- Определение
структуры Правительства, назначение
и освобождение от должности членов Правительства
и их отставка.
Президент
самостоятелен в определении
структуры Правительства. В этих
целях он может создавать министерства
и ведомства, входящие в структуру
Правительства.
- Назначение
председателей высших судебных инстанций
С
согласия Совета Республики Президент
назначает на должность Председателя
Конституционного Суда, Председателя
Верховного Суда, Председателя Высшего
Хозяйственного Суда из числа
судей этих судов.
- Назначение
судей высших судебных инстанций, Председателя
Центризбиркома, Генерального прокурора,
Председателя и членов Правления Национального
банка
Президент
производит назначение на должность
судей Верховного Суда, Высшего
хозяйственного Суда, Председателя
Центральной комиссии по выборам
и проведению республиканских
референдумов, Генерального прокурора,
Председателя и членов Правления
Национального банка с согласия
Совета Республики.
- Назначение
судей Конституционного Суда
С
учетом равного участия Президента
и Парламента в формировании
Конституционного Суда Президент
самостоятельно решает вопрос
о назначении 6 из 12 судей Конституционного
Суда.
При
этом он должен руководствоваться
требованиями, согласно которым
Конституционный Суд формируется
из высококвалифицированных специалистов
в области права, имеющих, как
правило, ученую степень.
- Освобождение
от должности Председателя и судей высших
судебных инстанций, Председателя и членов
Центризбиркома, Генерального прокурора,
Председателя и членов Правления Национального
банка
Освобождение
от должности Председателя и
судей Конституционного Суда, Председателя
и судей Верховного Суда, Председателя
и судей Высшего Хозяйственного Суда,
Председателя и членов Центральной комиссии
по выборам и проведению республиканских
референдумов, Генерального прокурора,
Председателя и членов Правления Национального
банка производится Президентом по основаниям,
предусмотренным законом, с уведомлением
Совета Республики.
Председатель
Конституционного Суда Республики
Беларусь может быть освобожден от должности
по основаниям, предусмотренным Законом
«О Конституционном Суде Республики Беларусь».
К числу таких оснований относятся: просьба
об отставке, утрата гражданства, достижение
предельного возраста пребывания в должности
судьи, продолжение деятельности, несмотря
на предупреждение Конституционного Суда,
не совместимой с должностью судьи, и др.
По аналогичным основаниям допускается
досрочное прекращение полномочий судьи
Конституционного Суда.
В
Законе от 13 января 1995 г. «О судоустройстве
и статусе судей в Республике Беларусь»
установлены основания прекращения полномочий
судей. Они могут быть лишены своих полномочий
за умышленное нарушение законности или
совершение порочащего поступка, не совместимых
с их высоким званием, не иначе как по решению
органа, избравшего или назначившего их,
а также в связи с вступившим в силу обвинительным
приговором суда в отношении их. Судьи
могут быть освобождены от исполнения
обязанностей по другим предусмотренным
законом основаниям (по состоянию здоровья,
в связи с избранием или назначением на
другую должность либо с переводом с их
согласия на другую работу по собственному
желанию и др.).
Основания
освобождения судей хозяйственных
судов предусмотрены Законом от 9 декабря
1998 г. «О хозяйственных судах в Республике
Беларусь».
Срок
полномочий Центральной комиссии
по выборам и проведению республиканских
референдумов – 5 лет. Председатель,
заместитель Председателя, секретарь,
члены Центральной комиссии могут быть
освобождены от должности до истечения
срока их полномочий Президентом Республики
Беларусь в случае письменного заявления
о сложении своих полномочий; утраты гражданства;
систематического неисполнения своих
обязанностей; совершения действий, дискредитирующих
Центральную комиссию; вступления в отношении
их в законную силу обвинительного приговора
суда (см. Закон от 30 апреля 1998 г. «О Центральной
комиссии Республики Беларусь по выборам
и проведению республиканских референдумов»).
В
соответствии с Законом от 29 января
1999 г. «О Прокуратуре Республики
Беларусь» освобождение Генерального
прокурора Республики Беларусь от должности
в течение срока полномочий может иметь
место лишь в случаях совершения им преступлений,
в связи с невозможностью исполнения обязанностей
по службе по состоянию здоровья, а также
по собственному желанию.
Порядок
назначения и освобождения от
должности Председателя и членов Правления
Национального банка определяется Банковским
кодексом Республики Беларусь.
- Назначение
и освобождение от должности Председателя
Комитета государственного контроля
Комитет
государственного контроля Республики
Беларусь является государственным
органом, образуемым Президентом
Республики Беларусь и осуществляющим
контроль за исполнением республиканского
бюджета, использованием государственной
собственности, исполнением актов Президента,
Парламента, Совета Министров и других
государственных органов, регулирующих
отношения государственной собственности,
хозяйственные, финансовые и налоговые
отношения.
В
соответствии с Положением о
Комитете государственного контроля
Республики Беларусь, утвержденным Указом
Президента Республики Беларусь от 15 июля
1997 г. № 388, структура, штатная численность
сотрудников органов Комитета утверждается
Президентом. Председатель Комитета государственного
контроля назначается на должность и освобождается
от должности Президентом и подотчетен
ему. Основания освобождения от должности
предусмотрены указанным Положением.
- Обращение
с посланиями к народу
Обращение
Президента с посланиями к
народу Республики Беларусь о положении
в государстве и об основных направлениях
внутренней и внешней политики имеет важное
значение для разъяснения проводимой
Главой государства политики. Посредством
таких обращений Президент может изложить
цели, к которым он стремится, либо задачи,
которые решает в настоящее время.
- Обращение
с ежегодными посланиями к Парламенту,
участие в работе Парламента
По
белорусской Конституции такие
послания ежегодные, но не исключается
право Президента обратиться
с посланием к Парламенту и
в связи с особыми обстоятельствами.
В посланиях Президент может
высказывать свое видение внутриполитической
и внешнеполитической ситуации,
предлагать перечень нормативных
актов, которые необходимо принять
Парламенту.
Согласно
регламентам палат Парламента ежегодные
послания могут заслушиваться отдельно
каждой палатой либо совместно.
В
Конституции закреплено, что Президент
Республики Беларусь имеет право участвовать
в работе Парламента и его органов, выступать
перед ними в любое время с речью или сообщением.
Тем самым исключается проведение таких
закрытых заседаний Парламента, на которых
не допускается присутствие Президента.
Это является важной гарантией взаимодействия
Главы государства и Парламента.
В
регламентах палат Парламента
определяется процедура проведения
заседаний, в том числе и
очередность выступлений, однако право
Президента на выступление в любое время
с речью или сообщением является незыблемым
и не может быть ограничено. По существу,
таким образом Президент может своевременно
влиять на ход обсуждения проблемы в Парламенте
и его органах с целью принятия устраивающего
его решения, отражающего и позицию Главы
государства.
- Руководство
заседаниями Правительства
Президент
является Главой государства,
поэтому он имеет право председательствовать
на заседаниях Правительства
Республики Беларусь. Обычно это
происходит, когда на заседании Правительства
рассматриваются наиболее важные вопросы.
В этом случае Президент руководит ходом
заседания. Он вправе выступать с докладом,
сообщением, задавать вопросы присутствующим
членам Правительства и иным должностным
лицам (см. также Закон «О Совете Министров
Республики Беларусь и подчиненных ему
государственных органах»).
- Назначение
руководителей республиканских органов
государственного управления, определение
их статуса; назначение некоторых иных
лиц
Конституцией
определено, что Президент самостоятельно
назначает руководителей республиканских
органов государственного управления
и определяет их статус.
Президент
может иметь своих представителей
в Парламенте. Конституция не определяет
их количества. В соответствии с утвержденным
Президентом Положением об Администрации
Президента Республики Беларусь глава
Администрации Президента имеет право
без специальных на то полномочий выступать
в качестве представителя Президента
в Палате представителей и Совете Республики
Национального собрания.
Представителю
Президента в Парламенте может
быть предоставлено право доводить
до сведения парламентариев позицию Президента
по той или иной проблеме, решать другие
вопросы, например связанные с принятием
законов. Однако Президент не может делегировать
своему представителю права, которые являются
неотъемлемыми правами Главы государства
(например, право законодательной инициативы
и т.п.).
Президент,
являясь Главой государства, может
назначать и других должностных
лиц, если их должности определены
в соответствии с законодательством
и если иное не предусмотрено
Конституцией. При этом возможно несколько
ограничений: Конституцией или принятым
в соответствии с ней другим нормативным
актом назначение данного лица отнесено
к прерогативе другого органа; имеются
ограничения финансового характера, т.е.
в соответствии с утвержденным бюджетом
невозможно создать соответствующую структуру
и ввести должность, на которую предполагалось
назначить лицо.
- Решение вопросов,
связанных с приемом в гражданство, его
прекращением и предоставлением убежища
Гражданство
– это неотъемлемый атрибут
государственного суверенитета, который
определяет принадлежность лица к государству,
обусловливающий совокупность его прав
и обязанностей и их защиту со стороны
государства.
Принятый
18 октября 1991 г. Закон «О гражданстве
Республики Беларусь» был ориентирован
на существовавшую систему органов государственной
власти.
В
связи с введением в действие
новой Конституции и вступлением
Президента в должность решение
вопросов о приеме в гражданство
Республики Беларусь, его прекращения
и предоставлении убежища перешло
к Главе государства и исполнительной
власти.
- Установление
государственных праздников и праздничных
дней, награждение государственными наградами,
присвоение классных чинов и званий
Президент
своими решениями, обычно принимаемыми
в форме указов, устанавливает
государственные праздники и
праздничные дни.
Государственные
праздники и праздничные дни
определены Указом Президента
Республики Беларусь от 26 марта
1998 г. № 157 «О государственных
праздниках и праздничных днях
в Республике Беларусь».
С
правом Парламента устанавливать
государственные награды, классные
чины и звания непосредственно
связано правомочие Президента
награждать государственными наградами,
присваивать классные чины и звания. Таким
образом, в данном случае один орган принимает
закон, а другой его исполняет, что является
реализацией концепции разделения властей.
- Осуществление
помилования осужденных
Помилование
отличается от амнистии тем,
что оно осуществляется в отношении
конкретных лиц по их ходатайству
либо иных уполномоченных лиц
и органов.
Согласно
Положению о порядке осуществления
помилования граждан, осужденных судами
Республики Беларусь (утв. Указом Президента
Республики Беларусь от 3 декабря 1994 г.),
Президент Республики Беларусь кроме
ходатайств о помиловании рассматривает:
материалы в отношении лиц, осужденных
к смертной казни, которые не ходатайствуют
о помиловании; представления Председателя
Верховного Суда Республики Беларусь
или Генерального прокурора Республики
Беларусь о применении помилования к лицам,
осужденным судами Республики Беларусь
к смертной казни; заявления лиц, которые
отбыли наказание, об освобождении от
покрытия материального урона, подлежащего
взысканию по приговорам судов Республики
Беларусь, в пользу государства или государственных
организаций, находящихся на республиканском
и местном бюджетах, или государственных
предприятий и учреждений, находящихся
в республиканском и местном подчинении.