выполнение международных соглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь. Он назначает высший командный состав Вооруженных Сил Республики Беларусь.

 Согласно Закону от 3 ноября 1992 г. «О Вооруженных Силах» ответственность за боевую и мобилизационную готовность, подготовку Вооруженных Сил к выполнению задач в военное время, материально-техническое обеспечение, развитие организационной структуры, вооружения и военной техники, оперативную и боевую подготовку, воинскую дисциплину, обеспечение защиты секретной информации и противодействие иностранным разведкам, соблюдение законодательства несет Министерство обороны Республики Беларусь.

  • Введение на территории государства военного положения, объявление полной или частичной мобилизации

 В  случае военной угрозы или  нападения Президент вводит на  территории Республики Беларусь  военное положение, объявляет  полную или частичную мобилизацию  с внесением в 3-дневный срок  принятого решения на утверждение  Совета Республики.

 Полная (общая) или частичная мобилизация  проводится для осуществления  плановых мероприятий по мобилизованному развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь и перевода отраслей народного хозяйства (полная или общая мобилизация) или какой-нибудь их части (частичная мобилизация) с мирного на военное положение. Согласно ст. 18 Закона от 3 ноября 1992 г. «Об обороне» порядок проведения мобилизации определяется законодательством Республики Беларусь.

 Президент  имеет право отдать распоряжение  о начале военных действий без объявления войны в случае умышленного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь; внезапного вторжения иностранных вооруженных сил на территорию Республики Беларусь; неожиданного воздушного нападения на Республику Беларусь. В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение 3 часов сообщить об этом Парламенту.

 В  Конституции не оговаривается,  в течение какого срока Совет Республики должен рассматривать принятое Президентом решение о введении военного положения либо о проведении полной или частичной мобилизации. Эти вопросы решены в Регламенте Совета Республики.

 Процедура  рассмотрения в Совете Республики  решений Президента о введении  военного положения, проведении  полной или частичной мобилизации аналогична рассмотрению вопроса о введении Президентом чрезвычайного положения.

 Президент  может осуществлять и иные  полномочия, возложенные на него Конституцией и законами. 
 
 
 

Информация о работе Президент в системе разделения ветвей власти в РБ