Предметы ведения РФ по Конституции 1993г

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы становится изучение и анализ конституционно-правового регулирования вопросов исключительного ведения Российской Федерации на современном этапе.

Задачи нашего исследования: анализ понятия исключительного ведения и особенности ее нормативно-правого регулирования, рассмотрение и анализ конституционного регулирования вопросов исключительного ведения в РФ, выявление особенностей конституционно-правого регулирования исключительного ведения в РФ на данном этапе.

Содержание

Введение 5

Предметы федеративного ведения как юридическая проблема 7
1.1 Понятие «предметы ведения федерации» 7

1.2. Предметы исключительного ведения федерации в некоторых зарубежных странах 9

Предметы ведения РФ по Конституции 1993г 12
2.1 Определение предметов ведения Российской Федерации. 12

2.2 Законодательное регулирование предметов ведения РФ. 29

Заключение 33

Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 66.98 Кб (Скачать)

Российской  Федерации с конкретными ее субъектами17.

      Порядок разрешения коллизий между федеральным  законодательством и законодательством субъектов Федерации установлен в Конституции Российской Федерации (см. комментарий к статье 76).

      р) В каждом государстве имеются  службы, выполняющие общенациональные задачи, разнобой в решении которых  недопустим, поскольку может иметь  самые отрицательные последствия  для страны, ее экономики, для общества в целом. К числу таких служб и относятся перечисленные в комментируемом пункте метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный  статистический и бухгалтерский учет. Сфера деятельности этих служб, организации их осуществления урегулированы федеральными законами, указами Президента РФ и актами Правительства РФ.

      с) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации являются высшей формой поощрения государством граждан за| выдающиеся заслуги в  различных областях жизни страны. Установление наград и почетных званий Российской Федерации — исключительное право Федерации. Оно осуществляется в настоящее время в соответствии с Положением о государственных  наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г18.

      Награждение государственными наградами осуществляет Президент Российской Федерации. Он же присваивает почетные звания Российской Федерации. Награжденный может быть лишен государственных наград только Президентом в случае осуждения за умышленное преступление по приговору суда.                        

      т) Под государственной службой  понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении.

      Правовые  основы организации государственной  службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих установлены Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»19. В этом Законе определены понятия государственной должности, государственного служащего, перечислены принципы государственной службы, дана классификация государственных должностей, установлен порядок прохождения государственной службы. Закон предусмотрел ограничения, связанные с государственной службой, а также меры дисциплинарной ответственности за должностные проступки.

      Закон возложил координацию деятельности по реализации задач, связанных с  его реализацией, на Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ.

      Следует иметь в виду, что изложенные в  статье 71 полномочия не исчерпывают  исключительных полномочий Российской Федерации, которые предусматриваются  и рядом других статей Конституции.

 

      2.2 Законодательное  регулирование предметов  исключительного  ведения Российской  Федерации.

      В Конституции рассмотрению проблемы исключительного ведения в Российской Федерации посвящено не так уж много статьей. Кроме вышеуказанной  статьи 71, определяющей предметы исключительного  ведения, в конституции существует еще лишь один параграф статьи 76 Конституции  РФ, регулирующий законодательное регулирование  предметов ведения Российской Федерации.

      В нем, в частности говорится:

      « По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные  конституционные законы и федеральные  законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».

        Комментируемая статья определяет  виды нормативных правовых актов, которые принимаются по предметам ведения Российской Федерации (статья 71), совместного ведения Федерации и ее субъектов (статья 72) и по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации (остаточные полномочия). В ней речь идет о федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации, устанавливается их соподчиненность. Термины, применяемые в данной статье и в ряде других статей Конституции, не всегда одинаковы по значению. Иногда понятием «федеральный закон» охватываются и федеральные конституционные законы.

      Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно рассматривал вопрос о конституционности тех или иных нормативных актов Федерации и ее субъектов. Отдельные положения законов он признавал неконституционными (например, Постановлением от 20 февраля 1996 г. были признаны не соответствующими Конституции отдельные положения Федерального закона 1994 г. «О статусе депутатов Федерального Собрания Российской Федерации»)20.

    Издание федеральных конституционных законов  и федеральных законов не исключает  издания иных, подзаконных нормативных  и, разумеется, ненормативных актов, указов Президента, постановлении Правительства, актов министерств и т.д., но они, во-первых, издаются во исполнение законов, а во-вторых, не должны выходить за пределы, очерченные законом. Подзаконные акты Президента РФ в некоторых случаях по-новому регулируют общественные отношения, поскольку по данному вопросу еще не принят закон.

    Прямое  действие на всей территории Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых в пределах ведения Федерации (федеративное устройство, гражданство, федеральный бюджет и др.), ее исключительных и совместных с субъектами Федерации полномочий, означает, во-первых, что они не нуждаются в одобрении (ратификации) субъектами Федерации, не могут быть ими аннулированы и должны непосредственно исполняться на территории каждого из субъектов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, учреждениями, предприятиями, гражданами. Во-вторых, прямое действие закона означает, что для его применения органами государства, должностными лицами, гражданами не требуется обязательного издания дополнительных нормативных правовых актов и инструкций. Стороны в "судебном и административном разбирательстве вправе ссылаться на закон, оспаривая незаконные нормы соответствующих ведомств.

      По  одним из перечисленных в статье 71 предметов ведения принимаются федеральные конституционные законы, по другим — обычные федеральные законы.

      Соотношение федеральных конституционных законов  и федеральных законов определяется в части третьей комментируемой статьи: федеральные конституционные законы имеют более высокую юридическую силу, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральный закон не может отменить или изменить федеральный конституционный закон, последний может быть изменен или отменен только федеральным конституционным законом или самой Конституцией, принятой к ней поправкой (законы о поправках к главам 3—8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но занимают особое место в классификации федеральных законов (см. комментарий к статье 136).

      Из  сопоставления положений статей 107 и 108 Конституции вытекает, что в отношении федерального конституционного закона в отличие от федерального закона Президент Российской Федерации не имеет права вето и такой закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

      В некоторых зарубежных странах установлен такой порядок, когда конституционными законами являются только поправки к конституции, которые, однако, не изменяют ее текст, а прилагаются к ней (например, 27 поправок, принятых за бол2ее чем двухсотлетнюю историю Конституции США). Есть и такие конституционные законы, которые не предназначены для изменения текста конституции (например, в Италии конституционными законами утверждаются статуты Сардинии, Сицилии и некоторых других областей для придания особого авторитета этим актам). Во многих странах (Франция, Испания, Сенегал и др.) часть тех вопросов, которые в России отнесены к предмету федеральных конституционных законов, регулируются так называемыми органическими законами, для принятия которых обычно необходимо не простое большинство голосов в парламенте (при наличии кворума), а большинство голосов всего состава парламента или даже квалифицированное большинство. Словом, есть различные варианты решения этих вопросов и, следовательно, разные возможности совершенствования норм Конституции21.

      Порядок опубликования и вступления в  силу федеральных законов, как и  федеральных конституционных законов, регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г22, который был изменен 22 октября 1999г. Федеральные законы должны публиковаться в течение семи дней после подписания их Президентом Российской Федерации и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не указан иной срок.

 

 

Заключение

       Таким образом, можно сделать  некоторые выводы по решению  задач, поставленных  во введении. Проблема определения компетенции  федеральных органов власти является  главной и наиболее сложной  в любом федеративном государстве.  Федерация не может обладать  неограниченными полномочиями по  управлению страной, она обязана  делиться этими полномочиями  с субъектами Федерации, без  чего государственная власть  не может носить демократический  характер. Субъекты Федерации заинтересованы  в существовании сильной федеральной  власти, наделенной широкими полномочиями  для защиты и обеспечения общих  интересов. Но в то же время  они не хотят утратить своей  самостоятельности, а обладать  правом решать лишь второстепенные  вопросы жизни своего населения.  Это — объективное противоречие  любой федерации, заставляющее  власти тщательно и оптимально  проводить разграничение. компетенции  государственных органов федерации  и ее субъектов.

     Мировая практика выработала формулу решения  этой проблемы, которая состоит в  установлении:

     а) исключительный компетенции федеральных  органов власти,

     б) совместной компетенции органов  власти федерации и ее субъектов,

     в) исключительной компетенции субъектов  федерации.

     Такое решение проблемы характерно для  США, ФРГ, Австралии и других федераций.

     Российская  Федерация следует по этому испытанному  пути: статья 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в  ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в местном  ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня  вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

     Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения  Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным  вопросам присущие им правовые акты (указы, законы, постановления), осуществляя  нормативное регулирование и  текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы  полномочий федеральных органов  государственной власти, в которые  не вправе вмешиваться органы государственной  власти субъектов Федерации.

     Предметы  ведения и полномочия органов  Федерации, закрепленные в 18 пунктах  ст. 71 Конституции РФ, можно условно  разделить на несколько групп:

     1) Вопросы государственного  строительства;

     2) Вопросы регулирования  экономики и социального  развития;

     3) Вопросы внешней  политики и внешнеэкономической  деятельности;

     4) Вопросы обороны  и охраны границы;

     5) Вопросы создания  правоохранительных  органов и правовой  системы;

     6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности  и др.;

     7) Государственные  награды и почетные  звания Российской  Федерации.

     Из  этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов  в отношении конституционных  прерогатив Федерации, и в частности:

     а) только на федеральном уровне можно  изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;

     б) на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности;

     в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;

     г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять  войну и заключать мир;

     д) Вооруженные Силы являются едиными  для всей страны, ни один субъект  Федерации не вправе создавать собственные  вооруженные формирования;

     е) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять  об амнистии и помиловании и др.

Информация о работе Предметы ведения РФ по Конституции 1993г