Правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ правовых систем современности.

Задачами данной курсовой работы является:
Рассмотрение теоретических аспектов, таких как понятие и классификации правовых систем;
Изучение общих характеристик основных правовых семей народов мира:
Романо-германская правовая семья;
Англо-саксонская правовая семья;
Славянская правовая семья;
Латиноамериканская правовая семья;
Скандинавская правовая семья;
Мусульманская правовая семья;
Семья индуисткого права;
Семья обычного права;
Дальневосточная правовая семья;

Содержание

Содержание: 2
Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация правовых систем 5
Глава 2. Общая характеристика основных правовых семей народов мира 9
Романо-германская правовая семья 9
Англо-саксонская правовая семья 10
Славянская правовая семья 11
Латиноамериканская правовая семья 12
Скандинавская правовая семья 13
Мусульманская правовая семья 14
Семья индуистского права 16
Семья обычного (адатного, традиционного) права 17
Дальневосточная правовая семья 18
2.10 Семья социалистического права 19
Глава 3. Правовая система России 21
Библиография 40
I Нормативные правовые акты 40
II Литература 41
III Периодическая печать 43
IV Интернет-ресурсы 44
Приложение 1. Правовые семьи на карте мира 46

Работа содержит 1 файл

Правовые системы современности.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

  Достаточно  ограниченное применение в качестве источника права в России имеет  правовой обычай. Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации содержатся ссылки на обычаи делового оборота. Статья 5 ГК РФ, на национальный обычай. Статья 19 ГК РФ, на местный обычай. Статья 221 ГК РФ и Статьи 14 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 г.[3]

       Начиная с 90-х годов прошлого века  предпринимаются  или предпринимались попытки  узаконить действие на территории некоторых  субъектов Российской Федерации, таких  как Чечня, Ингушетия – системы  мусульманского права, имеющего нередко глубокие корни в культуре соответствующих титульных национальностей. В настоящее время при сохранении этих субъектов в составе .Российской Федерации невозможно, так как это противоречит Конституции, в первую очередь статье 14, где говорится, что «Российская Федерация - светское государство»[1].

       Другая  точка зрения на российскую правовую систему, основывающаяся на ее особенностях, более присуща отечественным  ученым. Они указывают на особенности, характерные исключительно российской правовой системе, в частности А.Х. Саидов, В.Н. Синюков, А.П. Семитько, М.Н. Марченко и др. По мнению А.П. Семитько, российская правовая система, которая относится к романо-германской правовой семье, характеризуется следующими особенностями:

  1. Высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам;
  2. Слабость личностного правового начала в культуре вообще;
  3. Широкое распространение неправовых регуляторов в обществе (моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.);
  4. Отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, к правовой культуре;
  5. Высокая степень "присутствия" государственности в общественной жизни, государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству[30,c.22].

     Эти же признаки приводятся и А.Х. Саидовым[18,c.368]. Можно говорить, что первая особенность, приоритетности прав и свобод человека декларируется (ст. 2 Конституции РФ, структура УК РФ и др.). Вторая, третья и пятая особенности, относятся к числу существенных признаков российской правовой системы. Четвертая особенность - отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, к правовой культуре, - мне кажется, не может быть признана сущностным признаком российской правовой системы в настоящее время , так как в соответствии с ст.14 Конституции РФ «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.» и также Российская Федерация- это многоконфессиональное государство, и православие характерно не только для Российской Федерации.

     Других ученых, в частности В.Н. Синюкова, особенность российской правовой системы обусловлена не столько "технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов". К таким началам относят следующие:

  1. Cамобытность русской государственности, не поддающаяся элиминации даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм. Для русского права всегда исключительно важной была связь с государством;
  2. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования (крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив), которые основывались на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления;
  3. Формирование особого типа социального статуса личности, для которого характерно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и государства[30,c.24].

     Тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами не на мирском понимании Бога и человека (католицизм) и тем более благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими этическими нормами.

     Многие из предложенных особенностей схожи  с особенностями предложенными А.Х. Саидовым. Но здесь большую часть занимают вопросы не правовой особенности, а вопросы духовности. Также В.Н. Синюков предлагает выделить отдельную славянскую правовую семью, что касается принадлежности российской правовой системы к романо-германской правовой семье, то это, по его мнению, был акт принудительный, сверху. Н.М. Чистяков, тоже выделяет славянскую правовую семью, которая схожа с романо-германской по основным вопросам, но также ссылается и на самобытность славянской правовой семьи. Конечно, можно говорить о самобытности почти любой национальной правовой системы, их в настоящее время насчитывается около 200. Россия вряд ли в настоящее время может избрать «самобытное», без ориентации на международный опыт развитие права, не рискуя снова оказаться в международной изоляции. России предстоит жить не в «особой правовой семье», а в содружестве и взаимодействии со всеми правовыми системами мира. Российская правовая система, наиболее мощная и влиятельная из всех прежних правовых систем входивших в социалистическую правовую семью, открыта для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой мира. Об этом свидетельствует бурное развитие всего массива российского законодательства. Исходя из вышесказанного, правовую систему Российской Федерации правильнее все же рассматривать, как представителя романо-германской правовой семьи.

     Об  особенностях российской правовой системы  пишут и зарубежные исследователи. Они, по мнению М.Н. Марченко, акцентируют внимание прежде всего на том, что:

  1. Российская правовая система является "скорее прерогативой, нежели нормативной" системой, что в ней зачастую действуют скорее "понятия", нежели "нормы права";
  2. Эта система имеет наряду с системами, построенными на религиозной основе, "псевдорелигиозный" характер;
  3. В правовой системе России право по-прежнему выступает как средство в руках государства, которое раньше использовалось для строительства коммунизма, а ныне - "для создания нового экономического порядка в стране";
  4. Частное право в российской правовой системе в значительной мере поглощается публичным правом;
  5. Так же как и в прежние годы, российское право в значительной степени зависит от политики и экономики;
  6. В российской правовой системе, в отличие от романо-германской правовой семьи, отсутствует четко выделенная из отрасли гражданского права система норм, формирующих коммерческое право[29,c.4].

   Первые  две особенности мало характерны для российской правовой системы  – возможно, это связанно с неверным представлением зарубежных ученых о  сегодняшних реалиях. Третье, четвертое и пятое утверждение вполне верное – но их тоже нельзя назвать особенностями именно российской правовой системы. Подобная ситуация наблюдается и в других государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР. То же самое можно сказать и в отношении последнего признака - отсутствие отрасли (норм) коммерческого права, выделенного из гражданского права, потому что невозможно отделить отрасль коммерческого права от предпринимательского.

     Некоторые ученые видят особенности именно в истоках формирования российской правовой системы. Например, А.Э. Черноокова, лишь с начала XVIII в. Предлагает говорить "о формировании в России правовой системы в собственном смысле слова"[30,c.25], а право в значительной степени носило характер мононорм и было ближе к системе социального регулирования, бытующей в странах Востока. Собственно правовая наука в России отсутствовала, а это - один из компонентов правовой системы. Допетровская правовая система страны развивалась в условиях господства натурального хозяйства и крепостничества крайне медленно и представляла собой совокупность обычаев различных территорий, государственного законодательства и крайне незначительной судебной практики. Учитывая же тот факт, что самостоятельное бытие права (правовой системы) возможно только при наличии независимого суда и высокого уровня правосознания свободного населения (основанного на стабильности отношений собственности и их юридических гарантий), придется признать слабость отечественной правовой традиции. А.Э. Черноокова это связывает с отсутствием в стране в XV - XVII вв. профессионального сословия юристов, четко осознающих свои цели и интересы и умеющих их отстаивать. Новая же эпоха заменила патриархальные воззрения теорией общественного договора и полицейского государства, и начиная с XVIII в. и до наших дней "мелочная регламентация жизни личности и хозяйствующих субъектов стала особенностью российского права"[30,c.26]. Существенное значение имел и тот факт, что правосознание большинства населения осталось на дорационалистическом уровне[30,c.26]. Выражалось это, кроме всего прочего, в отсутствии идеи собственности как одной из основ стабильности общества. Часть утверждений верна, но понятие мононорм в данном контексте не корректно, так как они были характерны для первобытного общества, мононормы обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода.

       В настоящее время реальными являются три основных сценария дальнейшего развития правовой системы России.

       Первый  сценарий — правовой изоляционизм. Суть этого сценария заключается в формировании замкнутой правовой системы, отстаивающей автономные, если не противостоящие миру, ценности. Чужие государственно-правовые традиции автаркической правовой системой игнорируются или переинтерпретируются в собственном духе. В условиях "глобального мира" государственно-правовой изоляционизм неизбежно приведет к формированию режима-изгоя, склонного к стагнации, к сопротивлению изменениям. Примеры ныне существующих режимов-изгоев  отнюдь не вдохновляют на то, чтобы отправиться по их пути государственно-правового развития.

       Второй  сценарий — включение России в  состав вновь формирующихся "глобальных империй". На деле это означает, что  государственно-правовые порядки в  стране должны быть полностью унифицированы  в соответствии с требованиями, предъявляемым западным государственным сообществом, точнее, скопированы с западных образцов. Россия в случае реализации второго сценария обречена на "догоняющее" развитие и статус периферии в новых "мировых глобальных империях". Простота решения завораживает: скопируем западное право, западные государственные порядки и будем жить, как на Западе. Но весь предыдущий опыт "догоняющего развития" отечественного государства и права говорит о том, что копирование чужих образцов неизбежно закладывает отставание в развитии. Ко времени изготовления копии оригинал успевает перестроиться, измениться.

       Правда, возможен и третий сценарий развития российского государства и права  — сценарий превращения Россию в  метрополию в одной из новых постмодернистских "глобальных империй", формирующих новые системы ценностей и облекающих их в специфическую государственно-правовую форму. Этот сценарий наиболее трудно реализуем. Поскольку превращение российского государства и права в образец для других стран во многом связано с общим уровнем развития российского общества, включая такие сферы социальной жизни как культура, экономика, политика и пр. Следовательно, одного только "исправления законов" для превращения России в центр какой-либо новой "глобальной империи" явно недостаточно[34].

       Какой сценарий развития российского государства и права будет реализован в действительности, сейчас трудно предположить. Но уже сейчас очевидно, что выбор между ними придется делать под сильным давлением "глобального мира". Также очевидно, что осуществление любого сценария будет сопровождаться массированным заимствованием чужого государственно-правового опыта или во всяком случае, с учетом этого опыта.

       В настоящее время, наиболее приемлем второй сценарий – но он должен быть постепенным с учетом специфики  Российской Федерации. При этом современный исторический этап характеризуется развитием процесса глобализации, охватывающей сегодня все стороны жизни мирового сообщества, включая, безусловно, и право. Определяющей цивилизационной тенденцией в настоящее время является глобализация, которая в своей сущности есть сближение различных частей человечества, его интеграция в целостную систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникации и информационных технологий. Имея истоки в ценностях и институтах западноевропейской политико-правовой культуры, глобализация выражает планетарный характер деятельности современного человека, унификацию его ценностей, политических и правовых институтов, распространение передовых технологий и методов ведения хозяйства, как правило, проявляющихся в модернизации в большинстве стран. Так, еще в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2000 г. отмечалось, что "глобализация является не только экономическим процессом, она имеет также социальные, политические, экологические, культурные и правовые аспекты... Глобализация вносит изменения в саму концепцию цивилизации"[29,c.17].

     Объективный процесс глобализации следует отличать от нарастающих тенденций сосредоточения в одном государстве или группе государств средств глобального господства с целью воздействия на международные отношения, стремления подчинить своим интересам все мировое сообщество, навязать свои национальные стандарты другим странам. Возможности любого, даже наиболее эффективно функционирующего, государства требуют многосторонней адаптации к новым глобальным реальностям и укрепления стабильности посредством института международных организаций. Очевидно, что глобальные проблемы, которые сегодня стоят перед человечеством, также не могут быть разрешены только одним государством.

     В заключении главы 3, хотелось бы отметить, что по Россия не должна копировать правовые системы других государств, догонять их или подгонять свою правовую систему. Но должна учитывать их опыт и заимствовать лучшее из существующего в их правовых системах, но также нельзя не принимать во внимание наши особенности, такие как исторические, географические, национальные, культурные и др.

     Но  для эффективной работы нашей  национальной правовой системы, надо cначала привести в соответствие всю отечественную законодательную базу. Так как существует большое количество законов и иных нормативно-правовых актов, которые не только вступают в противоречие между собой, но и противоречат Основному закону – Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Правовые системы современности