Президент в системе разделения ветвей власти в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:37, реферат

Описание работы

Выбранная тема реферата «Президент в системе разделения властей Республики Беларусь» является весьма интересной. Цель работы изучить взаимодействие президента Республики Беларусь с ветвями власти, определить его роль в ней. Понять необходимость деления государственной власти на ветви власти.

Республика Беларусь – молодая суверенная страна, которая делает первые

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Основная часть……………………………………………………………..3
История возникновения ветвей власти………………………………..3
Основной принцип разделения власти в Республике Беларусь…..…3
Ветви власти и их характеристика…………………………………….4
Исполнительная власть Республик Беларусь…………………..4
Парламент – национальное собрание Республики Беларусь….5
Судебная власть в Республике Беларусь……………………….6
Президент Республики Беларусь в системе разделения властей……7
Полномочия Президента Республики Беларусь………………………8
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………............21

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 50.82 Кб (Скачать)

 Палаты  Парламента не могут заедать  совместно и принимать совместные  решения. Компетенция каждой из  палат определена в Конституции,  прежде всего – в ст. 97 и  98.

 Основная  функция любого Парламента –  законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). Принятие законов – это дело обеих палат, однако законотворческий процесс начинается в Палате представителей. Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем – в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.

 В  полномочия Палаты представителей  входит: рассмотрение проектов законов  о внесении изменений и дополнений  в Конституцию, о толковании  конституции; рассмотрение проектов  законов; внесение предложения  о проведении референдума, назначение  выборов Президента; рассмотрение  вопросов об отставке и досрочном  освобождении от должности Президента  Республики Беларусь; делегирование  Президенту законодательных полномочий.

 В полномочия Совета Республики входит: право одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов; также Совет Республики обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов; обладает рядом полномочий по отношению к местным Советам; рассматривает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.

Судебная  власть в Республики Беларусь

 Судебная  власть является одной из трех  ветвей власти, о которых говорится  в ст. 6 Конституции Республики  Беларусь. Основы ее конституционно-правового  статуса закреплены в шестой  главе Конституции, а также  в Законе «О судоустройстве  и статусе  судей в Республики  Беларусь», других нормативных  актах.

 Судебную  власть осуществляют все судебные  органы снизу доверху. Перед  каждым из них стоит задача  по охране и защите от имени  Республики Беларусь прав и  свобод граждан от нарушений  со стороны государственных органов,  должностных лиц, граждан.

 Судебная  власть – это разновидность  государственной власти, осуществляемой  судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

 Основой  для деятельности удов является  Конституция, принятые в соответствии  с ней нормативные акты, а также  судебные процедуры.

 В  статье 109 Конституции закреплено, что  судебная власть принадлежит  судам, т.е. суды являются ее  носителями. Иногда «судебную» власть  осуществляют и другие государственные  органы, например Президент при  издании акта о помиловании,  Парламент при принятии закона  о амнистии.

 Судебная  власть исходит от народа (ст. 3 Конституция). Ее такое «происхождение»  обусловлено не только тем,  что суды выносят свои решения  именем Республики Беларусь, но  и тем, что судьи занимают  свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом  (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные полномочия  непосредственно или опосредованным  образом от народа.

 Совокупность  судов, осуществляющих судебную  власть (правосудие), составляет систему  судебной власти. Система судов  строится на принципах территориальности  и специализации.

 В  судебную систему Республики  Беларусь входят: Конституционный  суд, общие суды (во главе подсистемы  находится Верховный Суд), хозяйственные  суды (во главе – Высший Хозяйственный  суд).

 Роль  судебной власти состоит в  том, чтобы в связи с возникновением  юридического конфликта обеспечивать  верховенство права, выраженного  в общепризнанных принципах международного  права, Конституции, законах, международных  договорах Республики Беларусь, иных актах общегосударственного  и иного уровня.

 Итогом  осуществления правосудия является  замена идеи насилия (права  силы) идеей права (силой права). Таким образом суд, используя право, воздействует на общественные отношения, устанавливая, изменяя или прекращая правоотношения.

Президент Республики Беларусь в системе разделения властей

 В  связи с необходимостью взаимодействия  ветвей власти учреждается пост  Главы государства (монарха, президента), который является должностным  лицом, занимающим высшее место  в системе государственных органов. 

 Президент  Республики Беларусь  является  Главой государства, гарантом  Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и  гражданина. Президент олицетворяет  единство народа, гарантирует реализацию  основных направлений внутренней  и внешней политики, представляет  Республику Беларусь  в отношениях  с другими государственными и  международными организациями. Президент  принимает меры по охране суверенитета  Республики Беларусь, ее национальной  безопасности и территориальной  целостности, обеспечивает политическую  и экономическую стабильность, преемственность  и взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет посредничество  между органами государственной  власти.

 Таким  образом, Конституция Республики  Беларусь возлагает на Главу  государства важнейшие функции  и задачи.

 Обязанность  Президента Республики Беларусь  быть гарантом Конституции, прав  и свобод человека и гражданина  обусловлена задачей обеспечения  стабильности и конституционного  строя. В этих целях на Президента  возлагается функция арбитра  между властями.

 Над  президентом есть единственный  высший арбитр – народ. Именно  он является источником государственной  власти и носителем суверенитета. В случае, когда разногласия между  ветвями власти не могут быть  сняты, вполне уместно обращение  Президента к народу, с тем,  чтобы на референдуме был решен  вопрос в ту или иную пользу.

 Особенность  статуса Президента Республики  Беларусь состоит в том, что  он выступает, с одной стороны,  в качестве арбитра, с другой  – сам может активно руководить  Правительством, подчиненными ему  органами.

 У  Президента есть исключительно  единоличные полномочия, когда не  требуется контрассигнирование и какое-либо иное участие другого государственного органа (например, внесение предложения, согласование и т.п.).

Полномочия  Президента Республики Беларусь

 Полномочия  Президента Республики Беларусь  закреплены преимущественно в  ст.84. Конституции,  однако и в иных ее статьях, Законе «О Президенте Республики Беларусь» и других нормативных актах содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента.

 Полномочия  Президента тесно связаны с  деятельностью ветвей власти  Республики Беларусь. При рассмотрении  полномочий Президента Республики  Беларусь, в этом можно убедиться  и понять систему их функционирования.

  • Назначение республиканских референдумов.

Президент является единственным лицом, которое  может назначить референдум –  народное голосование

 Референдум  может быть назначен по инициативе  Президента или по предложению  Палаты представителей и Совета  Республики, либо по предложению  450 тыс. граждан, обладающих избирательным  правом, в том числе не менее  30 тыс. граждан от каждой из  областей и города Минска.

 Если  предложение палаты Парламента, граждан о проведении референдума  внесено в соответствии с законом,  Президент назначает республиканский  референдум.

  • Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы

 Конституция  разграничила полномочия Президента  и Парламента в решении вопросов  о проведении выборов. Если  решение касается коллегиальных  представительных органов, то  решение о назначении выборов  принимает Президент, а если  главы государства, то Палата  представителей. Такой подход позволяет  исключить ситуацию, когда бы  нарушились сроки проведения  выборов.

 В  нашем законодательстве не предусматривается,  кто должен принимать решение  о проведении выборов в коллегиальные  представительные органы, если по  каким-либо причинам Президент  не издает соответствующего указа.  Согласно российскому законодательству, если Президент России в установленный  срок не принимает решения  о проведении выборов, то эту  обязанность должен выполнить  Центризбирком.

  • Роспуск палат Парламента

 Досрочное  прекращение полномочий палат  Парламента, т.е. их роспуск, является  одним из способов разрешения  конфликта между властями, прежде  всего между законодательной  и исполнительной властью. Атрибутом  в данном случае выступает  Глава государства.

 Полномочия  палат Парламента могут быть  прекращены досрочно лишь в  случае и порядке предусмотренном  Конституцией.

 Во-первых, они могут быть досрочно прекращены  при отказе в доверии Правительству.

 Во-вторых, полномочия палат Парламента  могут быть прекращены в случае  вотума недоверия Правительству.

 В-третьих,  полномочия Палаты представителей  могут быть досрочно прекращены  при двукратном отказе в даче  согласия на назначение Премьер-министра.

 В-четвертых,  полномочия Палаты представителей  либо Совета Республики могут  быть досрочно прекращены на  основании заключения Конституционного  суда – в случае систематического  или грубого нарушения палатами  Парламента Конституции.

Существуют  ограничения на роспуск палат: их полномочия могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть  месяцев полномочий Президента, в  период решения палатами вопроса  о досрочном освобождении или  смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в  течение года со дня их первых заседаний.

  • Назначение членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Согласно  п. 4 ст. 84 Конституции Президент назначает  шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и  проведению республиканских референдумов. Остальные шесть членов Центризбиркома избирает Совет Республики. Таким  образом обеспечивается равное представительство как Главы государства, так и Парламента, в органе, который решает вопросы проведения выборов как Президента, так и Парламента.

  • Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых других органов

 В  действующей Конституции прямо  закреплено право Президента  образовывать, упразднять или реорганизовывать Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативные и иные органы при Президенте.

  • Назначение на должность Премьер-министра

 Премьер-министр  назначается Президентом с согласия  Палаты представителей. Регламент  Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь  определяет порядок рассмотрения  вопроса о даче согласия на  назначения на должность Премьер-министра.

 Вопрос  о даче согласия на назначение  на должность Премьер-министра  Республики Беларусь решается  на заседании Палаты представителей  путем тайного голосования и  оформляется постановлением.

 Депутаты  палаты представителей вправе  задавать вопросы Президенту  Республики Беларусь, самому кандидату  на должность Премьер-министра, высказывать  свое мнение по предложенной  кандидатуре, агитировать «за»  или «против» нее.

 Кандидатура  на должность Премьер-министра  Республики Беларусь считается  одобренной, если за нее проголосовало  большинство от полного состава  Палаты представителей.

 В  случае двукратного отказа в  даче согласия на назначение  Премьер-министра Палатой представителей  Президент вправе назначить исполняющего  обязанности Премьер-министра, распустить  Плату представителей и назначить  новые выборы.

Информация о работе Президент в системе разделения ветвей власти в РБ