Президент Российской Федерации (конституционно-правовой статус)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 02:35, курсовая работа

Описание работы

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике. В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года.

Содержание

Введение ……………………………………………………….………….…. 3
1. Институт Президента в конституционной системе государственной
власти России …………………………………………………………..…. 5
Президент в условиях парламентской и президентской
форм правления ………………………………………………………..….. 5
Особенности статуса Президента в Российской Федерации …………… 7
2. Порядок избрания Президента России ………………………………….. 11
Этапы избирательного процесса Президента России ………………….. 12
Особенности президентской избирательной компании 2008 года ……. 15
3. Полномочия Президента Российской Федерации ……………………… 16
4. Прекращение полномочий Президента …………………………………. 20
5. Правовые акты Президента Российской Федерации .………………….. 22
Заключение ……………………………………………………….................. 23
Литература …………………………………

Работа содержит 1 файл

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАции - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

  Выражением  личного участия Президента в  реализации внешней политики, является подписание им международных договоров РФ, признающихся составной частью ее правовой системы; ратификационные грамоты, свидетельствующие об утверждении федеральным законом международного договора РФ.

  В сфере  регулирования правового статуса  личности, Президент РФ (статья 89 Конституции РФ):

  - принимает  в гражданство РФ, разрешает выход  из гражданства;

  - предоставляет  политическое убежище;

  - награждает  государственными наградами РФ, присваивает почетные звания  РФ;

  - осуществляет  помилование. 
 
 

  

  9 Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»//СЗ РФ 2000. № 17. Ст. 1852 

  4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА 

  Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока пребывания его в должности. Моментом истечения срока полномочий считается принесение присяги вновь избранным Президентом РФ.

  В Конституции  РФ (часть 2 статьи 92), указаны также  три случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ:

  1. Отставка - добровольный уход с поста с подписанием заявления, извещающего об оставлении должности. В этом случае обязанности Президента РФ, временно принимает на себя Председатель Правительства РФ.

  Уход в  отставку имеет окончательный характер, Президент не может отозвать заявление об отставке и вернуться к исполнению обязанностей.

  2. Прекращение  исполнения полномочий по состоянию  здоровья, в случаях:

  а) Президент  РФ серьезно болен, но находится в  ясном уме и способен сам принять  взвешенное решение. По сути это та же отставка, но с указанием конкретных оснований.

  б) Президент  РФ не в состоянии сам принять  решение, находится в бессознательном состоянии или есть основания сомневаться в ясности его ума и способности принимать обоснованные решения. В этом случае для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий требуется специальное авторитетное медицинское заключение10.

  Обязанности Президента, временно в этом случае может исполнять Председатель Правительства РФ (с некоторыми ограничениями).

  3. Отрешение  Президента РФ от должности  (импичмент).

  Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

  Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты

  

  10 См.: Авакьян С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы требующие юридического решения //Законодательство. 1999. № 3. С. 87 

двумя третями  голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не

менее одной  трети депутатов Государственной  Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

  Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

  11 См.: Конституция Российской Федерации, ст. 93. М., 1993 

  5. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

  Президент России, осуществляя правотворческую  деятельность, оформляет свои решения, издавая правовые акты. Акты Президента РФ не подлежат утверждению законодательным органом, за исключением указов о введении военного и чрезвычайного положения.

  Они представляют собой разновидность подзаконных  актов.

  В иерархии подзаконных актов указы Президента стоят выше, чем постановления и распоряжения Правительства РФ и обладают большей юридической силой.

  Особенности актов Президента РФ:

  1. Формула  «не должны противоречить Конституции  и федеральным законам» отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, Постановления Правительства издаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации».

  2. В отношении  актов Президента в Конституции  РФ, не предусмотрена их отмена.

  3. Указы  Президента могут восполнять  пробелы в правовом регулировании  по вопросам, требующим законодательного  решения, при условии, что:

  - отсутствует  соответствующий федеральный закон  по данному предмету регулирования;

  - такие  указы не противоречат Конституции и федеральным законам;

  - их действие  во времени ограничено периодом  до принятия соответствующих актов законодателем.

  Статья 90 Конституции РФ, предусматривает  две разновидности актов Президента РФ:

  1) Указы,  нормативные документы, содержащие  общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение;

  2) Распоряжения, которые не содержат нормативных  предписаний.

  Указы - основная форма реализации прерогатив Президента РФ по управлению государством.

  Акты Президента РФ подлежат обязательному опубликованию (кроме содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера).

  Порядок опубликования определяется Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», с последующими изменениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Институт  президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности.

 Историю, сопоставимую по длительности с историей самого государства - Российской Федерации.

 Созданный с целью восстановления авторитета государственной власти и укрепления власти исполнительной, он не утратил своей актуальности и сейчас.

 Необходимо  отметить, что хотя во всей рекомендованной  учебной и специальной литературе, институт президентства, постоянно дается в сравнении с тем, каким он был до принятия Конституции РФ 1993 года, автор этой работы не ставил своей задачей показать становление этого государственного института.

 Пятнадцать  лет существования, для нашего государства  это не мало.

 И хотя, в нашем обществе однозначного понимания конституционного статуса Президента нет и сейчас, восприятие Президента, как символа государства и официального представителя всего народа, гаранта Конституции преобладает в сознании большинства граждан России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ЛИТЕРАТУРА 

  Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.). М., 1993.

  Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) - Система  ГАРАНТ, 2003 г.

  Авакьян С. А. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: проблемы требующие юридического решения //Законодательство. 1999. № 3. С. 87

  Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, «Сашко», 2000

  Анисимов  Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. - «Юстицинформ», 2006 г.

  Выступление заместителя Председателя ЦИК России С. В. Вавилова на заседании ЦИК России 7 марта 2008 года//http://www.cikrf.ru/postancik

  Лучин В.О. «Указное право» в России. М., 1996.

  Монтескье Ш. О духе законов. Избранные произведения. М., 1955.

  Мушинский В. Президент: власть по праву мандата// Российская Федерация. 1993. № 2 с. 50.

  Окуньков  Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996

  Окуньков  Л. А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти). «Журнал российского права», 2001, № 2

  Окуньков  Л. А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования. Практический журнал для руководителей и юристов «Законодательство», 2000, № 12

  Чиркин  В. Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России/ История становления и современное состояние исполнительной власти в России/ Под редакцией Н. Ю. Хаманева - М.: Новая Правовая культура, 2003

  Чиркин В.Е. Президентская власть//Государство и право. 1997. № 5.

  Сахаров Н. А. Институт президенства в современном мире. М., 1994. с. 30.

  Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении  Военной доктрины Российской Федерации»//СЗ РФ 2000. № 17. Ст. 1852

  История становления и современное состояние  исполнительной власти в России. - М.: Новая Правовая культура, 2003. 


Информация о работе Президент Российской Федерации (конституционно-правовой статус)