Предмет и метод истории отечественного государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:04, реферат

Описание работы

История отечественного государства и права является составной частью исторической и юридической наук.
В отличие от общей истории, которая изучает всю совокупность фактов и процессов, происходящих в определенном государстве на всем пути его развития, и теории государства и права, предметом которой является исследование основных типов и форм государства и права без учета особенностей какого-либо конкретного государства, областью исследования истории отечественного государства и права являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого государства в их историческом развитии.

Работа содержит 1 файл

История отечественного государства и права.docx

— 166.32 Кб (Скачать)
  1. Предмет и метод истории отечественного государства и права.

История отечественного государства и права является составной частью исторической и юридической наук.

В отличие от общей истории, которая изучает всю совокупность фактов и процессов, происходящих в  определенном государстве на всем пути его развития, и теории государства  и права, предметом которой является исследование основных типов и форм государства и права без учета особенностей какого-либо конкретного государства, областью исследования истории отечественного государства и права являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого государства в их историческом развитии.

Предметом истории  отечественного государства и права является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя на различных исторических этапах.

История отечественного государства и права изучает юридические факты и явления и закономерности их исторического развития.

В истории отечественного государства и права выделяются два блока исследования:

  1. история государства, которая изучает устройство государства, государственные органы и механизмы управления от их возникновения до состояния на сегодняшний день;
  2. история права, которая изучает процесс создания правовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.).

История отечественного государства и права, изучая отдельные факты и правовые акты, исследует также причины, условия и закономерности, следствием которых являются изменения, происходящие в государстве и праве.

Метод истории  отечественного государства и права - это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении истории отечественного государства и права .

Выделяют следующую систему  методов истории отечественного государства и права:

  1. общие методы;
  2. специальные методы.

К общим методам относятся: метод историзма (или хронологический) и философский метод. Суть хронологического метода заключается в исследовании государства и права как явлений, последовательно изменяющихся во времени  под воздействием характерной для  изучаемого периода политической и  социальной обстановки.

Среди философских методов  выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инструментализм.

К специальным методам  относят: сравнительный метод, который  изучает государственно-правовые явления  в сопоставлении с другими  странами или основные институты  государства и права на разных стадиях развития - общественного  развития; статистический, математический, социологический методы.

 

2.Образование Древнерусского государства и его особенности.

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.

Сведения об общественном и политическом строе восточных  славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.

Согласно «Повести временных  лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Теории происхождения  Древнерусского государства.

Норманнская – государство  организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

 

3.Дворцово-вотчинная  система управления как механизм  государства Киевской Руси.

Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.

Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.)делилась на следующие территории:

  1. княжеского дворца;
  2. боярской вотчины.

Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену  десятичной системы управления, при  которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.

Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.

Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.

Княжеские должностные  лица: воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.

Складывалась самостоятельная  система административных ведомств в княжеских землях.

Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие  вопросы хозяйства княжеской  вотчины поручались совету бояр.

Система дворцового управления:

  1. дворец – управлялся дворецким (дворским);
  2. ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.

Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».

Название управляющего тем  или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий  заведовал сокольниками и другими  служителями птичьей охоты, конюший  – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.

Удел князя, ближайший  к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник  Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.

Назначение наместником  – «пожалование». Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.

В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба. Изба ведала судом и финансами.

Система кормления в местном  самоуправлении получила широкое распространение  в период дворцово-вотчинной системы  государственного управления (до середины XVI в.).

Кормление – это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.

Кормление получали наместники в городах или волостях.

Кормления даровались на основании  грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения  устанавливались для каждого  уезда дифференцированно.

Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм состоял из:

  1. «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление);
  2. периодического (на Рождество, Пасху, Петров день);
  3. пошлин торговых (с иногородних купцов);
  4. судебных брачных («выводной кузницы»).

За превышение таксы полагалось наказание.

В период образования единого  государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать. Появились  уставные грамоты – Двинская 1397 г. и Белозерская 1488 г.  – которые ограничили власть кормленщиков тяглым населением.

 

 

4.Возникновение и развитие Древнерусского феодального права. Русская Правда

Государство и право появились  в результате возникновения частной  собственности и эксплуатации человеком  человека, разделения общества на бедных и богатых. Государство феодального  типа обеспечивало диктатуру феодалов, охраняло их привилегии, собственность  на средства производства, и в первую очередь на землю, устанавливало  неполную собственность на производителей материальных благ - крестьян. Вместе с  государством появилось и право. Причины, которые привели к возникновению  права, в общем, те же, что и причины  образования государства. Это рост производительности труда, создание избыточного  продукта, возникновения частной  собственности, раскол общества на непримиримые классы.

В условиях классовой борьбы первобытные обычаи (мононормы) оказались не в состоянии более регулировать поведение людей. Нужно было средство, которое удерживало бы в узде непримиримые, враждующие силы. В общественной жизни должен был появиться новый социально массовый регулятор - право, и он появился. Юридические нормы выступили важнейшим средством классового господства, они позволили государству навязать свою волю населению всей страны. Правовые нормы складывались двумя основными путями. Первый путь - это перерастание мононорм, имеющих характер первобытных обычаев, в нормы обычного права. По мере разложения первобытного строя, развития классовых отношений, некоторые обычаи, выражавшие ранее волю всего рода, перерождались, изменялись по своему содержанию. Они стали выражать волю господствующего класса. Одновременно государство снабдило обычаи принудительной санкцией, стало поддерживать их своей силой. Второй путь - это правотворчество государства. Право складывалось в результате издания государством специальных документов, содержащих правовые нормы. Существенную роль в создании юридических норм сыграли и судебные органы. Правовые нормы часто связывались с моральными и религиозными нормами.

Со словом “право” мы встречаемся часто. Обычно оно употребляется  для обозначения возможностей, которые  имеет (или не имеет) тот или иной человек. Право является необходимым  и неизбежным результатом экономического строя данного классового общества. Без права, как и без государства, господствующий класс не может сохранить  и упрочить свое господство. Право  позволяет закрепить, ввести в ранг неприкосновенных господствующие отношения  собственности, основные устои данного  социального строя, обеспечить охрану общественных отношений, соответствующих  интересам господствующего класса. Классовость права проявляется  в том, что в обществе с антагонистическими классами оно исполняется как  орудие классового господства, и в  том, что оно выступает в качестве инструмента общесоциального регулирования. Право является одним из средств проведения политики государства. Классовый характер права в условиях феодального строя ничем не завуалирован.

Киевское государство  в IX - X веках представляло собой варварское, дофеодальное государство. Вопрос об основных чертах варварского права до сих  пор остается открытым. Анализ так  называемых “варварских правд”, показывает, что основной чертой уголовного права  являлась замена кровной мести выкупом. Процессуальное право в период варварского  государства характеризовалось  господством состязательного процесса и весьма крупным значением ордалии. Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская  судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст. 1 КП) и о круговой поруке (ст. 20 КП). Законодатель проявляет различное  отношение к этим обычаям: кровную  месть он стремится ограничить (сужая  круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой (наблюдается  сходство с “Салической правдой” франков, где кровная месть также  была заменена денежным штрафом) ; в отличие от кровной мести, круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление (“вира” налагалась на всю общину).

Информация о работе Предмет и метод истории отечественного государства и права