Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 02:35, курсовая работа
Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике. В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года.
Введение ……………………………………………………….………….…. 3
1. Институт Президента в конституционной системе государственной
власти России …………………………………………………………..…. 5
Президент в условиях парламентской и президентской
форм правления ………………………………………………………..….. 5
Особенности статуса Президента в Российской Федерации …………… 7
2. Порядок избрания Президента России ………………………………….. 11
Этапы избирательного процесса Президента России ………………….. 12
Особенности президентской избирательной компании 2008 года ……. 15
3. Полномочия Президента Российской Федерации ……………………… 16
4. Прекращение полномочий Президента …………………………………. 20
5. Правовые акты Президента Российской Федерации .………………….. 22
Заключение ……………………………………………………….................. 23
Литература …………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ПРАВА»
Конституционное
право
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС)
ПЛАН
Введение ……………………………………………………….………….…. 3
1. Институт Президента в конституционной системе государственной
власти России …………………………………………………………..…. 5
Президент в условиях парламентской и президентской
форм правления ………………………………………………………..….. 5
Особенности статуса Президента в Российской Федерации …………… 7
2. Порядок избрания Президента России ………………………………….. 11
Этапы избирательного процесса Президента России ………………….. 12
Особенности президентской избирательной компании 2008 года ……. 15
3. Полномочия Президента Российской Федерации ……………………… 16
4. Прекращение
полномочий Президента ……………………
5. Правовые акты Президента Российской Федерации .………………….. 22
Заключение
……………………………………………………….........
Литература
………………………………………………………………..….
25
ВВЕДЕНИЕ
Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике. В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года.
В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановления авторитета государственной власти и укрепления власти исполнительной, обеспечивающей соблюдение законов в стране.
Такая роль президента внутренне присуща многим современным демократическим республикам, имеющим пост президента, даже если в Конституции об этом прямо и не говорится. Например, в Конституции США президент охарактеризован как должностное лицо, осуществляющее исполнительную власть. Однако фактически, он выполняет и функцию главы государства.
В подобном виде в России, институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 года, привел к принятию новой Конституции РФ, определившей статус и полномочия Президента иначе.
Конституция
Российской Федерации, принятая на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 года, установила
новую систему органов
Американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства, была отвергнута. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами - главой государства и главой правительства.
Из вышеперечисленного,
можно сделать вывод, что анализ
института президентства в системе государственной
власти, являющегося новшеством для России,
представляет собой актуальное направление
в государственно-правовых исследованиях.
I. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА В КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РОССИИ
Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте РФ.
Слово «президент» в буквальном переводе с латинского (praesidentis) - «сидящий впереди». В современном значении общепринято под президентом понимать единоличного главу государства, получающего свои полномочия путем выборов.
Глава государства
- это высшее должностное лицо, считающееся
носителем исполнительной власти и
верховным представителем государства
в сфере внешних сношений1.
Президент
в условиях парламентской
и президентской
форм правления
Место и роль Президента, как главы государства, при различных формах правления существенно различаются.
Форма правления
- элемент устройства государства, который
характеризует порядок
Буржуазная
республика, наиболее прогрессивная
и демократическая форма
Отличительные
черты парламентской
- верховенство парламента;
- ответственность
правительства за свою
- формирование
правительства на
1
Толковый словарь»// Справочная правовая
система «Гарант» по состоянию на декабрь
2007 г.
В
парламентской республике глава государства
не играет сколько-нибудь существенной
роли среди других государственных органов.
Правительство формируется и возглавляется
премьер-министром. Парламентские республики
в настоящее время существуют в Австрии,
ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.
Президентская республика характеризуется такими признаками, как:
- соединение
в руках президента полномочий
главы государства и
- отсутствие
института парламентской
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства,
- ответственность
правительства перед
- сосредоточение
в руках президента огромной
политической, военной и социально-
- отсутствие
у парламента права на
Наиболее
типичными примерами
Соответственно, в парламентских республиках президенты играют в основном представительскую роль, а в президентских и смешанных обладают существенным политическим влиянием.
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления2.
По вопросу о форме правления в России нет единства мнения: некоторые ученые считают Россию президентской республикой, другие - суперпрезидентской, третьи - полупрезидентской, а ряд ученых полагает, что в России смешанная форма правления, то есть президентская республика с элементами парламентаризма.
Впрочем,
и при смешанной форме
2
См.: Конституция Российской Федерации,
п. 1 ст. 1. М., 1993
Особенности
статуса Президента
в Российской Федерации
Основы статуса Президента РФ закреплены в статье 80 Конституции Российской Федерации.
Президент является главой государства, лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях3.
Придание Президенту РФ статуса главы государства, вызвано объективной необходимостью наделения его полномочиями, обеспечивающими единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях конституционного разделения властей.
Действуя в качестве главы государства, Президент:
- направляет
работу всех федеральных
- определяет в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства;
- представляет
Российскую Федерацию внутри
страны и в международных
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства. Это важнейшие прерогативы Президента РФ, как главы государства, которые означают следующее:
1) Президент
цементирует всю
Только перед Президентом ставится задача обеспечивать устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность.
2) Президент
главенствует в
3 См.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996
3) Гарантирование Президентом Конституции имеет опосредованную цель: гарантирование прав и свобод личности. Президент, как гарант прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает условия, при которых осуществление, охрана и защита этих прав и свобод могут быть реальными, то есть условия полноценного конституционного порядка.
Контролируя соблюдение конституционных норм всеми органами государства, Президент накладывает вето на законы, не соответствующие Конституции РФ, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства РФ. Кроме того, выполнять функцию гаранта Конституции РФ он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы, прежде всего в суды.
При Президенте РФ действует Комиссия по правам человека, которая образована Указом от 26 сентября 1993 г. № 1458 в целях содействия совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод.
Президент РФ вправе направлять в Конституционный суд РФ, запросы о конституционности различных нормативно-правовых актов и обращаться в Конституционный суд РФ по вопросам толкования Конституции.
Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Защита суверенитета, независимости, безопасности и целостности являются прямой обязанностью Президента РФ, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.
Информация о работе Президент Российской Федерации (конституционно-правовой статус)