Президент Российской Федерации (конституционно-правовой статус)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 02:35, курсовая работа

Описание работы

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике. В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года.

Содержание

Введение ……………………………………………………….………….…. 3
1. Институт Президента в конституционной системе государственной
власти России …………………………………………………………..…. 5
Президент в условиях парламентской и президентской
форм правления ………………………………………………………..….. 5
Особенности статуса Президента в Российской Федерации …………… 7
2. Порядок избрания Президента России ………………………………….. 11
Этапы избирательного процесса Президента России ………………….. 12
Особенности президентской избирательной компании 2008 года ……. 15
3. Полномочия Президента Российской Федерации ……………………… 16
4. Прекращение полномочий Президента …………………………………. 20
5. Правовые акты Президента Российской Федерации .………………….. 22
Заключение ……………………………………………………….................. 23
Литература …………………………………

Работа содержит 1 файл

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАции - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО  «САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА» 
 
 
 
 

Конституционное право 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

              ТЕМА:  ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС) 
 
 
 
 
 
 
 

 

  

  ПЛАН 

  Введение  ……………………………………………………….………….…. 3

  1. Институт Президента в конституционной системе государственной

      власти России …………………………………………………………..…. 5

      Президент в условиях парламентской и президентской

      форм правления ………………………………………………………..….. 5

      Особенности статуса Президента в Российской Федерации …………… 7

  2. Порядок избрания Президента России ………………………………….. 11

      Этапы избирательного процесса Президента России ………………….. 12

      Особенности президентской избирательной компании 2008 года ……. 15

  3. Полномочия Президента Российской Федерации ……………………… 16

  4. Прекращение  полномочий Президента …………………………………. 20

  5. Правовые  акты Президента Российской Федерации .………………….. 22

  Заключение  ……………………………………………………….................. 23

  Литература  ………………………………………………………………..…. 25 
 

 

  ВВЕДЕНИЕ 

  Президентство является относительно молодым, новым  и еще не полностью устоявшимся  юридическим институтом в российской конституционно-политической практике. В России институт президентства  существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года.

  В начале своей эволюции институт президентства  существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановления авторитета государственной власти и укрепления власти исполнительной, обеспечивающей соблюдение законов в стране.

  В Законе РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1098-1 «О президенте РСФСР», президент был охарактеризован  как высшее должностное лицо и  глава исполнительной власти в РСФСР. Статус президента, таким образом, складывался из двух основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти.

  Такая роль президента внутренне присуща многим современным демократическим республикам, имеющим пост президента, даже если в Конституции об этом прямо и не говорится. Например, в Конституции США президент охарактеризован как должностное лицо, осуществляющее исполнительную власть. Однако фактически, он выполняет и функцию главы государства.

  В подобном виде в России, институт президентства  просуществовал недолго. Конституционный  кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 года, привел к принятию новой Конституции РФ, определившей статус и полномочия Президента иначе.

  Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 года, установила новую систему органов государственной  власти. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288, Закон «О президенте РСФСР» был признан недействительным и не подлежащим применению, как противоречащий Конституции Российской Федерации.

  Американская  модель президентской республики, где  президент совмещает в одном  лице пост главы государства и  главы правительства, была отвергнута. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами - главой государства и главой правительства.

  Из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что анализ института президентства в системе государственной власти, являющегося новшеством для России, представляет собой актуальное направление в государственно-правовых исследованиях. 
 

 

  I. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА В КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ 

  Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая  своей деятельностью весь широкий  круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте РФ.

  Слово «президент»  в буквальном переводе с латинского (praesidentis) - «сидящий впереди». В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов.

  Глава государства - это высшее должностное лицо, считающееся  носителем исполнительной власти и  верховным представителем государства  в сфере внешних сношений1. 

  Президент в условиях парламентской  и президентской  форм правления 

  Место и роль Президента, как главы государства, при различных формах правления существенно различаются.

  Форма правления - элемент устройства государства, который  характеризует порядок формирования высших органов государственной  власти, государственного управления и их функционирования.

  Буржуазная  республика, наиболее прогрессивная  и демократическая форма правления, как считается сегодня, подразделяется на два основных вида: парламентскую и президентскую республику.

  Отличительные черты парламентской республики:

  - верховенство  парламента;

  - ответственность  правительства за свою деятельность  перед парламентом, а не перед  президентом;

  - формирование  правительства на парламентской  основе из числа лидеров политических  партий, располагающих большинством  голосов в парламенте; - избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. 

  

  1 Толковый словарь»// Справочная правовая система «Гарант» по состоянию на декабрь 2007 г. 
     
В парламентской республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентские республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

  Президентская республика характеризуется такими признаками, как:

  - соединение  в руках президента полномочий  главы государства и правительства;

  - отсутствие  института парламентской ответственности  правительства;

  - внепарламентский  метод избрания президента и формирования правительства,

  - ответственность  правительства перед президентом;

  - сосредоточение  в руках президента огромной  политической, военной и социально-экономической власти;

  - отсутствие  у парламента права на объявление  вотума недоверия правительству.

  Наиболее  типичными примерами президентской  республики могут служить США  и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

  Соответственно, в парламентских республиках  президенты играют в основном представительскую роль, а в президентских и смешанных обладают существенным политическим влиянием.

  Российская  Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления2.

  По вопросу  о форме правления в России нет единства мнения: некоторые ученые считают Россию президентской республикой, другие - суперпрезидентской, третьи - полупрезидентской, а ряд ученых полагает, что в России смешанная форма правления, то есть президентская республика с элементами парламентаризма.

  Впрочем, и при смешанной форме правления, институт президентства имеет разные модификации - от тяготеющих к парламентскому типу до близких к президентской республике. В России президентская власть, если судить по полномочиям главы государства, весьма сильная. 
 
 

    

  2 См.: Конституция Российской Федерации, п. 1 ст. 1. М., 1993 

  Особенности статуса Президента в Российской Федерации  

  Основы  статуса Президента РФ закреплены в статье 80 Конституции Российской Федерации.

  Президент является главой государства, лицом, воплощающим  собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях3.

  Придание Президенту РФ статуса главы государства, вызвано объективной необходимостью наделения его полномочиями, обеспечивающими единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях конституционного разделения властей.

  Действуя  в качестве главы государства, Президент:

  - направляет  работу всех федеральных государственных  органов, выполняя активные координирующие  функции;

  - определяет  в соответствии с Конституцией  РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства;

  - представляет  Российскую Федерацию внутри  страны и в международных отношениях.

  Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Это важнейшие прерогативы Президента РФ, как главы государства, которые означают следующее:

  1) Президент  цементирует всю государственную  систему и охраняет самую сердцевину того, что принято называть государством.

  Только  перед Президентом ставится задача обеспечивать устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность.

  2) Президент  главенствует в государственной  системе, обеспечивая условия, при которых все институты власти способны выполнять свое предназначение, исполняя роль верховного контролера, следящего, чтобы ни один институт власти не мог посягнуть на прерогативы другого, не мог узурпировать власть в стране или присвоить чьи-либо властные полномочия. 

  

  3 См.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996

  3) Гарантирование  Президентом Конституции имеет  опосредованную цель: гарантирование  прав и свобод личности. Президент,  как гарант прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает условия, при которых осуществление, охрана и защита этих прав и свобод могут быть реальными, то есть условия полноценного конституционного порядка.

  Контролируя соблюдение конституционных норм всеми  органами государства, Президент накладывает вето на законы, не соответствующие Конституции РФ, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства РФ. Кроме того, выполнять функцию гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы, прежде всего в суды.

  При Президенте РФ действует Комиссия по правам человека, которая образована Указом от 26 сентября 1993 г. № 1458 в целях содействия совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод.

  Президент РФ вправе направлять в Конституционный  суд РФ, запросы о конституционности  различных нормативно-правовых актов  и обращаться в Конституционный  суд РФ по вопросам толкования Конституции.

  Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости  и государственной целостности. Защита суверенитета, независимости, безопасности и целостности являются прямой обязанностью Президента РФ, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.

Информация о работе Президент Российской Федерации (конституционно-правовой статус)