Правовой статус судей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Правовой статус судей - это установленная законом совокупность прав, обязанностей и ответственности судей, а также гарантий их независимости при осуществлении правосудия.

Работа содержит 1 файл

Прававой статус судей.docx

— 76.01 Кб (Скачать)

                           ВВЕДЕНИЕ.

    СУДЬЯ - должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти. Согласно Закону РФ "О статусе судей в РФ" от 28 июня 1992 г. Судья являются лица, в конституционном порядке наделенные полномочиями осуществлять правосудие; исполняют свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами РФ, а в случаях, ими предусмотренных, - также законами субъектов РФ. Согласно ст. 119 Конституции РФ судьи могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Конституция РФ устанавливает следующие принципы статуса судьи: независимость и подчинение только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемость, неприкосновенность. Судьи высших судебных органов РФ (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов - непосредственно Президентом РФ.

    Совокупность  признаков, раскрывающих государственную и профессиональную характеристику судьи, можно сформировать на основе предписаний закона и предложенного определения. Часть 1 ст. 11 ФКЗ РФ "О судебной системе РФ" и части 3 ст. 1 Закона РФ "О статусе судей в РФ" устанавливают законодательные положения характеризующие судью.

    Лицо, прошедшее установленную федеральным  законом процедуру отбора, назначаются на должность и наделяются соответствующими полномочиями осуществлять правосудие, становиться судьёй. Судья является государственным должностным лицом, правомочным от имени России принимать решения по конкретным рассматриваемым делам и решаемым вопросам. Он обладает статусом государственного служащего. В федеральных судах судьи имеют не только статус федерального служащего, но и специальный профессиональный статус, связанный с должностью судьи и его процессуальным положением.

    Процессуальные  полномочия судьи при осуществлении  правосудия определяется соответствующими нормативными актами, регламентирующими порядок различных видов судопроизводства: ФКЗ РФ "О Конституционном Суде РФ", АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ.

    В целом правовое положение судей  в государстве и в соотношении  с должностными лицами исполнительной и законодательной власти определяется как правовой статус.

    Правовой  статус судей - это установленная законом совокупность прав, обязанностей и ответственности судей, а также гарантий их независимости при осуществлении правосудия.

    Основы  статуса судей установлены ст. 119 - 122 Конституции РФ, главой 2 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Кроме того, Советом судей был принят "Кодекс чести судьи РФ", который в соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» и в развитие его положений устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи Российской Федерации, независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. Данный документ является не источником права, а сводом правил корпоративной этики судей.

 

                 

                 ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ.

                  СУДЕЙСКИЙ КОРПУС.

    Правосудие  в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и Федеральным конституционным  законом "О судебной системе РФ". В Российской Федерации не допускается  создание иных судов. Правосудие осуществляется только Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, военными судами, мировыми судьями, федеральными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Не могут осуществлять правосудие никакие иные государственные или негосударственные органы.

    Подобно тому, как судебная система РФ есть совокупность судов Российской Федерации, учреждённых в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", совокупность государственных служащих - судей, наделённых в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе, принято называть судейским корпусом. Его состав охватывает всех судей - от Председателя и членов Конституционного Суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции. В их число входят также судьи, пребывающие в отставке.

  Исключительно судейскому корпусу, действующему не редко  с представителями народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей, принадлежит судебная власть. Её реализация является гарантом прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка, и важным фактором демократизации общества на основе принципа разделения власти. Система разделения властей предполагает не только разделение, но и взаимное сдерживание, взаимный контроль государственных органов. В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти — законодательную (представительную) и исполнительную, что называется " системой сдержек и противовесов". Судейскому корпусу в этой системе при определённых обстоятельствах принадлежит ведущая роль.

    Особенность возлагаемых на суд и судейский  корпус задач - отправление правосудия, осуществление судебного и конституционного контроля предопределяет отличие положения, статуса судей от положения других государственных учреждений и их должностных лиц. Они наделены присущими только им правами и обязанностями, которые не свойственны другим государственным служащим и гражданам. Данные обстоятельства обуславливают и ряд требований, предъявляемых к членам судейского корпуса - судьям, как в профессиональной, так и внеслужебной деятельности. О них можно судить по ряду положений одобренного 30 июня 1993г. Вторым Всероссийским съездом судей Кодекса чести судьи РФ1, в частности по положениям его (ст. 1-3):

    "... Ст. 1. Общие требования, предъявляемые к судье.

    1. В своей деятельности судья  обязан руководствоваться наряду  с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

    2. Выполнение  обязанностей по осуществлению  правосудия должно иметь для судьи приоритетное значение над иными занятиями.

    3. Судья должен избегать всего  того, что могло бы умолить  авторитет  судебной власти. Он не вправе причинить ущерб престижу своей профессии  в угоду личным интересам или интересам других лиц.

    4. Судья в любой ситуации должен  сохранять личное достоинство,  заботится о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

    Ст. 2. Правила осуществления профессиональной деятельности судьи.

    1. Судья обязан быть беспристрастным,  не допуская влияния на свою  профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых.

    2. Судья при принятии им решений по делу должен быть свободным от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности.

    3. Судья должен поддерживать свою  квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего выполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

    4. Судья должен проявлять терпение, сдержанность, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении своих служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда.

    5. Судья обязан хранить профессиональную  тайну в отношении информации, полученной в ходе выполнения своих служебных обязанностей. Судья не в праве делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в процессе по делам, находящихся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступивших в законную силу, и действия своих коллег.

    6. Судья должен с уважением и  пониманием относится к стремлению  средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, если это не будет мешать проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд.

    7. Судья должен добросовестно исполнять  свои профессиональные обязанности и принимать необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

    Ст. 3. Внеслужебная деятельность судьи.

    1. Внеслужебная деятельность не  должна вызывать сомнений в  его объективности,  справедливости и неподкупности.

    2. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, если это не противоречит требованиям Закона РФ "О статусе судьи в РФ" и настоящего кодекса.

    3. Судья может участвовать в  общественной деятельности, е6сли  это не наносит ущерб авторитету  суда и надлежащему выполнению  судьёй своих профессиональных  обязанностей.

    4. Судья может участвовать в публичных заседаниях или контактировать иным образом с органами законодательной и исполнительной власти или их должностными лицами по вопросам, касающимся права, правовой системы или осуществления правосудия, если при подобных контактах не оказывается давление на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей  и не возникает сомнения в него объективности.

    5. Судья не вправе принадлежать  к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

    6. Судья должен избегать любых  личных связей, которые могут  причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

    7. Судья должен воздерживаться  от финансовых и деловых связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать ему, должным образом, выполнять свои обязанности..."

    Европейская хартия о статусе судей, принятая на многосторонней

встрече, организованной Советом Европы и состоявшейся в  Страсбурге 8-10 июля 1998 г., устанавливает, что статус судей призван обеспечивать компетентность, независимость и  беспристрастность, которых любой  человек законно ожидает от судебных органов и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Хартия предусматривает  следующие основные положения, касающиеся закрепления статуса и гарантий независимости судей в законодательстве:

  1. Создание профессиональных организаций судей, способствующих защите судей.
  2. Требования к кандидатам на должность судьи могут быть связаны с наличием юридического образования и стажа работы, и не могут быть обусловлены половой,  этнической или социальной принадлежностью, философскими, политическими или религиозными убеждениями кандидата.
  3. Решение о назначении судьи должно приниматься независимой инстанцией исполнительной или законодательной власти, в рамках которой заседает по меньшей мере половина судей.
  4. Судья должен воздерживаться от любого поведения, способного реально нарушить веру в его беспристрастность и независимость.
  5. Применение мер ответственности к судье возможно лишь с согласия судебного органа или независимой инстанции, включающей не менее половины судей.
  6. Уровень оплаты труда судьи и предоставления иных социальных гарантий должен обеспечивать независимость судьи, чтобы защитить судью от давления, нацеленного на то, чтобы оказать влияние на его решение. Государство должно обеспечить судье средства, необходимые для успешного выполнения его задач, и, в частности,  для рассмотрения дел в разумные сроки.
  7. Судьям должно быть гарантировано поддержание определенного уровня и углубления знаний, необходимых для выполнения их полномочий, путем регулярного допуска к профессиональному образованию, расходы по которому несет государство.

Информация о работе Правовой статус судей