Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 15:31, лекция
Политика, государство, право, законодательство являются объектами исследования различных гуманитарных наук – юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т. д.
В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.
24. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Значительное развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха (1053–1125).
В 1113 г. во время большого Киевского восстания на Киевский престол был приглашен сын великого князя Всеволода и внук Ярослава Мудрого -
Владимир Мономах, который фактически участвовал в управлении государством еще при своем отце Всеволоде, а затем оказывал большое влияние на государственные дела при великом князе Святополке и прославился также военными походами и победами над половцами.
Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок» (автобиография), в которых затронут большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения церкви и государства, принципы отправления правосудия в стране.
Политическое содержание
его взглядов наиболее отчетливо
представлено в «Поучении», где ведущее
место занимает проблема организации
и осуществления верховной
Призыв не «мстить» рассматривается в «Поучении» не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.
Мономах разрабатывает поставленную еще Ила-рионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней говорит при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. Все споры возможно разрешать «добром» в том случае, если недовольные князья напишут «грамоту» со своими притязаниями. С теми же, кто жаждет войны («мужами крови»), достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.
При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он «чтил чернеческий и поповский чин», но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые «малым добрым делом» стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят «одиночество, чернечество и голод» в поисках личного спасения.
С начавшимся вскоре после смерти Мономаха (1125 г.) и его сына Мстислава (1132 г.) процессом феодальной раздробленности общественное мнение еще долго не могло примириться. Воспитанные в лучших традициях древнерусской мысли, идеалом которой было сохранение единства русской земли, мыслители пытались предотвратить или хотя бы замедлить распадение единого русского государства на отдельные государства-княжества.
25. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА
Традиции русской политической
мысли домонгольского периода нашли
свое выражение в произведении, приписываемом
Даниилу Заточнику и
Произведение Даниила
выражало тенденции, направленные на укрепление
великокняжеской власти, способной
преодолеть внутренние раздоры и
подготовить страну к обороне
от завоевателей. Даниил принадлежал
к привилегированным кругам, но его
личная судьба сложилась неудачно,
и ему пришлось испытать на себе
немилость правителя. Вполне возможно,
что Даниил совершил какие-то проступки
и познал суровую княжескую немилость,
связанную с переменой
В духе традиций русской
политической мысли Даниил последовательно
проводит мысль о необходимости
князю иметь при себе «думцев»
и опираться на их Совет (Думу). Советники
должны быть умны и справедливы и
всегда действовать по закону («правде»),
а князю необходимо уметь их выбирать.
Не обязательно привлекать только старых
и опытных, ибо дело не в возрасте
и опыте, а в уме. Сам автор
«юн возраст» имеет, но зато обладает
«старым смыслом». Эти положения
со всей очевидностью показывают, что
форма власти у Даниила близка
идеалу Мономаха: великий князь решает
дела с мудрыми советниками, и
такой порядок укрепляет «грады
и полки» «державы». Князь должен
иметь хорошее войско, так как
его «богатство во множестве храбрых
и мудрых людей». Не златом и серебром
должен он похваляться, «но множеством
воев». Даниил говорит и о необходимости
«царской грозы», но эта гроза не
реализация самовластья, а напротив,
признак дееспособности и надежности
верховной власти для подданных,
поскольку именно их «царская гроза»
ограждает «яко оградом твердым».
Она обращена не против подданных, а
в их защиту. «Гроза» действенна
не только против внешних врагов, но
и лиц, творящих беззаконие внутри страны,
и с ее помощью должна восстанавливаться
нарушенная справедливость. Такая постановка
вопроса естественно
26. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РЕФОРМАЦИИ
Возрождение и Реформация
– самые крупные и
Для Возрождения и Реформации
характерны такие общие моменты,
как: ломка феодальных и возникновение
раннекапиталистических отношений, усиление
авторитета буржуазных прослоек общества,
критический пересмотр
27. НОВАЯ НАУКА О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ
Никколо Макиавелли (1469–1527)
большой знаток античной литературы,
дипломат и политик, вошел в историю
политико-юридической мысли
Макиавелли отрицательно
относится к тому, чтобы государь,
принимая решения, был ограничен
чьейлибо волей, испытывал давление
постороннего интереса. Суть власти, самодержавия
государя в том и заключается,
что все в государстве
Истоки разлада Макиавелли с гуманизмом лежат в трагическом несовпадении двух качественно отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия: этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: «добро» – «зло» у первого, «польза» – «вред» у второго. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.
28. БОДЕН И ЕГО УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ
Жан Боден (1530–1596) – выдающийся французский политический мыслитель. Его взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576). «Республикой» здесь называется то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения. В первой – рассматриваются основы социальной общности. Во второй – формы государства. В третьей – институты. В четвертой – перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой – приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, – средства власти и вопрос о лучшей государственной форме. Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи – прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании бога, человека и природы, а в конечном итоге – в почитании бога. Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть не может сохраняться в качестве верховной силы. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование. По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив». Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, включающего в себе принципы равенства и подобия.