Предметы ведения РФ по Конституции 1993г

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы становится изучение и анализ конституционно-правового регулирования вопросов исключительного ведения Российской Федерации на современном этапе.

Задачи нашего исследования: анализ понятия исключительного ведения и особенности ее нормативно-правого регулирования, рассмотрение и анализ конституционного регулирования вопросов исключительного ведения в РФ, выявление особенностей конституционно-правого регулирования исключительного ведения в РФ на данном этапе.

Содержание

Введение 5

Предметы федеративного ведения как юридическая проблема 7
1.1 Понятие «предметы ведения федерации» 7

1.2. Предметы исключительного ведения федерации в некоторых зарубежных странах 9

Предметы ведения РФ по Конституции 1993г 12
2.1 Определение предметов ведения Российской Федерации. 12

2.2 Законодательное регулирование предметов ведения РФ. 29

Заключение 33

Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 66.98 Кб (Скачать)

      Статус  земли, недр, вод, лесных и других федеральных  природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В федеральной собственности находятся земельные участки и другие природные объекты, предназначенные для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск Российской Федерации.

      Российская  Федерация определяет не только те объекты государственной собственности, которые относятся к федеральной собственности, но и порядок управления федеральной собственностью.

      От  имени Российской Федерации права  собственника осуществляют федеральные органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

      Согласно  Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г9. о внесении изменений и дополнений в упоминавшееся ранее Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г., управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать министерствам и ведомствам указанные в Постановлении полномочия в отношении подведомственных им объектов федеральной собственности.      Дальнейшую конкретизацию эта конституционная норма нашла в Федеральном конституционной законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»2. Ныне оно может также делегировать некоторые свои полномочия в этой сфере органам исполнительной власти субъектов Федерации в порядке, определяемом ст. 78 Конституции РФ и федеральным законодательством.  
     Имущество, находящееся в федеральной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 294, 296 ГК РФ)  
        е) В соответствии с комментируемым пунктом данной статьи Российская Федерация устанавливает основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России. Таким образом, Федерация имеет возможность определять основные направления деятельности в этих сферах не только федеральных органов государственной власти, но и органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления, предприятий, учреждении и организаций различной подчиненности.

      Свое  отражение и конкретизацию политика Российской Федерации в указанных  областях находит в федеральных  целевых программах, которые определяют основные цели и задачи развития соответствующей отрасли или сферы экономики, экологии, социальной защиты населения, очередность и сроки исполнения намеченных мер, ресурсы, необходимые для этого, и т.п.

      ж) Провозглашенное Конституцией (см. комментарий к статье 8) единое экономическое  пространство в Российской Федерации  немыслимо без единого рынка (что может быть обеспечено лишь установлением соответствующих федеральных правил), без единого финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, без единых основ ценовой политики. Именно поэтому все эти вопросы отнесены Конституцией к исключительному ведению Федерации.

      Согласно  Конституции, в России установлена  единая денежная единица, которой является рубль (см комментарий к статье 75)10. Естественно поэтому, что и денежная эмиссия должна быть сосредоточена в исключительном ведении Федерации. Конституция возлагает денежную эмиссию на Центральный банк Российской Федерации.

      Реализация  политики Российской Федерации в  рассматриваемой сфере требует  также наличия федеральных экономических  служб, включая и федеральные  банки.

      з) Проведение федеральной политики в  различных областях государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства требует соответствующего финансового обеспечения, организуемого через федеральный бюджет, доходная часть которого пополняется за счет федеральных налогов и сборов. С целью оказания федеральной материальной помощи различным регионам создаются также федеральные фонды регионального развития, средствами которых вправе распоряжаться только федеральные власти1.

      Конституция Российской Федерации, относя к компетенции  Федерации федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, тем самым отвергает  существовавшую прежде единую бюджетную  систему, при которой основные ноказатели бюджета нижестоящего уровня включались в бюджет вышестоящего уровня, что ограничивало возможности субъектов Федерации. Вместе с тем Конституция отвергла и предлагавшуюся в свое время систему государственных налогов и сборов, которая предусматривала их сосредоточение в руках субъектов Федерации с последующим отчислением определенной части этих средств в пользу федерации, что поставило бы Федерацию в финансовую зависимость от ее субъектов.

      и) В экономике Российской Федерации  имеется ряд отраслей, которые обеспечивают жизнедеятельность всего хозяйства страны в целом и являются основой развития всех его отраслей. В их число входят федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, включающий железнодорожный, воздушный, морской, речной, трубопроводный транспорт, пути сообщения, федеральная информация и связь, деятельность в космосе. Все эти технико-экономические системы для их нормального функционирования объективно требуют централизованного управления. Кроме того, их финансирование может обеспечить только Федерация. Именно в силу этих причин они и находятся в исключительном ведении Федерации.

      к) К числу основных элементов конституционно-правового  статуса Российской Федерации относится  ее право на участие в международных отношениях, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации, так и интересы каждого ее субъекта.

      Российская  Федерация как суверенное государство  обладает абсолютной правосубъектностью. Она может заключать международные  и межгосударственные договоры и  соглашения (согласно  ФЗ «О международных договорах РФ» 11, участвовать в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в региональных государственных и межгосударственных союзах.

      Будучи  суверенным государством, Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать  мир

      л) В Российской Федерации правом на внешнеэкономические отношения пользуются как Федерация в целом, так и ее субъекты. Однако вступать в такие отношения от имени всей Федерации — исключительное право Российской Федерации, которая вместе с тем осуществляет координацию внешнеэкономических связей ее субъектов

      м) Обеспечение обороны и безопасности страны отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Единые общефедеральные вооруженные силы осуществляют защиту суверенитет территориальной целостности государства. К ведению Российской Федерации относятся определение структуры и организации Вооруженных Сил, разработка и осуществление оборонной политики. Единство Вооруженных Сил предполагает централизацию законодательства в области обороны и управления Вооруженными Силами. Ныне действует Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне»12, а также Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении»2.

      Осуществляя оборону страны, Российская Федерация  сосредоточивает в своих руках решение важнейших вопросов, непосредственно связанных с обороной. В ее ведение входит оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.

      Наряду  с обороной к ведению Российской Федерации отнесено обеспечение  национальной безопасности, направленное на защиту национальных интересов и национальных ценностей. Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивого демократического развития, выступает одновременно в качестве ее неотъемлемой части и условия реализации. В связи с этим обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз государству и обществу, но и на осуществление комплекса мер по развитию и

      укреплению  прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.

      Основная  задача политики национальной безопасности состоит в обеспечении безопасности общества, укреплении российской государственности, нынешних геополитических рубежей и территорий и в обеспечении достойной роли и места России в мировой политике. На основе политики национальной безопасности и во взаимосвязи с ней разрабатываются военная доктрина, концепция внешней политики, концепция военного строительства, стратегия экономической, информационной, экологической и других видов безопасности. Укажем в этой связи на одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации13, на Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. "О концепции национальной безопасности Российской Федерации"

      Правовые  основы обеспечения национальной безопасности составляют Конституция, федеральные  законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры»' обязательства России.

      В нашей стране централизованы и находятся  под контролем Федерации в интересах охраны жизни и здоровья населения также производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования. Некоторые из этих вопросов регулируются Федеральным законом от 19 июля 2007 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах"14.  
          н) Государственная граница Российской Федерации отделяет территорию Российской Федерации от территории других государств Она фиксирует пространственные пределы, на которые распространяется суверенитет Российской Федерации. А поскольку территория России включает в себя сушу, территориальное море, воздушное пространство над ними и Российская Федерация осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне, то естественно, что Конституция к исключительному ведению Российской Федерации относит защиту всех этих объектов, рассматривая ее как защиту суверенитета государства.

      В Российской Федерации вопросы, связанные  с Государственной границей, регламентируются Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации»15 от 1 апреля 1993 г. Этот Закон регулирует режим Государственной границы, т.е. правила содержания границы и ее пересечения лицами и транспортными средствами; пограничный режим — режим пограничной зоны, территориального моря России, ее внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе (сюда входят также правила въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств, хозяйственной и иной деятельности); режим в пунктах пропуска через Государственную границу.

      о) Среди органов государственной  власти, действующих на территории Российской Федерации, наиболее централизованными системами являются суды и органы прокуратуры. Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 118), и все суды финансируются только из федерального бюджета (см. комментарии к статье 124). Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции, составляет единую централизованную систему, звенья которой соподчинены только по вертикали (см. комментарий к статье 129) и которую возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом «О прокуратуре РФ»16. Естественно поэтому, что и судоустройство, и прокуратура находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

      Уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, а также правовое регулирование  интеллектуальной собственности традиционно едины для более надежной защиты прав и свобод российских граждан, для правового обслуживания единого рынка. В целях сохранения такого единства Конституция и отнесла регулирование этих вопросов к ведению Российской Федерации.

      Согласно  Конституции, объявление амнистии —  прерогатива Государственной Думы, а помилование — компетенция Президента Российской Федерации. Эти вопросы,  таким образом, отнесены к ведению Российской Федерации.

      п) Коллизионное право — это совокупность норм, на основе которых разрешаются  противоречия между нормами права  различных государств либо их частей. В Российской Федерации коллизионные нормы применяются при разрешении коллизий между российским и зарубежным законодательством, а также между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Эти нормы содержатся  в международных договорах Российской Федерации, а также в актах; федерального законодательства и в договорах

Информация о работе Предметы ведения РФ по Конституции 1993г