Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа
Правовой статус судей - это установленная законом совокупность прав, обязанностей и ответственности судей, а также гарантий их независимости при осуществлении правосудия.
Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьи Конституционного Суда РФ также назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и
учебными заведениями.
Судьи других федеральных судов - арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции, в т.ч. военных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.
Порядок наделения полномочиями мировых судей устанавливается ст. 6 Закона "О мировых судьях РФ" и законами соответствующих субъектов РФ. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Отличия от предписаний федеральных законов принципиального характера не имеют.
Порядок назначения на должность председателей, заместителей председателей и других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами субъектов РФ.
Ст. 6_1 Закона "О статусе судей РФ" и ст. 23 Закона "О Конституционном Суде РФ", установлены особые правила наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов.
Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель избираются на пленарном заседании из числа судей этого суда тайным голосованием большинством от общего числа судей Конституционного Суда РФ сроком на три года.
Председатель Верховного Суда РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Их заместители назначаются в том же порядке, только представление Президента РФ об их назначении должно быть основано на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя
Высшего Арбитражного Суда РФ.
Председатели,
заместители председателей
Председатели,
заместители председателей
Завершающим
этапом наделения кандидата полномочиями
судьи является принесение присяги. Судья
считается вступившим в должность с момента
принесения им присяги, а при вступлении
в должность судьи лица, ранее приносившего
присягу, — со дня его назначения (избрания)
на должность судьи. Судья, впервые назначенный
на должность, приносит в торжественной
обстановке присягу следующего содержания:
"Торжественно
клянусь честно и добросовестно
исполнять свои обязанности,
осуществлять правосудие,
подчиняясь только закону,
быть беспристрастным
и справедливым, как
велят мне долг судьи
и моя совесть" ст. 8 Закона РФ "О
статусе судей в Российской Федерации".
Для судей Конституционного Суда РФ установлен
несколько иной текст присяги, с учетом
специфики осуществляемых этими судьями
полномочий "Клянусь
честно и добросовестно
исполнять обязанности
судьи Конституционного
Суда Российской Федерации,
подчиняясь при этом
только Конституции
Российской Федерации,
ничему и никому более" ч. 2 ст.
10 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде в РФ".
Срок полномочий судей. Основания и порядок приостановления и
прекращения
полномочий судей.
Полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом "О статусе судей в РФ". Статьей 12 Закона "О Конституционном Суде РФ" предусмотрено, что судьи Конституционного Суда РФ назначаются сроком на 15 лет, назначение их на второй срок не допускается.
Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, за исключением судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи. В Определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2000 г. №87-О по данному вопросу указано следующее: "По своей правовой природе этот срок имеет, по существу, значение предварительного испытательного срока, направленного, в частности, на выявление обстоятельств, которые могут препятствовать дальнейшему назначению того или иного судьи на должность без ограничения срока полномочий и которыми должны обосновываться решения соответствующих органов и должностных лиц об отказе в представлении для назначения судьи на должность без ограничения срока. При этом в течение и в пределах трехлетнего срока полномочий впервые назначенным судьям обеспечиваются все установленные для судей гарантии независимости в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами; у них также сохраняется право в дальнейшем вновь выдвинуть свою кандидатуру на должность судьи"
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.
Срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Предельный возраст пребывания в должности судьи - 65 лет, судей Конституционного Суда РФ – 70 лет.
Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, со дня его назначения (избрания) на должность судьи.
Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным ст. 13 и 14 Закона "О статусе судей в РФ".
Приостановление полномочий – это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
В
отношении судей
Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье, заработной платы или уменьшение ее размера, снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия, а в отношении судей Конституционного Суда - по решению этого Суда.
Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей на постоянной основе. Полномочия судьи прекращаются соответствующими квалификационными коллегиями судей по следующим основаниям:
В отношении судей Конституционного Суда РФ их полномочия могут быть прекращены по решению Конституционного Суда РФ ввиду неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, а также по решению Совета Федерации ввиду нарушения порядка назначения судьи на должность и в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи.
Решение
о прекращении полномочий судей
гражданских, военных и арбитражных
судов принимается
При отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
Полномочия
председателей и заместителей
председателей судов
прекращаются по истечении срока, на который
они были назначены. При этом за ними сохраняются
полномочия судьи суда, в котором они замещали
должность председателя, заместителя
председателя суда.
Гарантии
независимости судей.
Под гарантиями независимости судей следует понимать меры правового, организационного и материального характера, призванные обеспечивать независимое положение судей при осуществлении ими правосудия.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотрены Законом "О статусе судей в РФ". Они распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены или снижены иными нормативными актами. К гарантиям независимости судей относятся:
1. Установленная законом процедура осуществления правосудия, в т.ч. запрет под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия. Ст. 1 Закона "О статусе судей в РФ" устанавливает, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, общественных объединений, других юридических и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность. Согласно ст. 10 Закона "О статусе судей в РФ" всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Судебное разбирательство происходит в условиях, обеспечивающих надлежащий порядок в судебном заседании и безопасность участников процесса. Участники процесса и все присутствующие в зале судебного заседания граждане обязаны соблюдать установленный порядок в судебном заседании. Порядок судебного разбирательства обеспечивается судебными приставами. Распоряжения председательствующего судьи и требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания. При нарушении порядка в судебном заседании, неподчинении распоряжениям председательствующего или судебного пристава лицо, присутствующее в зале судебного заседания, предупреждается о недопустимости такого поведения, в случае неподчинения удаляется из зала судебного заседания, на него судом может быть наложено денежное взыскание (штраф). В случае если в действиях лица, нарушающего порядок в судебном заседании, имеются признаки преступления, судья направляет соответствующие материалы прокурору для возбуждения уголовного дела в отношении нарушителя (ст. 258 УПК РФ, ст. 159 ГПК РФ, ст. 154 АПК РФ). Процессуальное законодательство запрещает вышестоящим судебным инстанциям давать такие указания нижестоящим инстанциям, которые противоречат самостоятельности суда и независимости судей при осуществлении правосудия. Так, ч. ст. 386 УПК РФ устанавливает, что при отмене приговора и направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы: