Президент в системе разделения ветвей власти в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:37, реферат

Описание работы

Выбранная тема реферата «Президент в системе разделения властей Республики Беларусь» является весьма интересной. Цель работы изучить взаимодействие президента Республики Беларусь с ветвями власти, определить его роль в ней. Понять необходимость деления государственной власти на ветви власти.

Республика Беларусь – молодая суверенная страна, которая делает первые

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Основная часть……………………………………………………………..3
История возникновения ветвей власти………………………………..3
Основной принцип разделения власти в Республике Беларусь…..…3
Ветви власти и их характеристика…………………………………….4
Исполнительная власть Республик Беларусь…………………..4
Парламент – национальное собрание Республики Беларусь….5
Судебная власть в Республике Беларусь……………………….6
Президент Республики Беларусь в системе разделения властей……7
Полномочия Президента Республики Беларусь………………………8
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………............21

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 50.82 Кб (Скачать)
  • Определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставка.

 Президент  самостоятелен в определении  структуры Правительства. В этих  целях он может создавать министерства  и ведомства, входящие в структуру  Правительства.

  • Назначение председателей высших судебных инстанций

 С  согласия Совета Республики Президент  назначает на должность Председателя  Конституционного Суда, Председателя  Верховного Суда, Председателя Высшего  Хозяйственного Суда из числа  судей этих судов.

  • Назначение судей высших судебных инстанций, Председателя Центризбиркома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка

 Президент  производит назначение на должность  судей Верховного Суда, Высшего  хозяйственного Суда, Председателя  Центральной комиссии по выборам  и проведению республиканских  референдумов, Генерального прокурора,  Председателя и членов Правления  Национального банка с согласия  Совета Республики.

  • Назначение судей Конституционного Суда

 С  учетом равного участия Президента  и Парламента в формировании  Конституционного Суда Президент  самостоятельно решает вопрос  о назначении 6 из 12 судей Конституционного  Суда.

 При  этом он должен руководствоваться  требованиями, согласно которым  Конституционный Суд формируется  из высококвалифицированных специалистов  в области права, имеющих, как  правило, ученую степень.

  • Освобождение  от должности Председателя и судей высших судебных инстанций, Председателя и членов Центризбиркома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка

 Освобождение  от должности Председателя и  судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.

 Председатель  Конституционного Суда Республики  Беларусь может быть освобожден от должности по основаниям, предусмотренным Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь». К числу таких оснований относятся: просьба об отставке, утрата гражданства, достижение предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжение деятельности, несмотря на предупреждение Конституционного Суда, не совместимой с должностью судьи, и др. По аналогичным основаниям допускается досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.

 В  Законе от 13 января 1995 г. «О судоустройстве  и статусе судей в Республике Беларусь» установлены основания прекращения полномочий судей. Они могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершение порочащего поступка, не совместимых с их высоким званием, не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи с вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их. Судьи могут быть освобождены от исполнения обязанностей по другим предусмотренным законом основаниям (по состоянию здоровья, в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с их согласия на другую работу по собственному желанию и др.).

 Основания  освобождения судей хозяйственных  судов предусмотрены Законом от 9 декабря 1998 г. «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

 Срок  полномочий Центральной комиссии  по выборам и проведению республиканских  референдумов – 5 лет. Председатель, заместитель Председателя, секретарь, члены Центральной комиссии могут быть освобождены от должности до истечения срока их полномочий Президентом Республики Беларусь в случае письменного заявления о сложении своих полномочий; утраты гражданства; систематического неисполнения своих обязанностей; совершения действий, дискредитирующих Центральную комиссию; вступления в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда (см. Закон от 30 апреля 1998 г. «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов»).

 В  соответствии с Законом от 29 января 1999 г. «О Прокуратуре Республики Беларусь» освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности в течение срока полномочий может иметь место лишь в случаях совершения им преступлений, в связи с невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, а также по собственному желанию.

 Порядок  назначения и освобождения от  должности Председателя и членов Правления Национального банка определяется Банковским кодексом Республики Беларусь.

  • Назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля

 Комитет  государственного контроля Республики  Беларусь является государственным  органом, образуемым Президентом  Республики Беларусь и осуществляющим  контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

 В  соответствии с Положением о  Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1997 г. № 388, структура, штатная численность сотрудников органов Комитета утверждается Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается на должность и освобождается от должности Президентом и подотчетен ему. Основания освобождения от должности предусмотрены указанным Положением.

  • Обращение с посланиями к народу

 Обращение  Президента с посланиями к  народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики имеет важное значение для разъяснения проводимой Главой государства политики. Посредством таких обращений Президент может изложить цели, к которым он стремится, либо задачи, которые решает в настоящее время.

  • Обращение с ежегодными посланиями к Парламенту, участие в работе Парламента

 По  белорусской Конституции такие  послания ежегодные, но не исключается  право Президента обратиться  с посланием к Парламенту и  в связи с особыми обстоятельствами. В посланиях Президент может  высказывать свое видение внутриполитической  и внешнеполитической ситуации, предлагать перечень нормативных  актов, которые необходимо принять  Парламенту.

 Согласно регламентам палат Парламента ежегодные послания могут заслушиваться отдельно каждой палатой либо совместно.

 В  Конституции закреплено, что Президент  Республики Беларусь имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением. Тем самым исключается проведение таких закрытых заседаний Парламента, на которых не допускается присутствие Президента. Это является важной гарантией взаимодействия Главы государства и Парламента.

 В  регламентах палат Парламента  определяется процедура проведения  заседаний, в том числе и  очередность выступлений, однако право Президента на выступление в любое время с речью или сообщением является незыблемым и не может быть ограничено. По существу, таким образом Президент может своевременно влиять на ход обсуждения проблемы в Парламенте и его органах с целью принятия устраивающего его решения, отражающего и позицию Главы государства.

  • Руководство заседаниями Правительства

 Президент  является Главой государства,  поэтому он имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства  Республики Беларусь. Обычно это  происходит, когда на заседании Правительства рассматриваются наиболее важные вопросы. В этом случае Президент руководит ходом заседания. Он вправе выступать с докладом, сообщением, задавать вопросы присутствующим членам Правительства и иным должностным лицам (см. также Закон «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).

  • Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц

 Конституцией  определено, что Президент самостоятельно  назначает руководителей республиканских  органов государственного управления и определяет их статус.

 Президент  может иметь своих представителей  в Парламенте. Конституция не определяет их количества. В соответствии с утвержденным Президентом Положением об Администрации Президента Республики Беларусь глава Администрации Президента имеет право без специальных на то полномочий выступать в качестве представителя Президента в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания.

 Представителю  Президента в Парламенте может  быть предоставлено право доводить до сведения парламентариев позицию Президента по той или иной проблеме, решать другие вопросы, например связанные с принятием законов. Однако Президент не может делегировать своему представителю права, которые являются неотъемлемыми правами Главы государства (например, право законодательной инициативы и т.п.).

 Президент,  являясь Главой государства, может  назначать и других должностных  лиц, если их должности определены  в соответствии с законодательством  и если иное не предусмотрено Конституцией. При этом возможно несколько ограничений: Конституцией или принятым в соответствии с ней другим нормативным актом назначение данного лица отнесено к прерогативе другого органа; имеются ограничения финансового характера, т.е. в соответствии с утвержденным бюджетом невозможно создать соответствующую структуру и ввести должность, на которую предполагалось назначить лицо.

  • Решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища

 Гражданство  – это неотъемлемый атрибут  государственного суверенитета, который определяет принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства.

Принятый 18 октября 1991 г. Закон «О гражданстве  Республики Беларусь» был ориентирован на существовавшую систему органов государственной власти.

 В  связи с введением в действие  новой Конституции и вступлением  Президента в должность решение  вопросов о приеме в гражданство  Республики Беларусь, его прекращения  и предоставлении убежища перешло  к Главе государства и исполнительной  власти.

  • Установление государственных праздников и праздничных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий

 Президент  своими решениями, обычно принимаемыми  в форме указов, устанавливает  государственные праздники и  праздничные дни.

 Государственные  праздники и праздничные дни  определены Указом Президента  Республики Беларусь от 26 марта  1998 г. № 157 «О государственных  праздниках и праздничных днях  в Республике Беларусь».

 С  правом Парламента устанавливать  государственные награды, классные  чины и звания непосредственно  связано  правомочие Президента  награждать государственными наградами, присваивать классные чины и звания. Таким образом, в данном случае один орган принимает закон, а другой его исполняет, что является реализацией концепции разделения властей.

  • Осуществление помилования осужденных

 Помилование  отличается от амнистии тем,  что оно осуществляется в отношении  конкретных лиц по их ходатайству  либо иных уполномоченных лиц  и органов.

 Согласно  Положению о порядке осуществления  помилования граждан, осужденных судами Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь от 3 декабря 1994 г.), Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает: материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, которые не ходатайствуют о помиловании; представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь или Генерального прокурора Республики Беларусь о применении помилования к лицам, осужденным судами Республики Беларусь к смертной казни; заявления лиц, которые отбыли наказание, об освобождении от покрытия материального урона, подлежащего взысканию по приговорам судов Республики Беларусь, в пользу государства или государственных организаций, находящихся на республиканском и местном бюджетах, или государственных предприятий и учреждений, находящихся в республиканском и местном подчинении.

Информация о работе Президент в системе разделения ветвей власти в РБ