Правовые системы и правовые семьи. Правовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:21, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявление особенностей правовых семей мира, анализ правовой системы Росси.
Исходя из этой цели, возникают следующие задачи:
1. рассмотрение понятий правовой системы и правовой семьи;
2. рассмотрение различных подходов к классификации правовых семей;
3. изучение особенностей романо-германской, англосаксонской правовых семей, семей религиозного и социалистического права;
4. анализ правовой системы России;
5. изучение развития правовой системы России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие правовой системы и правовой семьи 5
1.2 Классификация правовых систем 6
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ
2.1. Романо-германская правовая семья 9
2.2. Англосаксонская правовая семья 13
2.3. Социалистическая правовая семья 23
2.4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

диплом чистовик.docx

— 92.02 Кб (Скачать)

      В развитии иудейского права существовали противоречия, возникающие из-за множественности религиозных течений и доктрин, из-за внутриполитической раздробленности древних иудеев. Противоречия также были связаны с внешним противодействием развитию иудейского права и с открытой борьбой иудаизма с другими религиями. Древние иудеи очень враждебно относились к язычеству и исповедующим его народам, что, конечно же, порождало ответную реакцию.

      Иудейское право - комплекс обязанностей, охватывающий все аспекты еврейской жизни. В первую очередь, этот комплекс относится к нормам публичного права. По отношению к иудейской вере главной обязанностью для иудея является строгое соблюдение религиозных канонов и верность Богу41. Есть группа обязанностей, связанных с обязательным соблюдением религиозных праздников42. Существуют обязанности, связанные с жертвоприношениями и строгим их соблюдением43.

      Иудейское право имеет специфические функции. Прежде всего, это функции, связанные  с формированием еврейского сообщества и поддержанием его в духовно-нравственном и религиозном единении. Иудейское право влияет на экономическую, политическую, социальную сферы жизни общества. Существует группа функций, которая связана с воздействием на современное израильское право.

      В отличие от других правовых систем, иудейское право определенным образом  воздействует, но не регулирует прямо  все общественные отношения израильского общества. Основным объектом регулирования  являются брачно-семейные отношения.

      Иудейская правовая система имеет следующие  источники права: Библия, Талмуд, религиозные  традиции и обычаи, правовая доктрина. Библия – сборник религиозных сочинений разных периодов и разного характера с VIII века до н. э. по II век н. э., состоящая из двух частей – Ветхого и Нового Заветов44.  Талмуд – свод толкований Ветхого завета и предписания (религиозные, нравственные, бытовые), основанные на этих толкованиях45. Важными источниками являются религиозные традиции и обычаи, влияющие непосредственно на иудейское общество и регулирующие общественные отношения через нормы светского права. Доктрина – один из древнейших источников, представляет собой писания богословов, раввинские идеи относительно толкования библейских текстов.

      Характерной особенностью иудейского права является его достаточно долгий и противоречивый процесс становления и развития, сопровождающийся часто противоречащими  друг другу толкованиями норм права. Иудейское право носит преимущественно  императивный характер, в его системе  гораздо больше запретов, ограничений, требований и обязанностей, чем прав и свобод. Иудейское право многофункционально, но его прямое воздействие на израильское общество очень ограниченно. Для религиозно-правовой системы иудейское право очень органично сочетается со всей остальной израильской правовой системой. Иудейская правовая система имеет особые, специфические источники права (Библия, Талмуд, религиозные традиции и обычаи, особая правовая доктрина). 

3. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА  РОССИИ 

     3.1. Понятие и элементы правовой системы Росси 

         3.1.1 Понятие правовой системы России 

     В отечественной юриспруденции вопросы  правовой системы общества стали  интенсивно разрабатываться в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Правоведы отметили, что к этому времени в юридической науке сложилась ситуация, когда аналитические разработки в праве перешагнули через наличные теории и накопленный теоретический материал в них уже не укладывается. Другими словами, возникла насущная потребность в синтезе правовой мысли, в объединении накопленных знаний и создании целостной, системной картины правового регулирования.

     Научное решение отмеченной проблемы возможно лишь на основе общей теории систем, которая в методологическом плане  имеет название системного подхода. Понятие «правовая система» должно быть результатом системного подхода ко всей правовой действительности как к единому объекту, результатом проекции на правовую действительность системных категорий, прежде всего понятия «система». В итоге такого подхода должны быть отсечены ненужные, лишние компоненты и отношения правовой реальности и сформированы необходимые новые, отвечающие системной природе нового образования. Критерием отбора элементов в правовую систему является ее непосредственная цель – правовое регулирование поведения.

     Понятие «правовая система» относится к  разряду юридических предельно широких понятий (категорий), таких же, как «правовая надстройка», «правовая действительность (реальность)» и др. И в этом плане правовую систему следует отличать от системы права. Понятие «система права» предназначено для того, чтобы раскрыть внутреннюю сторону объективного права, охарактеризовать его состав (элементы) и структуру (целесообразные связи между элементами). Когда же мы говорим о правовой системе, то объективное право само входит в нее в качестве элемента, хотя и особого.

     Особая  роль объективного права в правовой системе состоит в том, что  все остальные элементы правовой системы «вытекают» из объективного права в процессе правового регулирования  и так или иначе связаны  с ним.

     В частности, современная российская правовая система организована на федеральной  основе. В каждой республике, иных субъектах  Федерации – своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты. Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках – ныне суверенных государствах. В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны. В Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы»46. Это и понятно – любое национальное право тысячами нитей связано с межнациональным, как сгустком длительного коллективного опыта. Такое взаимодействие отражает современные мировые интеграционные процессы.

     Российская  правовая система переживает трудный  период своего становления и развития. Она постепенно преобразуется, избавляется  от пороков тоталитарного режима, деформаций и наслоений прошлого, приобретает более глубокие демократические и гуманистические черты. Но в целом ее главные недостатки пока сохраняются. Это – слабая эффективность, незавершенность, разбалансированность, неспособность успешно выполнять присущие ей регулятивные и охранительные функции, несоответствие новым условиям, рыночным отношениям. Процесс ее обновления – в начале пути.

     «Хотя действующая Конституция была принята  еще в 1993 г., правовая система страны полностью не сложилась. Главная причина состоит в том, что Россия все еще находится на переходном этапе. Нынешняя правовая реформа может принести успех только и том случае, если она найдет ответы на главные вопросы, которые ставит жизнь».

     Одна  из задач проводимых демократических  преобразований в России – создание устойчивой, четко работающей и эффективной правовой системы, в центре которой должен стоять человек. С другой стороны, сама правовая система – мощный инструмент этих преобразований, нормативная база, опора всех реформ. 

         3.1.2 Элементы правовой системы России 

     Элементами  правовой системы является все то, что необходимо для процесса правового регулирования. Однако иногда круг элементов правовой системы авторы необоснованно расширяют. Элемент – это необходимая, функциональная единица системы. А необходимая и достаточная совокупность элементов системы называется ее составом.

     Надо  заметить, что нет оснований относить к элементам правовой системы  правовые понятия и юридическую  науку в целом. Правовая система  для науки выступает как объект отражения, а значит находится за ее пределами.

     Перечислить все без исключения элементы правовой системы достаточно сложно, да в  этом и нет особой необходимости. Здесь важен сам принцип отбора явлений в правовую систему. В  нее должно войти все из мира правовых явлений, что необходимо для нормального  процесса правового регулирования. Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых средств, необходимых и достаточных для правового регулирования поведения. Разумеется, что это – нормы права, правоотношения, юридические факты, правовые акты (нормативные и индивидуальные), законность, правосознание, правовая культура, правосубъектность, меры правового принуждения и др. 

     Характеризуя  элементный состав правовой системы, авторы обычно выделяют самые разнообразные  наборы компонентов. Однако и он наряду с четко оформленными главными конструктивными элементами правовой системы включает иные элементы, из которых складывается подвижная, динамическая часть системы, конкретно не называя их. По иному подходит к разграничению правовой системы и правовой надстройки Н.И. Матузов.47 Он считает, что правовая система богаче, чем надстройка, так как включает правовые состояния, режимы, процессы, статусы. Однако думается, что дело тут вовсе не в элементном составе.

     Правовая  система неоднородна (гетерогенна), но относительно стабильна за счет своих внутренних, системообразующих связей. Это открытая система, развивающаяся за счет движения правосознания, трансформации правоотношений, изменения правовых норм, под влиянием внешних импульсов, исходящих от общества. Внешняя связь со средой осуществляется через правосознание и правовую практику. Социальные импульсы преобразуются в ней в процессе правового регулирования, которое стабилизирует общество, обеспечивая его развитие. Если такая цель системы достигается, то можно говорить о действенности правового регулирования. Цель коррелирует с принципами и нормами системы. Однако ее рациональное изложение в законодательстве нельзя абсолютизировать. Это связано с тем, что правовая система на входе и выходе связана с фактически складывающимися отношениями, которые законодатель может познать с той или иной степенью объективности, привнося в них значительный идеологический момент, субъективную направленность. Все это может привести к рассогласованию и правовой системы, и предмета регулирования, например волюнтаристское декретирование и т.п.

     На  самом общем уровне выявляются следующие  элементы структуры правовой целостности – сфера сознания (правосознание), сфера практической деятельности (правоотношения) и сфера объективированных форм сознания и деятельности (правовые нормы и акты).

     Каждая  из указанных сфер образует соответствующую  ей подсистему элементов, имеющую свою структуру и функциональную нагрузку. Так, содержательный момент правовой системы характеризует подсистема действующих в обществе правовых норм, охватываемая понятием системы права. Последняя, в отличие от двух других, обладает четкой формализованностью своей структуры, однородностью, относительной устойчивостью и стабильностью. Такую целостность называют гомогенной. Система права однородна (в пределах одного уровня исследования) и состоит из правовых норм, единообразных по своей «материи», структуре, форме, общеобязательности и т.д. Изменения в ее содержании и структуре регламентированы во времени и по процедуре. Однако система права, рассмотренная в ином аспекте, а именно с точки зрения форм выражения правовых норм (источников права), не будет однородной. Ее компоненты – договор, прецедент, традиционное право, закон и т.д. Именно в этом плане и на таком уровне иерархии правовых явлений находится понятие «система законодательства», отражающее подсистему форм выражения права, его источников соответствующего вида. Уяснение этого положения снимает с повестки дня значительную часть споров по проблематике «система права и система законодательства».

     Система правовых норм является концептуальной по своей природе, ибо ее элементы представляют собой логические модели общего характера. Этим определяются закономерности ее функционирования и развития. Система же законодательства имеет искусственную природу и представляет собой систему внешних (словесно-документальных) форм выражения правовых норм.

     Правовые  акты – средства документально формализованной фиксации не только самого объективного права, но и этапов правовой деятельности, отражающих определенную ступень (стадию) становления и реализации права. Система правовых актов исторически складывается в любом цивилизованном обществе, поскольку обеспечивает потребность упорядоченности, единообразия процедурных процессов (порядка) правового регулирования. В силу своей природы и функций система актов должна развиваться в направлении логической законченности, непротиворечивости, целостности. Такая система должна нести в себе оптимальные рычаги стабильности, четкости и ясности, иерархичности и непротиворечивости. Это достигается благодаря всей системе правотворчества, целенаправленной, рациональной системной обработке актов, их инкорпорации и кодификации. Важную роль при этом играет юридическая техника, значение которой в условиях усложнения социальных процессов и активизации законодательной деятельности возрастает.

     Существует  не только законодательная техника, но и юридическая техника вынесения актов применения норм права. Строительство правового государства предполагает безусловное сосредоточение нормотворческой деятельности в представительных органах государственной власти. На органы государственного управления возлагаются в основном исполнение и организация выполнения того, что установлено в качестве закона. Наряду с нормативной основой в структуру правовой системы входит правосознание, представляющее целостность многообразных взглядов, идей, теорий, в одном аспекте группирующихся в правовую идеологию и правовую психологию, в другом – в индивидуальное и общественное правосознание. Данный структурный элемент тоже выполняет определенную функциональную нагрузку в правовой системе, в частности обеспечивает отражение, оценку, передачу социальной информации, а также ее преобразование в правовой сфере. Правовая деятельность может быть выделена как третий структурный блок правовой системы. Она представляет собой социально и юридически значимую человеческую активность. Элементом такой системы может рассматриваться правовое действие или бездействие субъекта права, предусмотренное системой правовых норм и имеющее правовые последствия (права, обязанности, санкции и т.д.). В содержательном плане правовая деятельность распадается на нормотворчество, соблюдение и исполнение законов, выполнение обязанностей и использование прав, толкование норм права и их применение. Все перечисленные и иные виды деятельности, имеющей правовое значение, взаимно переходят друг в друга, и их можно выделить в теоретическом исследовании лишь по основной операционной функции – создание норм, их объяснение, совершение или не совершение действий, ими предписанных.

Информация о работе Правовые системы и правовые семьи. Правовая система России