Правовые системы и правовые семьи. Правовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:21, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявление особенностей правовых семей мира, анализ правовой системы Росси.
Исходя из этой цели, возникают следующие задачи:
1. рассмотрение понятий правовой системы и правовой семьи;
2. рассмотрение различных подходов к классификации правовых семей;
3. изучение особенностей романо-германской, англосаксонской правовых семей, семей религиозного и социалистического права;
4. анализ правовой системы России;
5. изучение развития правовой системы России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие правовой системы и правовой семьи 5
1.2 Классификация правовых систем 6
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ
2.1. Романо-германская правовая семья 9
2.2. Англосаксонская правовая семья 13
2.3. Социалистическая правовая семья 23
2.4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

диплом чистовик.docx

— 92.02 Кб (Скачать)

      Социалистическое право сохранило понятийный аппарат романо-германской правовой семьи и внешне ее структуру, такую же концепцию правовой нормы. Но есть и важные отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Конституционное право коренным образом отличается от конституционного права западных стран. Это выражается в том, что ведущая роль отведена коммунистической партии, а власть находится в руках советов всех уровней30.

      Основным источником социалистического права являлось на первых порах революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, якобы выражающие волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией, а на самом деле  интересы партийной номенклатуры31.

       Социалистическое право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. В своих работах советские авторы всегда ссылались на К. Маркса и Ф. Энгельса, труды и речи советских руководителей, программу и решения коммунистической партии. Теоретически партийно-административные решения не образуют право, но в СССР закон подменялся именно ими.

      Оригинальность советского права выражается также и в том, что здесь нет деления на публичное и частное право. Воодушевленный марксистской доктриной, В. И. Ленин писал: «Мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное»32.

      Так как в СССР право являлось аспектом политики, то очень большое число законов и норм имело императивный характер, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права33.

      Система советского права по внешнему виду сходна с романо-германским правом, однако есть и важные отличия. Социалистическое право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. Социалистическая правовая семья, отличалась господством публичного права над частным. Закон в странах соцлагеря заменялся партийно-административным решением, судебный прецедент не являлся источником права. Очень большое число законов и норм имело императивный характер. 

      2.4. Семья религиозного права 

          2.4.1. Особенности мусульманского права 

      Мусульманское право представляет собой систему  норм, выражающих в религиозной форме  волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались  и поддерживались демократическим  мусульманским государством34. Сложившись еще в VII – X веках в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, мусульманское право неизменно выступает как одна из сторон ислама.

      Согласно  догмам ислама, мусульманское право  происходит от Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества через пророка  Мухаммеда, личность которого занимает важное место в религиозной доктрине ислама.

      Основной  источник – Коран, главная священная  книга мусульман, в которой собраны в основном заповеди общего характера относительно молитвенных ритуалов, поста, паломничества. Мусульманские юристы не воспринимают Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса права, так как отдельные положения, содержащиеся в нем, недостаточны для кодификации. Коран является моральной и религиозно-философской основой мусульманского права. Большинство норм Корана очень обширно и неимперативно: это оставляет огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы35.

      Также важнейшим источником является Сунна  – сборник адатов, традиций относительно действий и высказываний Мухаммеда, обработанных известными в VII – IX века богословами и юристами. Сунна – своеобразный итог толкования Корана, она не содержит каких-либо ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон.

      Иджма – согласованное заключение древних правоведов об обязанностях правоверных. Она выступает в качестве своеобразного способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы36.

      В юридической литературе относительно мусульманского права говорится  об ограниченном характере аналогии37.

      Согласно  теории мусульманского права государство  не может создавать право, законодательствовать. В лице своего главы оно может  лишь издавать административные акты и следить за правильным осуществлением правосудия.

      Приспособление  мусульманского права к изменяющимся условиям происходило не только при  помощи актов суверена, но и при  помощи обычаев, соглашений, юридических стратагем и фикций. Не все обычаи согласуются с мусульманским правом, те же, которые согласуются, дополняют его и расширяют сферу его применения. Так же, как и обычаи, соглашения не являются источниками права, однако играют важную роль в его эволюции. Суть стратагем и фикций заключается в том, чтобы учитывать, прежде всего, букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права38.

      В последнее время в сферах, которые  не затрагивают персональный статус (лицо, семью, наследование), применение норм мусульманского права уступило место применению норм, заимствованных в романо-германской или англосаксонской  семьях. Во многих мусульманских странах  вестернезированы конституционное, административное, уголовное, трудовое права39. В связи с этим произошел упадок традиционных судов. Для применения шариата, как и для применения современных кодексов, теперь приходится обращаться к юристам, получившим западное образование. Это ситуация угрожает мусульманскому праву гораздо больше, чем принятие кодексов.

      Превалирующими  источниками мусульманского права  являются Коран, Сунна, Ижма, важную роль играет правовая доктрина. Большинству правовых норм присущи чрезвычайная архаичность и казуистичность. В мусульманском праве отсутствует деление права на публичное и частное. В некоторых странах мусульманского мира наблюдается сосуществование кодексов западного образца и правил шариата. 

          2.4.2 Особенности иудейского права 

      Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Началом становления и развития иудейской правовой системы считают приблизительно I век до н. э.

      В научной литературе существует несколько  вариантов деления всей истории  развития еврейского общества, государства  и правовой системы на этапы. Например, Д. Рид выделяет пять периодов: «эпоха левитов» (до середины I века до н. э.), «эпоха фарисеев» (II век до н. э. – II век н. э.), «эпоха талмудистов» (II век – XVIII век), «промежуточный» период (XIX век) и «эпоха сионизма» (с XX века)40.

Информация о работе Правовые системы и правовые семьи. Правовая система России