Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:09, курсовая работа
Целью работы становится изучение и анализ конституционно-правового регулирования вопросов исключительного ведения Российской Федерации на современном этапе.
Задачи нашего исследования: анализ понятия исключительного ведения и особенности ее нормативно-правого регулирования, рассмотрение и анализ конституционного регулирования вопросов исключительного ведения в РФ, выявление особенностей конституционно-правого регулирования исключительного ведения в РФ на данном этапе.
Введение 5
Предметы федеративного ведения как юридическая проблема 7
1.1 Понятие «предметы ведения федерации» 7
1.2. Предметы исключительного ведения федерации в некоторых зарубежных странах 9
Предметы ведения РФ по Конституции 1993г 12
2.1 Определение предметов ведения Российской Федерации. 12
2.2 Законодательное регулирование предметов ведения РФ. 29
Заключение 33
Список использованных источников 36
Содержание
Введение
1.1 Понятие
«предметы ведения федерации»
1.2. Предметы исключительного ведения
федерации в некоторых зарубежных странах
2.1 Определение предметов ведения Российской Федерации. 12
2.2 Законодательное регулирование предметов ведения РФ. 29
Заключение
Список
использованных источников
Введение
В течение XX века в нашей стране была принята не одна конституция. Принятие новой Российской Конституции было трудным исторически и политически. Конституционные перемены были объективно необходимы. В течение 1990-1992 гг. в действующую Конституцию РСФСР 1978 г. , было внесено в общей сложности более 350 поправок. Причинами изменения, а равно пересмотра конституции явились обстоятельства политического, социально-экономического и иного характера, обусловливающие полную или частичную непригодность основного закона страны изменившимся условиям жизни общества и, соответственно, вызывающие необходимость принятия (пересмотра) новой конституции либо внесения поправок в действующую конституцию.
Значительные преобразования, по сравнению с Конституцией «застойных времен» претерпели и вопросы регулирования предметов исключительного ведения Российской Федерации.
Исходя
из вышесказанного становится понятной
актуальность данной работы. В последнее
время, в процессе становления нового
российского законодательства особо
важным представляется вопрос о проблемах
исключительного ведения
Теоретической и методологической основой курсовой послужили важнейшие статьи Конституции РФ, посвященные предметам ведения федерации.
При проведении
исследования, автор опирался на труды
следующих ученых: В.И. Червонюк, О.Е.Кутафин,
В.В.Лазарев, В.Д. Карпович и др.
Целью работы становится изучение
и анализ конституционно-правового регулирования
вопросов исключительного ведения Российской
Федерации на современном этапе.
Задачи нашего исследования: анализ понятия исключительного ведения и особенности ее нормативно-правого регулирования, рассмотрение и анализ конституционного регулирования вопросов исключительного ведения в РФ, выявление особенностей конституционно-правого регулирования исключительного ведения в РФ на данном этапе.
Объектом нашего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают предметы ведения РФ и нормативно-правовые акты.
Предметом же нашего исследования являются развитие и современное состояние теоретических воззрений на предметы ведения РФ.
Структура работы следующая:
Введение;
Первый раздел «Предметы федеративного ведения как юридическая проблема»;
Второй раздел «Предметы ведения РФ по Конституции 1993г»
Заключение;
Список использованных источников.
1.1. Понятие «предметы ведения федерации»
Предметы ведения - это понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации. Круг конкретно закрепленных полномочий, которые органы государственной власти РФ правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, образует предметы ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. От предмета ведения следует отличать компетенцию органа государственной власти, под которой понимается совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения. В свою очередь полномочия органа государственной власти - это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий1.
Под способами
разграничения предметов ведения понимается
предусмотренный конституцией и федеративным
договором способ распределения полномочий
между федерацией и ее субъектами. Вопрос
о том, что является прерогативами федерации,
а что ее субъектов, относится к числу
главных вопросов федеративного государства.
Формула решения этой сложной проблемы
выработана мировой практикой федерализма,
в соответствии с которой в федеративном
государстве компетенция подразделяется
на: 1) исключительную компетенцию федеральных
органов власти (предметы ведения федерации);
2) совместную компетенцию органов власти
федерации и ее субъектов (предметы совместного
ведения); 3) исключительную компетенцию
субъектов федерации (предметы ведения
субъектов федерации)2.
Такой принцип распределения компетенции (предметов ведения) признан Российской Федерацией. Первоначально предметы ведения и полномочий между РФ и ее субъектами были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 г., с принятием новой Конституции - ею. Конституция РФ содержит перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Федерации (ст. 71) и совместном ведении Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). В остальных вопросах последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая собственное принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция РФ предусматривает возможность перераспределения сфер ведения и полномочий между РФ и ее субъектами посредством отдельных соглашений. Конституция устанавливает, что такие соглашения возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ч. 2 и 3 ст.78).
Предметами ведения Российской Федерации являются закрепленные в Конституции РФ полномочия, исключительная прерогатива в осуществлении которых принадлежит федеральным органам государственной власти. Отнесение Конституцией
Российской Федерации тех или иных вопросов
к предметам ведения Федерации
означает установление исключительной компетенции федеральных
органов (Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства РФ)3.
К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал1.
1.2. Предметы исключительного ведения федерации в некоторых зарубежных странах
Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций2.
Согласно большинству конституций федеративных государств к исключительному ведению федерации относятся:
- внешние сношения (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
- оборона и руководство вооруженными силами (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
- установление границ и таможенное дело (Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
- денежное и валютное обращение и монетная монополия (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
- установление единой системы мер и весов (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
- федеральные финансы и налоги (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
- деятельность почты, телеграфа, телефона (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
- паспортное дело, эмиграция, иммиграция, въезд, выезд, поселение и пребывание иностранцев (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, Швейцария, ФРГ);
- федеральный железнодорожный, воздушный, водный транспорт и пути сообщения (Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, США, Швейцария, ФРГ);
- гражданское, уголовное, процессуальное, исправительное, авторское, патентное, изобретательское право и охрана промышленной собственности (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Швейцария, ФРГ);
- учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов (Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, США, ФРГ);
- поддержание общественного спокойствия и безопасности федерации (Австрия, Венесуэла, Индия, США, Швейцария, ФРГ);
- объявление войны и заключение мира (Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, США, Швейцария, ФРГ);
- банковская деятельность (Австралия, Австрия, Аргентина, Венесуэла, Индия, Канада, Швейцария);
- государственная статистика (Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Канада, ФРГ);
Информация о работе Предметы ведения РФ по Конституции 1993г