Правовой статус Союзного государства России и Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало всестороннее и комплексное исследование правового регулирования вопросов создания и функционирования Союзного государства России и Белоруссии.
В связи с этим нами поставлены следующие задачи:
- изучить процесс создания Союзного государства, его цели и принципы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Цели и принципы создания Союзного государства России и
Белоруссии……………………………………………………………………..
1.1. Анализ процесса формирования Союзного государства……….
1.2. Цели создания Союзного государства……………………………………
1.3. Основные принципы функционирования Союзного государства…….
2. Система и структура органов союзного государства России и
Белоруссии…………………………………………………………………….
2.1. Предметы ведения Союзного государства…………………….…
2.2. Роль и значение Высшего Государственного Совета…………..
2.2. Роль и значение Парламентского Собрания……………………
2.3. Совет Министров……………………………………………………
2.4. Роль Суда Союзного государства………………………………
3. Экономические основы Союзного государства………………………..…
Заключение………………………………………………………………………
Список используемых источников…………………………

Работа содержит 1 файл

работа++++.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

     В Союзном государстве создается  и действует единое законодательство в части обслуживания и погашения  внешнего и внутреннего долга, порядка  осуществления внешних заимствований и иностранных инвестиций. Государства – участники будут совместно заключать с третьими странами международные договоры по данному вопросу, согласованно принимать на себя обязательства.

     В Союзном государстве действуют  единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории.

     Государства – участники проводят единую торговую политику в отношении третьих стран, международных экономических организаций и экономических объединений, применяют единые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и контроля, унифицируют законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств – участников при осуществлении внешней торговли.

     В Союзном государстве действует  единое таможенное пространство, в  отношении которого применяются:

     - единый порядок экспортного контроля;

     - единые меры нетарифного регулирования,  включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза;

     - единый порядок взаимного признания  лицензий, сертификатов и разрешений  на ввоз или вывоз товаров.

     В пределах Союзного государства функционируют объединенные энергетическая, транспортная системы, взаимоувязанные системы связи и телекоммуникаций.

     Порядок управления упомянутыми и иными  едиными элементами инфраструктуры регулируется на основании актов  Союзного государства.

     Результаты  деятельности государств – участников отражаются в таких документах как  Постановление № 8 Высшего Государственного Совета Союзного государства «О торгово-экономическом  сотрудничестве Республики Беларусь и  Российской Федерации в 2008 году и основных результатах торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации за 9 месяцев 2009 года»22.

     В Союзном государстве действует  унифицированное трудовое законодательство, законодательство в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения.

     Бюджет  Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его  органов. Бюджет Союзного государства  формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств – участников.

     Вопросы финансово – хозяйственной деятельности органов Союзного государства, отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства регулируются Советом Министров Союзного государства в соответствии с нормативно – правовыми актами Союзного государства, а также законодательством государств – участников.

     Государства – участники самостоятельно несут расходы, связанные с осуществлением мероприятий, не предусмотренных бюджетом Союзного государства.

     Исполнение  бюджета до создания Казначейства Союзного государства осуществляют казначейства государств – участников в части, касающейся территорий своих государств.

     Проект  бюджета Союзного государства вносится в Парламент Советом Министров  Союзного государства. Бюджет после принятия Парламентом утверждается Высшим Государственным Советом.

 

     Заключение 

      Союзное государство (СГ) России и Беларуси – юридически наиболее глубокая форма  союза среди постсоветских объединений. Его отличие от СНГ – созданная институциональная форма для очень быстрого перехода от союза двух суверенных стран к федерации.

      На  всей территории Союзного государства граждане России и Беларуси имеют равные социальные права, в том числе на получение медицинского обслуживания. Отсутствует контроль за пересечением гражданами общей границы, созданы и регулярно проходят совместные коллегии основных ведомств России и Беларуси, парламентов и т.д.

      В рамках военной составляющей белорусская  сторона много лет выполняет  функции основной сухопутной силы на западных рубежах союза: существует так называемая Объединенная воинская группировка РФ и РБ. Фактически у обеих стран единая система ПВО. Военно-техническое сотрудничество двух армий развивается исходя из общих военных задач. Белорусский ВПК очень основательно интегрирован с российским, специализируясь прежде всего на радиоэлектронной начинке для выпускаемых в РФ военных изделий, а также систем управления войсками, наведения и т.п., на ремонте и модернизации сложной военной техники.

     Экономическое сотрудничество Беларуси и России дает обеим странам множество косвенных преимуществ. В рамках СГ Беларусь получает доступ к экономическому пространству РФ, сопоставимый с возможностями российских субъектов хозяйствования. Реально белорусские хозяйствующие субъекты находятся все-таки в несколько худших условиях: цена на углеводороды для Беларуси выше, чем для российских конкурентов и партнеров, есть и некоторые иные изъятия из таможенного союза. Они составляют своего рода косвенный налог на белорусские предприятия в пользу российского бюджета. Но в целом конкурентоспособность белорусских товаров остается высокой, и на Россию приходится 40–50% всего экспорта Беларуси.

      С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел не один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием сотрудничества, некоторые страны также выражают желание присоединиться к союзу. В настоящее время необходимо подчеркнуть, что при любых путях развития ситуации вокруг привлечения к Союзному государству иных участников, сам этот союз для России и Белоруссии крайне важен. Сегодня фактически только Белоруссия «мешает» замыканию геополитической Балтийско-Черноморской дуги, превращающейся не только в «санитарный кордон» между Россией и Западом, но и в реальный плацдарм для всех форм экспансии на российскую территорию. Если такое замыкание произойдет, речь пойдет уже о дележе территории самой России по тем или иным стратегическим схемам.

      Кроме того, Белоруссия исключительно важна  для России и как единственный по сути (в отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны «российской союзности» будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.

      Белоруссия  и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры своих хозяйственных  комплексов, являются друг для друга  пока незаменимыми производственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками, лишиться которых для каждой из республик будет крайне болезненно.

     Что касается граждан государств-участников, то они являются одновременно гражданами Союзного государства. В Союзном государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Вопросы приобретения и утраты гражданства государств – участников регулируются их национальным законодательством. Никто не может стать гражданином Союзного государства без приобретения гражданства государства – участника. Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства – участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств – участников, договорами между ними.

     В целях содействия реализации и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства учреждается Комиссия по правам человека. Компетенция, условия  формирования и порядок деятельности Комиссии определяются Положением о  Комиссии по правам человека Союзного государства, утверждаемым Высшим Государственным Советом.

     Между РФ и Республикой Беларусь достигнуто соглашение от 24.01.2006 «Об обеспечении  равных прав граждан Российской Федерации  и Республики Беларусь на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства».

      В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно  продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и  динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.

     С точки зрения Запада, политика долгосрочного  объединения России и Белоруссии – дело свободного выбора обоих государств, постольку, поскольку оно соответствует принятым в ОБСЕ стандартам «свободного и честного» волеизъявления. В идеальном случае такая политика привела бы к положительным результатам, если бы влияние России на внутреннюю политику Белоруссии способствовало возвращению к демократии, плюрализму, свободе прессы и привело к оживлению структурной реформы и приватизации, к повышению компетентности. Но, несмотря на это, сотрудничество двух стран приносит достаточно ощутимые результаты.

 

      Список используемых источников 

  1. Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Договор о создании союзного государства от 8 декабря 1999 года. Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 02.01.2000 № 25-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 7. ст. 786.
  3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 2. С. 51 – 53.
  4. Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 1997. № 9. С. 66 – 70.
  5. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 1996. № 12. С. 36.
  6. Соглашение от 24 января 2006 года «О регулировании вопросов собственности Союзного государства» // Бюллетень международных договоров. № 6. 2009. С. 22.
  7. Соглашение от 30 ноября 2000 года «О введении единой денежной системы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства». Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
  8. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 4. С. 57 – 61.
  9. Соглашение стран СНГ от 06.07.1992 «О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств» // Бюллетень международных договоров. № 9. 1994. С. 13.
  10. Постановление № 8 Высшего Государственного Совета Союзного государства «О торгово-экономическом сотрудничестве Республики Беларусь и Российской Федерации в 2008 году и основных результатах торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации за 9 месяцев 2009 года». Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
  11. Постановление № 37 Совета Министров Союзного государства «О Плане совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации в 2010 году» (Принято 03.12.2009). Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».
  12. Заявление Государственной Думы в связи с обсуждением Договора о Союзе Беларуси и России и проекта Устава Союза Беларуси и России // Дипломатический вестник. 1997. № 6. С. 29.
  13. Гармонников С.Н. Теория и практика рассмотрения и решения спорных вопросов в сфере таможенного дела в Союзном государстве Беларуси и России // Журнал российского права. 2009. № 10. С. 22.
  14. Гейвандов Я.А. Денежно-кредитная интеграция России и Белоруссии в рамках Союзного государства // Финансовое право. 2007. № 2. С. 18.
  15. Карпович О.Г. Правовые меры по борьбе с коррупцией в России и Республике Беларусь (Союзном государстве) // Юридический мир. 2009. № 8. С. 12.
  16. Меньшова О.Е., Саврушева К.Ц. Политико-правовой аспект формирования Союзного государства России и Белоруссии // Юрист-международник. 2005. № 2. С. 14 – 17.
  17. Россия – Белоруссия. Визит А.Г. Лукашенко в Москву // Дипломатический вестник. 1994. № 17 – 18. С. 25.
  18. Шинкарецкая Г.Г. Союзное государство Белоруссии и России // Государство и право. 2001. № 4. С. 84 - 86.

Информация о работе Правовой статус Союзного государства России и Белоруссии