Предметы ведения РФ по Конституции 1993г

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы становится изучение и анализ конституционно-правового регулирования вопросов исключительного ведения Российской Федерации на современном этапе.

Задачи нашего исследования: анализ понятия исключительного ведения и особенности ее нормативно-правого регулирования, рассмотрение и анализ конституционного регулирования вопросов исключительного ведения в РФ, выявление особенностей конституционно-правого регулирования исключительного ведения в РФ на данном этапе.

Содержание

Введение 5

Предметы федеративного ведения как юридическая проблема 7
1.1 Понятие «предметы ведения федерации» 7

1.2. Предметы исключительного ведения федерации в некоторых зарубежных странах 9

Предметы ведения РФ по Конституции 1993г 12
2.1 Определение предметов ведения Российской Федерации. 12

2.2 Законодательное регулирование предметов ведения РФ. 29

Заключение 33

Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 66.98 Кб (Скачать)

  Содержание

      Введение                                                                                                5

  1. Предметы федеративного ведения как юридическая проблема          7

     1.1 Понятие «предметы ведения федерации»                                             7

     1.2. Предметы исключительного ведения федерации в некоторых зарубежных странах                                                                                           9

  1. Предметы ведения РФ по Конституции 1993г                                    12                  

     2.1 Определение предметов ведения Российской Федерации.             12

     2.2 Законодательное регулирование предметов ведения РФ.               29

    Заключение                                                                                                   33 

    Список  использованных источников                           36 

                      
 
 
 
 

 

Введение

 

      В течение XX века в нашей стране была принята не одна конституция. Принятие новой Российской Конституции было трудным исторически и политически. Конституционные перемены были объективно необходимы. В течение 1990-1992 гг. в действующую Конституцию РСФСР 1978 г. , было внесено в общей сложности более 350 поправок. Причинами изменения, а равно пересмотра конституции явились обстоятельства политического, социально-экономического и иного характера, обусловливающие полную или частичную непригодность основного закона страны изменившимся условиям жизни общества и, соответственно, вызывающие необходимость принятия (пересмотра) новой конституции либо внесения поправок в действующую конституцию.

      Значительные преобразования, по сравнению с Конституцией «застойных времен» претерпели и вопросы регулирования предметов исключительного ведения Российской Федерации.

      Исходя  из вышесказанного становится понятной актуальность данной работы. В последнее  время, в процессе становления нового российского законодательства особо  важным представляется вопрос о проблемах  исключительного ведения Российской Федерации. Особо хочется отметить конституционное регулирование  данного вопроса, т.к. конституция  является формообразующим законодательным  актом по отношению к другим нормативно-правовым документам.

      Теоретической и методологической основой курсовой послужили важнейшие статьи Конституции РФ, посвященные предметам ведения федерации.

При проведении исследования, автор опирался на труды  следующих ученых: В.И. Червонюк, О.Е.Кутафин, В.В.Лазарев, В.Д. Карпович и др. 
           Целью  работы становится изучение и анализ конституционно-правового регулирования вопросов исключительного ведения Российской Федерации на современном этапе.

      Задачи нашего исследования: анализ понятия исключительного ведения и особенности ее нормативно-правого регулирования, рассмотрение и анализ конституционного регулирования вопросов исключительного ведения в РФ, выявление особенностей конституционно-правого регулирования исключительного ведения в РФ на данном этапе.

  Объектом нашего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают предметы ведения РФ и нормативно-правовые акты.

  Предметом же нашего исследования являются развитие и современное состояние теоретических воззрений на предметы ведения РФ.

  Структура работы следующая:

  Введение;

  Первый раздел «Предметы федеративного ведения как юридическая проблема»;

  Второй  раздел «Предметы ведения РФ по Конституции 1993г»                      

  Заключение;

  Список  использованных источников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.   Предметы федеративного  права как юридическая  проблема
 

      1.1. Понятие «предметы ведения федерации»

 

      Предметы ведения - это понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации. Круг конкретно закрепленных полномочий, которые органы государственной власти РФ правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, образует предметы ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. От предмета ведения следует отличать компетенцию органа государственной власти, под которой понимается совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения. В свою очередь полномочия органа государственной власти - это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий1
         Под способами разграничения предметов ведения понимается предусмотренный конституцией и федеративным договором способ распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Вопрос о том, что является прерогативами федерации, а что ее субъектов, относится к числу главных вопросов федеративного государства. Формула решения этой сложной проблемы выработана мировой практикой федерализма, в соответствии с которой в федеративном государстве компетенция подразделяется на: 1) исключительную компетенцию федеральных органов власти (предметы ведения федерации); 2) совместную компетенцию органов власти федерации и ее субъектов (предметы совместного ведения); 3) исключительную компетенцию субъектов федерации (предметы ведения субъектов федерации)2
        
Такой принцип распределения компетенции (предметов ведения) признан Российской Федерацией. Первоначально предметы ведения и полномочий между РФ и ее субъектами были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 г., с принятием новой Конституции - ею. Конституция РФ содержит перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Федерации (ст. 71) и совместном ведении Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). В остальных вопросах последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая собственное принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция РФ предусматривает возможность перераспределения сфер ведения и полномочий между РФ и ее субъектами посредством отдельных соглашений. Конституция устанавливает, что такие соглашения возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ч. 2 и 3 ст.78). 
        
Предметами ведения Российской Федерации являются закрепленные в Конституции РФ полномочия, исключительная прерогатива в осуществлении которых принадлежит федеральным органам государственной власти. Отнесение Конституцией Российской Федерации тех или иных вопросов к предметам ведения Федерации

означает  установление исключительной компетенции  федеральных 

органов (Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства РФ)3.

      К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал1.

 
 

1.2. Предметы исключительного  ведения федерации   в некоторых  зарубежных странах

    Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций2.

    Согласно  большинству конституций  федеративных государств к исключительному ведению  федерации относятся:     

- внешние сношения (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

- оборона и руководство вооруженными силами (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

- установление границ и таможенное дело (Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

- денежное и валютное обращение и монетная монополия (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

- установление единой системы мер и весов (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

- федеральные финансы  и налоги (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

- деятельность почты, телеграфа, телефона (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

- паспортное дело, эмиграция, иммиграция, въезд, выезд, поселение и пребывание иностранцев (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, Швейцария, ФРГ);

- федеральный  железнодорожный, воздушный, водный транспорт и пути сообщения (Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, США, Швейцария, ФРГ);

- гражданское, уголовное, процессуальное, исправительное, авторское, патентное, изобретательское право и охрана промышленной   собственности (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия,  Венесуэла, Индия, Канада, Швейцария, ФРГ);

- учреждение федеральной системы правоохранительных  и судебных органов (Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, США, ФРГ);

- поддержание общественного спокойствия и безопасности  федерации  (Австрия, Венесуэла, Индия,  США, Швейцария, ФРГ);

- объявление войны и заключение  мира (Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);

- банковская деятельность (Австралия, Австрия, Аргентина, Венесуэла, Индия, Канада, Швейцария);

- государственная статистика (Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Канада, ФРГ);

Информация о работе Предметы ведения РФ по Конституции 1993г