Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа
Правовой статус судей - это установленная законом совокупность прав, обязанностей и ответственности судей, а также гарантий их независимости при осуществлении правосудия.
Нарушение судьей указанных выше требований, невыполнение им своих обязанностей, совершение судьей должностного или иного проступка влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством при соблюдении установленных гарантий его неприкосновенности. При этом учитываются все обстоятельства совершенного проступка, его тяжесть и ущерб, причиненный авторитету судебной власти. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи, умалившего авторитет судебной власти, квалификационная коллегия судей может прекратить его полномочия в порядке, установленном Законом "О статусе судей в РФ". В соответствии с примечанием к ст. 4 Кодекса чести судьи РФ под проступком, позорящим честь и достоинство судьи, понимается такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.
Статус судей в Российской Федерации определяется Законом РФ от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации", являющемся основополагающим документом, регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий, а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.
При характеристике правового положения судей весьма важно иметь в виду, что статус в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают. Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, поставлены в абсолютно одинаковые условия. Различия существуют, например, в статусе судей Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, военного и гражданского и т. д. У них свои участки работы, а, следовательно, свой круг полномочий, однако если это санкционируется законом.
Правовое положение судьи - это не только совокупность его общих и специальных прав и обязанностей. Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность и наделения его соответствующими полномочиями. Всю совокупность прав и обязанностей, определяющий статус судей, можно сгруппировать в несколько блоков:
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ
СУДЕЙСКОГО КОРПУСА.
Требования, предъявляемые к кандидатам.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, и порядок назначения судей на должность установлены ст. 119 и 128 Конституции РФ, ст. 13 Закона "О судебной системе РФ", ст. 4-6 Закона "О статусе судей в РФ", ст. 8 и 9 Закона "О Конституционном суде РФ", ст. 27 Закона "О военных судах РФ", ст. 5 и 6 Закона "О мировых судьях в РФ". Требования, установленные законом к кандидатам на должность судьи, можно подразделить на несколько групп:
Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи установлены ст. 119 Конституции РФ, где сказано, что судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами. В развитие данной конституционной нормы ст. 4 Закона "О статусе судей в РФ" определяет, что судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. Данные требования конкретизируются применительно к кандидатам на должности судей, в зависимости от положения соответствующего суда в судебной системе РФ:
- судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;
- судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;
- судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 7 лет;
- судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
При этом в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования государственных должностях в органах государственной власти и местного самоуправления, в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно - исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.
Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ. Так, Закон "О Конституционном Суде РФ" в ст. 8 помимо требований к гражданству, наличию высшего юридического образования, возраста и стажа работы устанавливает дополнительные требования к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ – у кандидата должна быть безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права.
Ст. 27 Закона "О военных судах РФ" устанавливает дополнительные требования к кандидатам на должность судьи военного суда: кандидат не должен совершить порочащих его поступков, должен иметь офицерское звание и заключить контракт о прохождении военной службы. Дополнительные требования к кандидатам на должности судей
конституционных (уставных) судов субъектов РФ могут устанавливаться также законами субъектов РФ.
Несмотря на то, что в ст. 4 закона "О
статусе судей в РФ" не указаны требования
к состоянию здоровья
кандидатов на должность судьи, из содержания
ст. 4_1 данного Закона можно сделать вывод,
что общим для всех кандидатов в судьи
является требование, об отсутствии у
них заболеваний, препятствующих назначению
на должность судьи. Указанная статья
с целью обеспечения соблюдения данного
требования предусматривает обязательное
проведение предварительного медицинского
освидетельствования кандидатов на должность
судьи2.
Порядок
отбора кандидатов.
Ст. 5 Закона "О статусе судей в РФ" определяет порядок отбора кандидатов на должность судьи. Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе. Председатель
суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Любой гражданин, отвечающий требованиям установленным законом к кандидатам на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей субъекта РФ, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии. Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное Постановлением Высшей квалификационной коллеги судей РФ от 15 мая 2002 г. регулирует порядок образования таких комиссий и организацию их работы, а также порядок проведения квалификационных экзаменов на должность судьи.
Экзаменационные комиссии состоят при соответствующих квалификационных коллегиях судей и образуются из числа наиболее опытных судей. В состав этих комиссий могут входить ученые-правоведы и преподаватели юридических дисциплин. Экзамен проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит 3 вопроса по различным отраслям права и 2 задачи из судебной практики. По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа. На подготовку к ответам по вопросам билета, включая решение задач и составление процессуальных документов, отводится не менее двух часов. Во
время экзамена кандидат вправе пользоваться сборниками нормативных правовых актов и справочными материалами. Оценки, выставленные по каждому вопросу билета и по письменному заданию, а также по результатам экзамена, отражаются в протоколе заседания экзаменационной комиссии, к которому приобщается письменная работа претендента. По итогам экзамена принимается решение о сдаче или не сдаче квалификационного экзамена на должность судьи суда соответствующего вида и уровня. Лицу, сдавшему квалификационный экзамен, выдается удостоверение об этом, а также выписка из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками.
Результаты
квалификационного экзамена действительны
в течение трех лет после его сдачи,
а после назначения гражданина на должность
судьи - в течение всего времени пребывания
его в качестве судьи.
Порядок
наделения кандидатов
полномочиями судьи.
Порядок наделения судей полномочиями установлен ст. 128 Конституции РФ, ст. 6 Закона "О статусе судей в РФ", ст. 9 Закона "О Конституционном Суде РФ". При этом назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентами на должность судьи. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов
проверки достоверности представленных ими документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи. В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в судебном порядке.
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на
должность судьи.