Правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ правовых систем современности.

Задачами данной курсовой работы является:
Рассмотрение теоретических аспектов, таких как понятие и классификации правовых систем;
Изучение общих характеристик основных правовых семей народов мира:
Романо-германская правовая семья;
Англо-саксонская правовая семья;
Славянская правовая семья;
Латиноамериканская правовая семья;
Скандинавская правовая семья;
Мусульманская правовая семья;
Семья индуисткого права;
Семья обычного права;
Дальневосточная правовая семья;

Содержание

Содержание: 2
Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация правовых систем 5
Глава 2. Общая характеристика основных правовых семей народов мира 9
Романо-германская правовая семья 9
Англо-саксонская правовая семья 10
Славянская правовая семья 11
Латиноамериканская правовая семья 12
Скандинавская правовая семья 13
Мусульманская правовая семья 14
Семья индуистского права 16
Семья обычного (адатного, традиционного) права 17
Дальневосточная правовая семья 18
2.10 Семья социалистического права 19
Глава 3. Правовая система России 21
Библиография 40
I Нормативные правовые акты 40
II Литература 41
III Периодическая печать 43
IV Интернет-ресурсы 44
Приложение 1. Правовые семьи на карте мира 46

Работа содержит 1 файл

Правовые системы современности.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

 

        Глава 3. Правовая система России

     Современная правовая система России – сложнейший комплекс элементов, структур, норм, правосознания, традиций, образов национально-исторической, технико-юридической, социально-психологической природы. В широком значении – это целый правовой мир, имеющий свою жизненную организацию, источники, архетипы, историю и будущее.

     Существует  множество различных взглядов на правовую систему России, научные исследования в этой области ведутся как отечественными учеными в Институте государства и права РАН, Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, юридических академиях, институтах и юридических факультетах университетов (в стране их насчитывается несколько десятков), так и зарубежными учеными.

     Вопрос  об особенностях российской правовой системы, так и преемственности и общности с другими правовыми системами, относится к числу наиболее спорных. Одни авторы указывают на особенности российской правовой системы, относя ее к славянской правовой семье – другие на общие черты с романо-германской правовой семьей. Далее будет рассмотрены эти две точки зрения.

     С точки зрения общности с правовыми  системами российская правовая система наиболее близка к романо-германской правовой семье.

     Для романо-германской правовой семьи характерен наивысший авторитет закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитается Основной закон страны, или ее Конституция. Об этом говорится в п.1 ст.15 Конституции Российской Федерации: « Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»[1].

       Велика  значимость Конституции как основополагающего закона в жизни общества, в связи с чем, отдельные изменения в Конституции требуют серьезного обоснования, поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения конституции. Но в гл. 9 Конституции Российской Федерации введены понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" в Конституцию. Понятие "пересмотр" употребляется применительно к главам Конституции, которые обладают особой значимостью и выражают саму сущность Основного Закона. Таковыми являются гл. 1, 2 и 9 - "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Что касается термина "поправки", то он используется в отношении остальных глав[1].

       Выступая  в декабре 2008 г. в Кремле на научно-практической конференции, посвященной пятнадцатилетнему юбилею Конституции РФ, Президент заявил, что «изменения в Конституцию должны приниматься в соответствии с теми правилами, которые мы сами для себя установили. И именно эти правила когда-то установила Конституция, именно этим правилам мы и будем следовать дальше - и мы, и, по всей вероятности, те, кто будет работать после нас. Конституция реально должна прорастать и в принимаемом законодательстве, и в правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и в инициативах гражданского общества. Только в таком случае ее потенциал может быть реализован в полной мере. И только так можно достичь провозглашенных Конституцией стратегических целей нашего развития»[35].

     Кроме того семья романо-германского права ориентирована на кодексы, в которых получают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц. В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие кодексы:

  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации
  • Водный кодекс Российской Федерации
  • Воздушный кодекс Российской Федерации
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Жилищный кодекс Российской Федерации
  • Земельный кодекс Российской Федерации
  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
  • Лесной кодекс Российской Федерации
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Таможенный кодекс Российской Федерации
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Уголовный кодекс Российской Федерации[32].

   Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов Российской Федерации. Можно  привести, как пример «Градостроительный кодекс города Москвы» и «Кодекс  города Москвы об административных правонарушениях» [32].

     Для романо-германской правовой семьи характерна единая иерархическая система источников права. Также и в Российской Федерации, существует иерархия законов. Все законы размещены на следующих уровнях:

  1. Конституция РФ. При этом существует иерархия и норм самой Конституции. Первый уровень занимают положения, содержащиеся в главе 1, второй уровень - положения, зафиксированные в главах 2 и 9 и третий уровень - положения, содержащиеся в главах 3, 4, 5, 6, 7, 8, законы о поправке к Конституции РФ;
  2. Закон, принятый на референдуме;
  3. Федеральные конституционные законы;
  4. Международные договоры, согласие на обязательность которых для РФ выражено в форме федерального закона;
  5. Федеральные законы. Федеральные законы также расположены на различных уровнях иерархии. Первый уровень включает федеральные кодифицированные законы, второй уровень - некодифицированные федеральные законы, которым законодатель придал иерархический приоритет по отношению к иным законам, а на третьем уровне располагаются федеральные законы, не имеющие приоритета.

       Иерархия  федеральных подзаконных актов:

  1. Международные договоры, согласие на обязательность которых для РФ выражено Президентом РФ;
  2. Нормативные указы Президента РФ;
  3. Международные договоры, согласие на обязательность которых для РФ выражено Правительством РФ;
  4. Нормативные постановления Правительства РФ;
  5. Международные договоры межведомственного характера в отношении актов соответствующего ведомства;
  6. Нормативные акты соответствующего ведомства.

       Иерархия  нормативной системы субъекта Российской Федерации может быть представлена в следующем виде:

  1. Конституция и поправки к Конституции Российской Федерации;
  2. Международное соглашение, согласие на обязательность которого выражена в форме закона субъекта Российской Федерации;
  3. Закон субъекта Российской Федерации;
  4. Международное соглашение, согласие на обязательность которого выражена в форме постановления высшего представительного органа субъекта Российской Федерации (если такая форма предусмотрена);
  5. Постановление высшего представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  6. Международное соглашение, согласие на обязательность которого выражена в форме акта главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  7. Нормативный указ (постановление) главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  8. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятые совместно или по согласованию;
  9. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятые в рамках надведомственных полномочий;
  10. Иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  11. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  12. Локальные нормативные правовые акты.

       Интерпретатор, уясняя смысл нормативного предписания, обязательно должен исходить из иерархического расположения источников российского  права. Лишь в таком случае толкование, которое он даст, не будет являться внутренне противоречивым[21,c.32].

     Также в романо-германской правовой системе  важным источником права являются международно-правовые акты и доктрина. Согласно п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, где говорится, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»[1]. Подобным договором является только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Это нашло отражение в формулировке Верховного Суда РФ, отметившего, что речь идет о международном договоре, "решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона". Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре. Так, правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию международных договоров обладают только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (единственное исключение из этого положения установлено ст. 16 Закона). Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово - экономических и иных последствий ратификации международного договора[9].

       Федеральный закон "О международных договорах  Российской Федерации" впервые в отечественном праве закрепляет положение, что вместе с осуществлением процедуры ратификации должны быть определены меры по обеспечению выполнения Россией ратифицируемого договора и выработаны механизмы защиты интересов России в связи с участием в ратифицируемом договоре. На международные договоры в полной мере распространяется положение Конституции Российской Федерации об обязательном опубликовании нормативных правовых актов и о неприменении любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).  Поэтому наиболее корректной представляется позиция исследователей, являющихся сторонниками трансформации положений международного права в национальную правовую систему (Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, Г.В. Игнатенко, И.И. Лукашук, Р.А. Мюллерсон, Г.И. Курдюков, А.М. Васильев).

       Включение норм международного права в национальную правовую систему опосредуется решениями  органов государственной власти страны. Ратификация и иные виды трансформации представляют собой механизм защиты национальной правовой системы от проникновения правовых положений, являющихся чужеродными для данной правовой системы. В известном смысле можно говорить о натурализации правовых норм в системе национального права.

     В ст. 125 Конституции РФ закрепляет положение о том, что не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, приоритет международных договоров не распространяется на Конституцию РФ. Более того, Конституционный Суд Российской Федерации согласно подп. "а", "г" п. 2 ст. 125 Конституции РФ вправе разрешать дела о соответствии не вступивших в силу международных договоров Конституции РФ[1].

     Для романо-германской системы характерно наличие частного и публичного права. Для России характерны следующие  направления в области частного права:

  1. Признание многообразия форм собственности и определяющего значения частной собственности, развитие отношений собственности;
  2. Развитие и создание юридических основ свободного предпринимательства. Рыночные отношения, т.е. имущественные, товарно-денежные отношения плюс налоговые, финансовые, трудовые, социальные и др., являются важнейшим источником частного права в России в материальном смысле;
  3. Появление ранее отсутствовавших институтов торгового права.

     В сфере публичного права утвердились  такие основополагающие признаки демократического правового государства, как:

  1. Конституционное провозглашение и практическая реализация принципа разделения властей;
  2. Конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан;
  3. Введение и развитие судебного конституционного контроля.

  Судебный  прецедент, как и в других странах  романо-германской семьи, в Российской Федерации источником права не признается. Однако судебная практика, официально обобщаемая и направляемая в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, играет исключительно важную роль в применении законодательства. Близкое к судебным прецедентам место в системе источников права занимают заключения Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения местных конституционных и уставных судов. Возможно, в реалиях современного периода прецедентная судебная система позволила бы в России существенно снизить влияние на судей различных внешних факторов — административного давления, коррупции и т. п. Россия — это страна, и порой очень трудно оценить, принято ли то или иное решение по внутреннему убеждению судьи или под влиянием упомянутых выше внешних факторов. Но всегда можно определить, соответствует ли оцениваемое решение уже сформированной прецедентной позиции.

Информация о работе Правовые системы современности