Президент Российской Федерации (конституционно-правовой статус)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 02:35, курсовая работа

Описание работы

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике. В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года.

Содержание

Введение ……………………………………………………….………….…. 3
1. Институт Президента в конституционной системе государственной
власти России …………………………………………………………..…. 5
Президент в условиях парламентской и президентской
форм правления ………………………………………………………..….. 5
Особенности статуса Президента в Российской Федерации …………… 7
2. Порядок избрания Президента России ………………………………….. 11
Этапы избирательного процесса Президента России ………………….. 12
Особенности президентской избирательной компании 2008 года ……. 15
3. Полномочия Президента Российской Федерации ……………………… 16
4. Прекращение полномочий Президента …………………………………. 20
5. Правовые акты Президента Российской Федерации .………………….. 22
Заключение ……………………………………………………….................. 23
Литература …………………………………

Работа содержит 1 файл

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАции - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

  В системе  разделения властей, Президент РФ занимает особое положение связанное, прежде всего с тем, что он - глава государства.

  Перечень  ветвей государственной власти изложен  в известной триаде Монтескье: законодательная, исполнительная, судебная власть.

  Великая идея Джона Локка и Шарля Луи  де Секонда Монтескье о необходимости разделения властей на протяжении столетий имеет руководящее значение для организации государственного механизма. Локк и Монтескье выступа

ли против сосредоточения государственной власти в руках  одного лица или

  органа  и требовали рассредоточить государственную  власть по различным ветвям4. 
 

  

  4 См.: Чиркин В. Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России/ История становления и современное состояние исполнительной власти в России/ Под редакцией Н. Ю. Хаманева - М.: Новая Правовая культура, 2003

  Согласно  статьи 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную», органы этих трех ветвей самостоятельны. Однако следующая, статья 11 Конституции РФ, содержит несколько иные положения. Из анализа ее текста следует, что государственная власть не ограничена названными тремя видами органов. Статья 11 устанавливает: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

  Президента  РФ нельзя отнести к какой-либо ветви  известной триады. Президентская власть не вписывается в триаду, закрепленную в статье 10 Конституции РФ. В связи с тем, что Президент РФ - глава государства, его власть включает элементы участия в законодательной, отчасти - в судебной и более всего - в исполнительной власти, но ее суть - арбитражно-координационное осуществление государственной власти4.

  После проведенного анализа особого положения Президента РФ в системе разделения властей, ясным становится смысл полномочия Президента, по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства.

  Президент определяет не всю внутреннюю и внешнюю  политику государства, а только ее основные направления. Реализация данного полномочия ограничивается правовым условием - соответствием Конституции и федеральным законам.

  Основные  направления политики, определяемые Президентом, не следует воспринимать, как сугубо информационные, которые  могут быть лишь приняты к сведению другими властными структурами.

  Императивность  официального президентского взгляда (императивный - повелительный, не допускающий выбора) по отношению к федеральному Правительству, вытекающая из ряда конституционных норм, очевидна.

  Вопрос  о степени императивности президентских позиций по отношению к парламенту, несколько сложнее.

  В системе  разделения властей парламент является одним из главных центров выработки  политики, выражаемой в законах. 
 

  

  4 См.: Чиркин В. Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России/ История становления и современное состояние исполнительной власти в России/ Под редакцией Н. Ю. Хаманева - М.: Новая Правовая культура, 2003

  Парламент не может быть юридическим оформителем  воли, выражаемой иными институтами власти (равно как и сам не вправе безраздельно властвовать).

  Но в  Конституции есть несколько положений, указывающих на взаимосвязанное функционирование разных ветвей власти. Одним из таких положений служит рассматриваемое президентское полномочие.

  Федеральное Собрание, будучи включенным в демократический  механизм власти, не может быть и  абсолютно свободным от провозглашенных  Президентом акцентов во внутренней и внешней политике, от заявленных им концепций тех или иных законодательных актов.

  В России институт президента включен в систему, вырабатывающую политический баланс, постольку каждый иной властный институт, участвующий в создании такого баланса на основе Конституции, попросту не может игнорировать другие. Этим и определяется отношение обеих палат Федерального Собрания к направлениям внутренней и внешней политики, определяемым Президентом.

  Одной из характерных черт института президентской  власти, является наличие представительской функции. Ей непосредственно посвящена часть 4 статьи 80 Конституции РФ.

  При этом данная норма разбивается на две  смысловых части.

  Конституционная формула «представляет Российскую Федерацию внутри страны» означает, что Президент выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношениях с властными структурами субъектов Федерации и со всевозможными структурами гражданского общества.

  Когда речь идет о представительстве Российской Федерации в международных отношениях, Президент олицетворяет Российскую Федерацию как субъекта международных отношений, как страну. Это, прежде всего, означает, что Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России, либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

  Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью5. 
 
 
 

  

  5 См.: Конституция Российской Федерации, ст. 91. М., 1993 

  2. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ  ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ 

  Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 10.01.03 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  Согласно  части 1 статьи 81 Конституции РФ, Президент  РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при тайном голосовании. Альтернативность выборов Президента РФ, не закрепленная на конституционном уровне, тем не менее, в законодательстве о выборах признается обязательной и имеет место в практике избирательных компаний.

  Право избирать Президента РФ, получают все граждане, достигшие на день выборов 18-летнего возраста. Отстраняются от участия в выборах, только недееспособные граждане и лица, пребывающие в местах лишения свободы по приговору суда. Каждый избиратель имеет один голос, то есть выборы являются равными. Участие граждан в выборах - добровольное.

  Конституция, устанавливает некоторые требования к кандидату на пост Президента РФ. На эту должность может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не может быть избран Президентом Российской Федерации.

  Требования  Конституции РФ, которым должен отвечать кандидат в Президенты, представляются более чем оправданными. По сравнению, с конституциями некоторых стран, она не оговаривает, что лицо избираемое Президентом, должно быть гражданином страны по рождению, владеть государственным языком, принадлежать к определенной национальности.

  Возрастной  уровень кандидата в Президенты, также достаточно низок в сравнении  с законодательством других стран, вместе с тем подразумевает обладание достаточным жизненным опытом. 
 

  Президент России, может быть переизбран на второй срок, но после этого он не может участвовать в выборах третий раз подряд. Исполнение полномочий Президента лицом, допускается в течении третьего и четвертого сроков, только после перерыва.

  Выборы  Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, по мажоритарной системе абсолютного большинства. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. 

  Этапы избирательного процесса Президента России 

  В Федеральном  законе «О выборах Президента Российской Федерации», перечислены все этапы избирательного процесса, точно установлена их последовательность и длительность.

  Первый  этап - это принятие и объявление решения Советом Федерации о назначении выборов Президента РФ.

  Выборы  назначаются не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, чтобы выделить достаточное количество времени  для их организации и последовательного прохождения всех стадий.

  Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через  пять дней со дня его принятия.

  Второй  этап - подготовка проведения выборов, которая включает разнообразную подготовительную деятельность избирательных комиссий различных уровней (Центральная избирательная комиссия (ЦИК), избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные (районные, городские и другие) и участковые избирательные комиссии).

  Третий  этап - выдвижение и регистрация кандидатов.

  Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения.

  Гражданин Российской Федерации может выдвинуть  свою кандидатуру при условии  поддержки его самовыдвижения группой  избирателей.

  При выдвижении кандидата в Президенты Российской Федерации политическая партия обязана опубликовать свою программу в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством. Политическая партия считается участвующей в выборах в случае проведения голосования на выборах за выдвинутого ею, зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации и собрания в его поддержку определенного количества подписей избирателей.

  Выдвижение  кандидата на должность Президента РФ, в порядке самовыдвижения проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом и обращения в ЦИК с ходатайством о регистрации группы избирателей.

  По завершении сбора подписей, подписные листы  представляются в ЦИК вместе с  рядом других документов: итоговым протоколом, сведениями об изменениях в данных о кандидате, первым финансовым отчетом кандидата.

  ЦИК рассматривает  документы, проверяет истинность собранных  подписей и не позднее 10 дней после  приема необходимых для регистрации  кандидата документов, обязана принять  решение о регистрации кандидата  или мотивированное решение об отказе в регистрации.

  Четвертый этап - проведение предвыборной агитации, которую осуществляют как непосредственно сами кандидаты, так и выдвинувшие их организации.

  Под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента РФ и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата,  либо против него.

  Агитационный  период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

  Предвыборная  агитация на каналах организаций  телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается также, в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

  Кандидаты могут использовать максимальное разнообразие средств агитации: публикации в прессе, выступления на телевидении и радио, проведение собраний, встреч с избирателями, дебатов, митингов, дискуссий, шествий, демонстраций; выпуск и распространение печатных и других материалов.

  В течении  пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проведением выборов Президента РФ, в том числе размещение их в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования.

Информация о работе Президент Российской Федерации (конституционно-правовой статус)