Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 16:09, курсовая работа
Целью работы становится изучение и анализ конституционно-правового регулирования вопросов исключительного ведения Российской Федерации на современном этапе.
Задачи нашего исследования: анализ понятия исключительного ведения и особенности ее нормативно-правого регулирования, рассмотрение и анализ конституционного регулирования вопросов исключительного ведения в РФ, выявление особенностей конституционно-правого регулирования исключительного ведения в РФ на данном этапе.
Введение 5
Предметы федеративного ведения как юридическая проблема 7
1.1 Понятие «предметы ведения федерации» 7
1.2. Предметы исключительного ведения федерации в некоторых зарубежных странах 9
Предметы ведения РФ по Конституции 1993г 12
2.1 Определение предметов ведения Российской Федерации. 12
2.2 Законодательное регулирование предметов ведения РФ. 29
Заключение 33
Список использованных источников 36
- правовое положение лиц, находящихся на государственной службе (Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, ФРГ);
- производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (Австрия, Бразилия, Индия, Швейцария);
- страхование (Австралия, Австрия, Бразилия, Индия, Канада, Швейцария);
- принятие законов, необходимых для осуществления вышеперечисленных прав (Австралия, Аргентина, Мексика, США).
Помимо указанных предметов ведения, отдельные конституции передают в ведение федерации такие вопросы, как: разрешение и учреждение на национальной территории других религиозных орденов, кроме уже существующих (Аргентина);
- осуществление классификации теле- и радиопрограмм;
- установление директив для городского развития, включая жилищное, санитарное и транспортное;
- установление принципов и директив для национальной системы путешествий (Бразилия);
- паломничество в места, находящиеся вне пределов Индии;
- суды по опеке над недвижимым имуществом правителей индийских княжеств;
- разрешение демонстрации кинофильмов (Индия)4.
2. Предметы исключительного ведения Российской Федерации по Конституции 1993г.
2.1. Определение предметов исключительного ведения Российской Федерации.
Для определения границ предметов исключительного ведения Российской Федерации представляется необходимым рассмотрение и анализ основной статьи Конституции РФ, посвященной данному вопросу – статьи 71 вышеуказанной Конституции. В ней в частности говорится:
«В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д)
федеральная государственная
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с)
государственные награды и
т)
федеральная государственная
Формула
«в ведении Российской Федерация
находятся», по сути дела, означает, что
соответствующие сферы и
Рассмотрим эти предметы ведения.
а) Российская Федерация принимает свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, характер взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, форму государственного устройства России и характер ее взаимоотношений с другими суверенными государствами.
Пользуясь правом принимать свою Конституцию, Российская Федерация правомочна вносить в нее необходимые изменения. Однако если поправки к главам 3-8 Конституции может принимать Федеральное Собрание, то вступают они в силу лишь после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. Поэтому можно утверждать, что вопрос о внесении изменений в главы 3—8 Конституции входит в компетенцию не только Федерации, но и ее субъектов.
Конституционно-правовой
статус Российской Федерации характеризуется
наличием единой федеральной правовой
системы, важнейшим компонентом которой
являются федеральные нормативные правовые
акты. Сердцевину этих актов вместе с Конституцией
Российской Федерации составляют ее законы
— федеральные конституционные и
федеральные законы. Верховенство Конституции
и этих законов обеспечивает единство
федеральной правовой системы, взаимосвязь
и взаимодействие всех нормативных правовых
актов, действующих на территории Российской
Федерации.
Российская Федерация, как и любое другое государство, правомочна принимать свои законы и вносить в них необходимые изменения5.
По
предметам ведения Федерации
принимаются федеральные
Принимая
Конституцию и федеральные
б) Федеративное устройство — понятие чрезвычайно широкое. Оно охватывает большой круг вопросов, часть из которых, несомненно, не может решаться исключительно Федерацией. Например, изменение статуса субъекта Федерации производится по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта.
Однако, относя федеративное устройство к исключительному ведению Российской Федерации, Конституция имеет в виду то обстоятел2ьство, что, во-первых, все основные вопросы федеративного устройства России могут решаться только на федеральном уровне. Во-вторых, порядок разрешения тех вопросов федеративного устройства, которые решаются Федерацией совместно с ее субъектами или даже субъектами Федерации самостоятельно, также определяется Федерацией. Так, хотя упоминавшееся уже ранее изменение статуса субъекта Федерации возможно лишь по взаимному согласию Федерации и ее субъекта, оно осуществляется «в соответствии с федеральным конституционным законом» (см. комментарий к статье 66).
Что касается территории Российской Федерации, то она включает территории ее субъектов, сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета России. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации. Поэтому все вопросы, связанные с территорией России, могут решаться только самой Россией, только с ее согласия.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она устанавливает статус, режим и осуществляет защиту Государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа.
в)
В Российской Федерации человек,
его права и свободы
Отнесение этих вопросов к исключительному ведению Федерации не означает, разумеется, что ее субъекты в своих нормативных правовых актах вообще не вправе касаться этих вопросов. Наоборот, они могут расширять права и свободы по сравнению с тем, как они определены федеральным законодательством, но сужать их, ущемлять права граждан они не вправе.
Важным
элементом конституционно-
Российская Федерация осуществляет регулирование и защиту прав национальных меньшинств. Она защищает права национальных меньшинств от любых их нарушений, от кого бы они ни исходили, и осуществляет регулирование этих прав в полном соответствии с нормами международного права7.
Институт российского гражданства соотнесен
ФЗ «О государственной политике Российской
Федерации в отношении соотечественников
за рубежом»3 с принципом непрерывности
(континуитета) российской государственности.
Соотечественниками признаны, в числе
других, и граждане России, постоянно проживающие
зарубежом.
г) Важным
компонентом конституционно-правового
статуса Российской Федерации является
наличие общих для всей Федерации органов
государственной власти. Российская Федерация
устанавливает систему федеральных органов
законодательной, исполнительной и судебной
власти (см. комментарий к статье 11).
Российская Федерация определяет порядок организации и деятельности федеральных органов государственной власти и осуществляет их формирование.
В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеративная природа России. Так, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.
д) Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием федеральной государственной собственности. К объектам, являющимся исключительно федеральной собственностью в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»82 относятся: объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие отраслей народного хозяйства, прочие объекты.
Информация о работе Предметы ведения РФ по Конституции 1993г