Президент Российской Федерации (конституционно-правовой статус)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 02:35, курсовая работа

Описание работы

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике. В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года.

Содержание

Введение ……………………………………………………….………….…. 3
1. Институт Президента в конституционной системе государственной
власти России …………………………………………………………..…. 5
Президент в условиях парламентской и президентской
форм правления ………………………………………………………..….. 5
Особенности статуса Президента в Российской Федерации …………… 7
2. Порядок избрания Президента России ………………………………….. 11
Этапы избирательного процесса Президента России ………………….. 12
Особенности президентской избирательной компании 2008 года ……. 15
3. Полномочия Президента Российской Федерации ……………………… 16
4. Прекращение полномочий Президента …………………………………. 20
5. Правовые акты Президента Российской Федерации .………………….. 22
Заключение ……………………………………………………….................. 23
Литература …………………………………

Работа содержит 1 файл

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАции - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

  Пятый этап - голосование.

  Днем голосования  на выборах Президента Российской Федерации  является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.

  Гражданам России обеспечивается возможность  проголосовать независимо от того, где они находятся в день выборов. С этой целью избирательные участки образуются не только по месту постоянного проживания избирателей, но и в местах их временного пребывания, в отдаленных труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, за рубежом.

  Шестой этап - подсчет голосов за выдвинутых кандидатов на всех избирательных участках, оформление результатов выборов, определение победителя или в некоторых случаях назначение второго тура, либо признание выборов несостоявшимися или недействительными и принятие решения о назначении повторных выборов на должность Президента РФ.

  После окончания  голосования, проводится подсчет голосов  избирателей сначала в участковых избирательных комиссиях, затем суммирование полученных данных во всех вышестоящих избирательных комиссиях.

  Общие результаты выборов определяются ЦИК, не позднее, чем через десять дней после дня  голосования.

  Избранным считается зарегистрированный кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

  В ситуации, когда в бюллетене указано более двух кандидатов, и ни один из них не получил необходимого количества голосов, ни один из кандидатов не считается избранным и назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах.

  Седьмой, заключительный этап - опубликование результатов прошедших выборов, церемония вступления Президента РФ в должность и начало исполнения им возложенных на него обязанностей.

  Официальное опубликование результатов выборов  Президента РФ, осуществляется ЦИК РФ, в течении трех дней со дня подписания протокола о результатах выборов Президента РФ.

  Всенародно  избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня  официального опубликования ЦИК РФ результатов выборов.

  В течении  трех месяцев со дня официального опубликования полных данных о результатах  выборов Президента РФ данные, содержащиеся в протоколах всех избирательных  комиссий об итогах голосования, о результатах  выборов, размещаются ЦИК РФ в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»). 

  Особенности президентской избирательной  компании 2008 года 

  Если за точку отсчета взять принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, определившей современную структуру органов государственной власти, то это – четвертые выборы Президента Российской Федерации, предыдущие состоялись в 1996, 2000 и 2004 годах.

  Выборы  Президента Российской Федерации 2 марта 2008 года проводились в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» с изменениями, внесенными в указанный закон в 2005 - 2007 годах.

  Суть наиболее принципиальных нововведений заключается  в следующем:

  - гражданин  Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не может быть избран Президентом Российской Федерации;

  - институт  избирательных блоков отменен,  поэтому партии самостоятельно  участвовали в выборах, в том  числе выдвигали кандидатов на  должность Президента Российской Федерации;

  - допустимый  для регистрации процент недостоверных  и недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата был уменьшен с 25 до 5 процентов;

  - было  отменено требование о «пороге  явки избирателей», что не повлияло  на активность избирателей –  явка составила около 70 процентов6. 
 
 

  

  6 Выступление заместителя Председателя ЦИК России С. В. Вавилова на заседании ЦИК России 7 марта 2008 года//http://www.cikrf.ru/postancik 

  3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

  Президент в соответствии с Конституцией, обладает широким кругом полномочий, которые вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции.

  Полномочия, присущие только Президенту РФ, которые  не разделяются им с парламентом, Правительством России и органами судебной власти, называются прерогативами Президента.

  Основные  сферы полномочий Президента РФ, связаны  с:

  1) Формированием  федеральных органов государственной  власти.

  2) Участием  Президента в законотворчестве.

  3) Функционированием  исполнительных органов государственной  власти.

  4) обеспечением  осуществления полномочий федеральных  органов государственной власти на всей территории России.

  5) Внешней  политикой и обороной.

  6) иными  сферами государственной деятельности.

  Участие Президента РФ, обладающего широкими полномочиями в области кадровой политики, в формировании государственных органов проявляется, прежде всего, в назначении и освобождении от должностей высших должностных лиц (статья 83 Конституции РФ):

  а) назначение по представлению - Председателя Центрального банка РФ;

  б) назначение по предложению федеральных государственных органов (Председателя Правительства РФ, Государственной Думы) - Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

  в) предложение  кандидатуры для назначения Совету Федерации - судей федеральных судов РФ, кандидатуры Генерального прокурора РФ;

  г) назначение полномочных представителей Президента РФ, высшего командования Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;

  д) освобождение по представлению - Председателя Центрального банка РФ;

  е) освобождение по предложению Председателя Правительства  РФ - заместителя Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

  ж) предложение  Совету Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;

  з) освобождение от должностей полномочных представителей Президента РФ, высшего командования Вооруженных Сил РФ, дипломатических  представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

  Президент РФ, активно участвует в законотворческом процессе.

  Он наделен  правом законодательной инициативы. Законопроекты Президента РФ, внесенные им на рассмотрение Государственной Думы, считаются приоритетными в программе законотворчества.

  Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы.

  Эффективным инструментом влияния главы государства  на законодательную власть является право президентского вето, под которым  подразумевается возвращение Президентом РФ законов парламенту на повторное рассмотрение. Законы, возвращенные Президентом РФ, рассматриваются палатами в первоочередном порядке. После этого может быть принято одно из двух решений: палата принимает закон в редакции Президента РФ (требуется более половины голосов от общего числа депутатов) или повторно принимает закон в ранее принятой редакции (за это решение должны проголосовать не менее двух третей от общего числа депутатов). Это требование делает вето Президента РФ труднопреодолимым.

  Во взаимодействии с парламентом, Президент РФ, обладает различными полномочиями, учитывая специализацию деятельности палат, их конституционную самостоятельность и качественно разный состав их представителей.

  Исполняя  полномочия по определению основных направлений политики государства, Президент РФ, оказывает воздействие на парламент следующим образом.

  1) Официально  заявленные президентские позиции  непосредственно влияют на составление  плана законопроектных работ,  прежде всего в Государственной  Думе. Объединенная комиссия по  координации законопроектной деятельности, включающая в себя представителей всех ветвей власти, была образована как раз на основе одного из Посланий Президента РФ.

  2) Парламент  получает достаточно ясную информацию  о намерениях Президента - как текущих, так и на перспективу. Это заставляет парламентариев учитывать позицию главы государства, строить на этом линию своей деятельности.

  3) Становится  известной «идеология» тех или  иных законопроектов, законодательных предложений. Эта «идеология» может не разделяться парламентскими фракциями. Однако ее придется учитывать, поскольку право отклонения законов находится в руках Президента. И этим правом он пользуется на практике весьма широко, хотя главным образом отклоняет законы по мотивам их юридического несовершенства.

  На практике основные направления политики определяются Президентом в разнообразных формах.

  а) Ежегодные  послания парламенту, содержащие как  оценку положения дел, так и задачи государства на будущее, стали традиционными. Речь идет именно о традиции, поскольку  из текста Конституции нельзя с определенностью заключить, должны ли эти составные части быть изложены в разных документах или в одном. Начиная с 1994 г. было принято решение о целесообразности единого ежегодного Послания Президента.

  б) Традиционными  стали и бюджетные послания Президента страны Правительству РФ. Посредством этих специфических посланий глава государства также определяет основные текущие приоритеты.

  в) В практику входят тематические концептуальные документы  Президента. Таково, например, послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, направленное 13 июня 1996 года.

  г) Отдельные  направления формулируются Президентом  в его указах, а также в некоторых публичных выступлениях.

  Президент назначает выборы Государственной  Думы (пункт «а» статьи 84 Конституции РФ).

  К взаимодействию с законодательной властью можно  отнести и право Президента РФ назначать референдум. Это право обеспечивает ему активную позицию в проведении реформ7.

  Полномочия  Президента РФ в области исполнительной власти:

  - активно участвует в формировании Правительства РФ;

  - объявляет  об отставке Правительства РФ;

  - имеет  право председательствовать на  заседаниях Правительства РФ;

  - регулярно  проводит встречи с главой  Правительства РФ;

  - является  надзорной инстанцией по отношению  к Правительству РФ, пользуясь своим правом отмены решений Правительства РФ8. 
 
 
 

  

  7 Мушинский В. Президент: власть по праву мандата// Российская Федерация. 1993. № 2 с. 50.

  8 См.: Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. с. 30. 

  Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности (пункт «п», «ж» статьи 83 Конституции РФ), совещательный коллегиальный орган, в состав которого по должности входят: министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, директор Федеральной службы безопасности и другие.

  Президент РФ является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ и утверждает военную доктрину РФ.

  Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных  взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации9.

  В законодательстве Российской Федерации можно выделить три особых политико-правовых периода, отличающихся по своему режиму от мирного времени, связанные с подготовкой и ведением войны: периоды мобилизации, военного времени и военного положения.

  Эти особые правовые режимы, вводятся на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией, Президентом РФ.

  Руководство внешней политикой, Президент РФ, осуществляет лично, регулярно встречаясь с лидерами иностранных государств, ведя международные переговоры, участвуя в дипломатических форумах и через Министерство иностранных дел.

Информация о работе Президент Российской Федерации (конституционно-правовой статус)