Содержание
- Введение…………………………………………………………………….2
- Основная
часть……………………………………………………………..3
- История возникновения
ветвей власти………………………………..3
- Основной
принцип разделения власти в Республике
Беларусь…..…3
- Ветви власти
и их характеристика…………………………………….4
- Исполнительная
власть Республик Беларусь…………………..4
- Парламент
– национальное собрание Республики Беларусь….5
- Судебная
власть в Республике Беларусь……………………….6
- Президент
Республики Беларусь в системе разделения
властей……7
- Полномочия
Президента Республики Беларусь………………………8
- Заключение………………………………………………………………..20
- Список литературы………………………………………………............21
Введение
Выбранная
тема реферата «Президент в
системе разделения властей Республики
Беларусь» является весьма интересной.
Цель работы изучить взаимодействие
президента Республики Беларусь
с ветвями власти, определить
его роль в ней. Понять необходимость
деления государственной власти
на ветви власти.
Республика
Беларусь – молодая суверенная
страна, которая делает первые
шаги
на пути построения правового демократического
государства, основанного на базе развитого
гражданского общества. Это очень
сложный и продолжительный по
времени процесс, предусматривающий
ломку старой тоталитарной системы,
пересмотр ранее действовавшей
Конституции и создание новых
структур власти.
Последнее,
по мнению французского ученого
Ги Лордейре, является одной из
наиболее сложных задач, которые встают
перед государственными деятелями во
время демократических преобразований,
поскольку "дальнейшее развитие
страны во многом будет определяться
качеством созданных институтов власти".
Не
случайно после приобретения
независимости первоочередной задачей
Республики
Беларусь, которая "осознала себя
полноправным субъектом мирового сообщества
и подтвердила свою приверженность
общечеловеческим ценностям", явилось
принятие Конституции и создание
новой структуры власти. Согласно,
которой Государственная власть
в Республике Беларусь осуществляется
на основе разделения ее на законодательную,
исполнительную и судебную.
История
возникновения ветвей власти
Создателем
классической теории разделения
властей считается французский
философ
и историк Шарль Луи де Монтескье,
на взоры которого существенное влияние
оказали его предшественники. А
именно, Джон Локк отстаивал необходимость
организационного обособления властей:
законодательной (осуществляется парламентом,
который воспринимает законы), исполнительной
(правительство, претворяющее в жизнь
законы), союзная власть (осуществляет
внешнеполитическую деятельность). Судебная
власть рассматривалась Джоном Локком
как составная часть исполнительной
власти.
Концепция,
предложенная Ш.Монтескье, получила
огромную поддержку. По мнению
Монтескье, все погибло бы, если
б в одном и том же лице
были соединены все три власти:
создавать законы, приводить в
выполнение общеобязательные постановления
и судить преступления либо тяжбы
личных лиц Монтескье. Ежели законодательная
и исполнительная власти будут сделаны
в одном лице либо учреждении, то свободы
при всем этом не будет, потому что можно
бояться, что тот, кто данной властью владеет,
станет издавать тиранические законы
для того, чтоб также тиранически их использовать.
Не
будет свободы и в том случае,
когда судебная власть не разделена
от власти законодательной и
исполнительной, ежели она соединена
с законодательной властью, то
судья получает возможность стать
угнетателем, Таким образом Ш.Монтескье
не допускал верховенства какой-нибудь
ветки власти.
Монтескье
отмечал необходимость полного
равноправия, равновесия и независимости
властей и в то же время
их взаимную связанность. Разделение
властей нужно в связи с
тем, чтоб исключить концентрацию
властных возможностей в руках
1-го человека либо органа. Чтоб исключить
возможность злоупотребления властью,
нужен таковой порядок вещей, при котором
разные ветки власти могли бы сдерживать
друг дружку. Тем самым были заложены базы
для разработки системы “сдержек и противовесов”.
Западно-германский
философ Р.Дарендорф отмечал, что разделение
властей не является настоящим фактом,
потому что в обществе они переплетаются
и смешиваются, в каждом государстве они
имеют своеобразную неповторимую связь.
Основной
принцип разделения власти в Республике
Беларусь
Принятая
15 марта 1994 года Конституция Республики
Беларусь в первый раз закрепила
принцип разделения властей в
нашей стране. Принцип разделения
властей значит, что любая из
веток власти (законодательная, исполнительная
и судебная) владеет лишь ей
присущими возможностями и действует
в пределах собственных возможностей,
не вмешиваясь в деятельность
остальных властей. Так, Национальное
собрание Республики Беларусь
является представительным и
законодательным органом (ст.90 Конституции).
Исполнительную власть в нашей
стране осуществляет Правительство
– Совет Министров – центральный орган
государственного управления, который
обеспечивает выполнение Конституции,
законов и декретов, указов и распоряжений
Президента (ст.ст. 106 и 107 Конституции).
Судебная власть осуществляет правосудие
на базе Конституции и принятых в согласовании
с ней других нормативных актов (ст.112 Основного
Закона).
Закрепленное
в Конституции Республики Беларусь (ст.
6) разделение государственной власти
на законодательную, исполнительную и
судебную совсем не значит отсутствие
их взаимодействия. В данной связи учреждается
пост главы страны, который является должностным
лицом, занимающим высшее место в системе
государственных органов. По существу
мы можем говорить об еще одной мощной
ветви власти – президентской. На Президента
возлагаются функции арбитра меж властями.
В
пределах собственных возможностей
государственные органы самостоятельны.
Их самостоятельность обещана
Конституцией и иными законами
Республики Беларусь прежде всего через
определение возможностей, порядка формирования,
организации и обеспечения гарантий деятельности
этих органов. Оставаясь самостоятельными,
государственные органы взаимодействуют
меж собой, потому что они призваны осуществлять
функции страны, которые распространяют
свою власть на все общество, в нужных
вариантах делая упор на средства и меры
принуждения.
Система
“сдержек и противовесов” обеспечивает
возможность взаимного контроля
властей и условия для их
взаимодействия. Эта мысль реализуется
в Конституции Республики Беларусь через
механизм формирования властей (Национальное
собрание и Президент избираются гражданами
Республики Беларусь, меж Президентом
и Советом Республики распределены функции
по формированию судебной власти); через
механизм принятия законов, через возможность
смещения Президента с должности в вариантах,
предусмотренных статьей 88 Конституции;
также через функционирование Конституционного
Суда, который обеспечивает контроль за
конституционностью нормативных актов
страны.
Ветви власти
и их характеристика
Орган
государственной власти – это
гражданин или коллектив граждан,
наделенный государственно-властными
полномочиями, уполномоченный государством
на осуществление его задач
и функций и действующий в
установленном порядке.
Государство
осуществляет свои функции через
органы государственной власти.
Государственная власть в Республике
Беларусь осуществляется на основе
разделения ее на законодательную,
исполнительную и судебную. Главой государства
в системе государственной власти является
Президент.
Исполнительная
власть Республики Беларусь
Правительство
– это коллегиальный центральный
орган государственного управления
Республики Беларусь, осуществляющий
в соответствии с Конституцией
исполнительную власть и руководство
системой подчиненных ему органов
государственного управления и других
органов исполнительной власти.
Правительство
занимает важное место в системе
органов государственной власти.
Оно является основным, центральным
институтом управления государственными
делами. Правительство вступает
в тесные отношения с другими
органами государственной власти,
прежде всего с Президентом
и Парламентом.
Основные
полномочия Правительства закреплены
в Конституции, а также в
Законе «О Совете Министров
Республики Беларусь и подчиненных
ему государственных органах». В
компетенцию правительства входит
согласно Конституции и Закону
управление: экономической сферой,
областью бюджета и финансов,
областью занятости и труда,
социально-культурной сферой, областью
охраны окружающей среды, областью
обеспечения законности и правопорядка,
областью национальной безопасности,
областью внешней политики и
рядом других полномочий.
В
Республике Беларусь Правительство
имеет название – Совет Министров.
Форма
правления часто предопределяет
порядок образования и деятельности
правительства. В президентских
республиках оно менее самостоятельно,
иногда не представляет собой
коллегиальный орган с властными
полномочиями.
Отношение
между Правительством, Парламентом
и судами в Республике Беларусь
более определенные. Что касается влияния
Президента на Правительство, его деятельность,
то оно типично для президентских республик.
Президент фактически не входит ни в одну
ветвь власти, однако обладает рядом конституционных
полномочий в сфере исполнительной власти,
что свидетельствует о том, что он является
реальным главой этой ветви власти.
Правительство,
согласно Конституции (ст.106), состоит
из Премьер-министра, его заместителей
и министров. Структуру Правительства
определяет Президент. Он назначает
и освобождает от должности
заместителей Премьер-министра, министров
и других членов Правительства.
Работой Правительства руководит
Премьер-министр.
Парламент
– Национальное собрание Республики
Беларусь
Родиной
парламента считается Англия. Слово
«парламент» происходит от французского
parler – говорить.
Согласно
Конституции Республики Беларусь
(ст. 90) – Парламентом является
Национальное собрание Республики
Беларусь – представительный
и законодательный орган республики.
Национальное
собрание Республики Беларусь
имеет представительный характер,
т.е. выражает интересы граждан
Республики Беларусь.
Воля
народа является верховной во
всех сферах жизни. Конкретное
выражение фактического осуществления
народного суверенитета – народное
представительство посредством
образования Парламента страны.
Парламент
состоит из двух палат –
Палаты представителей и Совета
Республики.
В
составе Палаты представителей 110
депутатов. Избрание депутатов
Палаты представителей осуществляется
в соответствии с законом на
основе всеобщего, тайного, прямого
избирательного права при тайном
голосовании. Депутатом Палаты
представителей может быть гражданин
Республики Беларусь, достигший
21 года.
Совет
Республики является палатой
территориального представительства.
Избрание осуществляется тайным
голосованием на заседаниях депутатов
местных Советов депутатов базового уровня
каждой области и города Минска, членом
может быть гражданин Республики Беларусь,
достигший 30 лет и проживающий на территории
соответствующей области, города Минска
не менее 5 лет.
Количественный
состав Парламента Республике
Беларусь в последние годы
претерпел существенные изменения
и на данный момент составляет
174 депутата.
Парламент
согласно закону имеет право
делегировать свои законодательные
полномочия иным государственным
органам.