Правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ правовых систем современности.

Задачами данной курсовой работы является:
Рассмотрение теоретических аспектов, таких как понятие и классификации правовых систем;
Изучение общих характеристик основных правовых семей народов мира:
Романо-германская правовая семья;
Англо-саксонская правовая семья;
Славянская правовая семья;
Латиноамериканская правовая семья;
Скандинавская правовая семья;
Мусульманская правовая семья;
Семья индуисткого права;
Семья обычного права;
Дальневосточная правовая семья;

Содержание

Содержание: 2
Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация правовых систем 5
Глава 2. Общая характеристика основных правовых семей народов мира 9
Романо-германская правовая семья 9
Англо-саксонская правовая семья 10
Славянская правовая семья 11
Латиноамериканская правовая семья 12
Скандинавская правовая семья 13
Мусульманская правовая семья 14
Семья индуистского права 16
Семья обычного (адатного, традиционного) права 17
Дальневосточная правовая семья 18
2.10 Семья социалистического права 19
Глава 3. Правовая система России 21
Библиография 40
I Нормативные правовые акты 40
II Литература 41
III Периодическая печать 43
IV Интернет-ресурсы 44
Приложение 1. Правовые семьи на карте мира 46

Работа содержит 1 файл

Правовые системы современности.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

     Другая  особенность латиноамериканских государств - заимствование у США президентской  формы правления, конституции и  некоторых конституционных институтов. В целом сфера публичного права  у государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США.

     К числу особенностей латиноамериканской правовой системы следует отнести  значительную роль делегированного  законодательства, т.е. издание правительственных  актов в форме законов, что  объясняется длительными периодами правления военных и не функционированием парламентов.

     В федеративных государствах - Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Мексике - правовая система носит федеративный характер, но основную массу составляет федеральное  законодательство.

     Обычай как источник права играет разную роль в отдельных странах, например, в Аргентине его роль достаточно велика, а в Уругвае - меньше.

     Серьезное внимание уделяется институту судебного  контроля за конституционностью законов[17,с.197-198].

      1. Скандинавская правовая семья

     Скандинавская правовая семья охватывает четыре государства - Швецию, Норвегию, Финляндию и Данию и отличается большой самобытностью. Несмотря на близость к континентальной Европе, эти страны не восприняли в полной мере романо-германскую модель. Например, судебная практика играет в Скандинавских странах более существенную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье.

     Скандинавское право действует как единая система, для него характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех Скандинавских государствах. Это объясняется сходством их языка, культуры, исторического развития, географического положения и экономического потенциала, отсутствием в целом политических различий, что обеспечило тесное правовое сотрудничество данных государств.

     Для скандинавской правовой семьи характерно развитие кодифицированного законодательства, ему не присущ прецедент как источник права, не придается, как в английском праве, большое значение процедуре и процессуальным нормам[17,с.198].

      1. Мусульманская правовая семья

     Мусульманское право относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе.

     Особенности мусульманского права состоят в следующем:

  1. Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет мотивы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.
  2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран - священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источник - Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне также доминируют нравственно-религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Третий источник - Иджма - согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник – Кияс (Кийяс) - суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой. К второстепенным источникам относится закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.
  3. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона[17,с.199-200].

     Судоустройство по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел. Но к судьям предъявляются высокие квалификационные требования, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Некоторые мусульманские государства не знают иерархии судов, но в Судане, например, существует несколько судебных инстанций.

     Семейное  право представлено "правом личного  статуса" и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения.

     Семья мусульманского права включает Иран, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др. В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права значительно потеснены заимствованным романо-германским правом[17,с.199-200].

      1. Семья индуистского права

     Семья индуистского права распространена в Индии, а также среди индусов, проживающих в Пактстане, Бирме, Непале , Сингапуре, Малайзии, некоторых странвосточного побережья Африки, например Танзании, Уганды, Кении.

     Его нормами также руководствуются  отдельные этнические группы Бангладеш, Шри-Ланки и Гайаны.

     Индуизм сформировался в глубокой древности  – почти три с половиной тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве он выступает элементом государственно-правовых отношений современного общества.

     Особенности индуистcкого права:

  1. Тесная связь с религией;
  2. Источники права: Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащие по существу, правила поведения;
  3. Дхармашастры – свод различных правовых норм, выработанных древними жрецами;
  4. Оно обосновывает неравенство людей, основной догмой которого является положение о том, что все люди с рождения разделены на социальные иерархические группы – касты, каждая из которых имеет свои права;
  5. Делает невозможным переход из одной социальной группы в другую;
  6. Предусматривает комплекс обязанностей, а не субъективных прав;
  7. Законы резко ограничивают сферу действия традиций;
  8. Судьи в первую очередь руководствуются законами, а потом уже и прецедентами;
  9. Основываются на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества;
  10. Решения судов не являются источником права[23,с.144-145].
      1. Семья обычного (адатного, традиционного) права

     Семья обычного права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, в том числе государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др.

     Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил.

     Другая  особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права – идея примирения сторон, заинтересованных лиц.

     В обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права - семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности.

     В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права. После обретения африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других - временно сохранены, но в большинстве государств суды обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия)[17,с.200-201].

      1. Дальневосточная правовая семья

     Дальневосточная правовая семья включает Китай, Индонезию и др.

     Для данной правовой семьи характерно, во-первых, отрицательное отношение к праву вообще.

     Во-вторых, в дальневосточных обществах господствует идея примирения, добровольного соглашения сторон спора, т.е. конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны все другие способы разрешения конфликта.

     В-третьих, традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не являются нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить антиобщественный поступок.

     В-четвертых, большинству стран дальневосточного региона присуща идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества - семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений[17,с.201-202].

    2.10 Семья социалистического права

     Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии. Данная правовая семья имеет следующие отличительные особенности:

  1. Является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа;
  2. Носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, - пролетариата и крестьянства. В действительности формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийно-государственной верхушки;
  3. Устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства;
  4. Объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы населения;
  5. Императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения;
  6. Отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране;
  7. Отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;
  8. Провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в частности, за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;
  9. Централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ;
  10. Отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. Провозглашает свою исключительность[17,с.203].

Информация о работе Правовые системы современности