Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:04, реферат
История отечественного государства и права является составной частью исторической и юридической наук.
В отличие от общей истории, которая изучает всю совокупность фактов и процессов, происходящих в определенном государстве на всем пути его развития, и теории государства и права, предметом которой является исследование основных типов и форм государства и права без учета особенностей какого-либо конкретного государства, областью исследования истории отечественного государства и права являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого государства в их историческом развитии.
С.
1497 г. – не простая кодификация
изданных ранее актов. 3/5 статей С. 1497г.
не стоят ни в какой связи с
дошедшими до нас памятниками. Наличие
в С. 1497г. норм преимущественно уголовного
и уголовно-процессуального
С.1497г. установил целую систему судебных органов, их подконтрольность, компетенцию, полную подотчетность великому князю.
В связи с обострением классовых противоречий С.1497г. усилил репрессии нарушителей феодального права путем расширения круга деяний, признаваемых преступными, централизовал судебную власть и установил новую форму процесса.
Значение С.1497г. заключается в
том, что он систематизировал нормы
феодального права и
В С.1550г. («царском») расширился круг регулируемых центральной властью вопросов, проводилась определенно выраженная социальная направленность наказания, усиливались черты розыскного процесса. Регламентация охватила сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Был закреплен сословный принцип наказаний и одновременно с этим расширен круг субъектов преступления – в него включаются холопы.
Под
преступлением судебники
18. Уголовное право по Судебникам.
Под преступлением понималась не «обида», как в Русской Правде, а «лихое дело». Если «обидой» называли ущерб лицу или группе лиц, то «лихое дело» было деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка. Иначе говоря, «лихое дело» — есть ни что иное, как нарушение воли государя. А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело… (ст. 8)
Татьба подразделялась на простую и квалифицированную (церковная, головная, повторная). Впервые мошенничество отделялось от кражи (та же казнь, что и татю).
Система наказаний:
19.Судебные органы и судопроизводство по Судебникам.
С. 1497г. устанавливал виды судебных органов: государственные, вотчинные, духовные, помещичьи. Великий князь рассматривал дела в качестве первой инстанции п отношению к жителям своего домена, а так же являлся апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам.
Боярская дума являлась связующим звеном между судом Великого князя и остальными инстанциями. С. 1497г. установил различие между судебной деятельностью главы государства – великого князя и судебной деятельностью бояр. Суд осуществляли бояре или окольничие в присутствии дьяка.
Боярская Дума в качестве суда первой инстанции судила своих членов, должностных лиц и местных судей.
Большинство дел разбиралось в приказах, была установлена подсудность для различного рода дел.
На местах судебная власть принадлежала наместникам и волостелям. Первые могли решать дела и применять наказания. Вторые могли лишь по согласованию с центральной властью.
С. 1550г. регламентировал наместническое управление. Появилось постановление лишившее наместников их судебных прав в отношении детей боярских, оставляя лишь дела связанные с разбоем и убийством.
Подсудности духовных судов подлежали
духовенство и крестьяне
Постепенно возрастала власть и
функции государственных
В процессе централизации судебного аппарата был введен специальный штат судебных работников назывались они недельщиками и доводчикамит и помогали суду и сторонам привлекать обвиняемых к суду, разыскивать и доставлять их на суд, добывать доказательства.
Признавалось право для
С. 1497г. установил срок давности искового заявления, новая форма судебного процесса – розыск или сыск. Розыскной процесс начинался с задержания с поличным. Приговоры и решения при розыскном процессе не подлежали обжалованию и приводились в исполнение судебными органами.
20. Сословно-представительная монархия в России (понятие, предпосылки возникновения, особенности).
Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.
Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года[1], хотя первый случай созыва совета с участием различных сословий впервые упоминается под 1211 годом в связи с вопросом о престолонаследии в Владимиро-Суздальском княжестве (Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяне, и все люди). И прекращается с переходом к абсолютизму с принятием Соборного уложения 1649 года.
В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы.
Предпосылки сословного представительства в России.
1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:
Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.
Царь находит выход
в представительстве торговых людей
в земских соборах, тем самым
обеспечивая себе постоянную денежную
поддержку со стороны торгового
класса и крупного купечества, поступление
необходимых средств при
2. Политические предпосылки:
Особенности сословно-представительной монархии в России:
Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.
21.Общая
характеристика Соборного
Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь Семён Прозоровский, окольничий князь Фёдор Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.
Ему предназначалось рассмотреть проект Уложения. Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов.
В Соборном Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержав
Уложение содержало комплекс норм, регулирующих важнейшие отрасли государственного управления: прикрепление крестьян к земле, режим въезда и выезда из страны, вопросы, связанные со статусом вотчин и поместий.
Система преступлений выглядела следующим образом:
Наказания и их цели
Система наказаний выглядела
следующим образом: смертная казнь (в 60 случаях), телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, бесчестящи
Информация о работе Предмет и метод истории отечественного государства и права