Правовой статус Союзного государства России и Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы стало всестороннее и комплексное исследование правового регулирования вопросов создания и функционирования Союзного государства России и Белоруссии.
В связи с этим нами поставлены следующие задачи:
- изучить процесс создания Союзного государства, его цели и принципы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Цели и принципы создания Союзного государства России и
Белоруссии……………………………………………………………………..
1.1. Анализ процесса формирования Союзного государства……….
1.2. Цели создания Союзного государства……………………………………
1.3. Основные принципы функционирования Союзного государства…….
2. Система и структура органов союзного государства России и
Белоруссии…………………………………………………………………….
2.1. Предметы ведения Союзного государства…………………….…
2.2. Роль и значение Высшего Государственного Совета…………..
2.2. Роль и значение Парламентского Собрания……………………
2.3. Совет Министров……………………………………………………
2.4. Роль Суда Союзного государства………………………………
3. Экономические основы Союзного государства………………………..…
Заключение………………………………………………………………………
Список используемых источников…………………………

Работа содержит 1 файл

работа++++.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

     Для достижения вышеперечисленных целей странами были предложены следующие мероприятия.

     1. Выравнивание основных макроэкономических  показателей и проведение единой  структурной политики.

     2. Унификация гражданского и налогового законодательства и определение основ создания собственности Союзного государства.

     3. Введение единой денежной единицы.

     4. Формирование и исполнение бюджета Союзного государства.

     5. Проведение единой политики в области ценообразования и механизма ее осуществления.

     6. Объединение энергетической и транспортной систем.

     7. Формирование единого научно-технологического пространства.

     8. Обеспечение единого информационного пространства.

     9. Осуществление совместной политики в области экологической безопасности, стандартизации, гидрометеорологии, геодезии и картографии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

     10. Осуществление совместной политики в области обороны, координации деятельности в области военного строительства, совместного использования военной инфраструктуры, разработки и размещения совместного оборонного заказа, функционирования региональной группировки войск.

     11. Совместная деятельность правоохранительных органов и специальных служб9.

      Приоритетным  направлением союзного строительства  является формирование единого экономического пространства. Особую актуальность это  направление приобрело в условиях мирового финансово-экономического кризиса. За прошедшие 14 лет многое сделано по выработке согласованной экономической политики и созданию единого экономического пространства Союзного государства. Вошла в практику ежегодная разработка и реализация прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, прогнозных балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции, а также балансов топливно-энергетических ресурсов Союзного государства.

     Одним из важнейших инструментов развития экономической интеграции между  Республикой Беларусь и Российской Федерацией является реализация совместных белорусско-российских программ, подпрограмм, проектов и мероприятий. Они позволяют на основе объединения сил и средств, скоординированных действий двух государств эффективно решать общие социально-экономические и научно-технические проблемы. 

     1.3. Основные принципы функционирования Союзного государства 

     С точки зрения права принципы – это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государства или иного феномена10. Ниже нами рассмотрен ряд принципов, на которых базируется существование и развитие Союзного государства.

     Каждое  государство – участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Государства – участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами – участниками по взаимной договоренности.

     Территория  Союзного государства состоит из государственных территорий государств – участников. Государства – участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства.

     В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все  формы собственности, признаваемые на территориях государств – участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом. В Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно – правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств – участников.

     Владение, пользование и распоряжение имуществом Союзного государства осуществляется на основании нормативно – правовых актов Союзного государства.

     Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности. Государственная символика Союзного государства устанавливается Парламентом Союзного государства и подлежит утверждению Высшим Государственным Советом.

     Официальными  языками Союзного государства являются государственные языки государств – участников без ущерба для конституционного статуса их государственных языков. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык.

     Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается. До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств – участников продолжают хождение их национальные денежные единицы11.

     Итак, среди основных принципов Союзного государства можно выделить: сохранность  за государствами-участниками суверенитета, независимости, территориальной целостности, государственного устройства, Конституции, атрибутов государственности; единая денежная единица; возможность сохранения членства в международных организациях; охрана всех форм собственности и защита законных интересов хозяйствующих субъектов.

 

      2. Система и структура органов союзного государства России и Белоруссии 

     2.1. Предметы ведения  Союзного государства  

     Исходя  из целей создания Союзного государства его главные органы – Высший Государственный Совет, Совет Министров, Парламентское Собрание, Счетная палата, Суд Союзного государства - наделены рядом полномочий, которые происходят из предметов ведения Союзного государства.

     Для того чтобы более полно отразить систему и структуру органов  Союзного государства, определим центральные  предметы исключительного ведения Союзного государства:

     - создание единого экономического  пространства и правовых основ  общего рынка, обеспечивающего  свободное перемещение товаров,  услуг, капиталов, рабочей силы  в пределах территорий государств – участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, управление собственностью Союзного государства12;

     - объединенные транспортная и  энергетическая системы;

     - ведение единой политики в  сфере вооружений, военного дела, пограничной политики;

     - международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;

     - установление системы органов  Союзного государства, порядка  их организации и деятельности, формирование органов Союзного  государства.

     К совместному ведению Союзного государства и государств – участников относятся:

     - принятие в состав Союзного  государства других государств;

     - координация и взаимодействие  в сфере внешней политики, связанные  с осуществлением настоящего  Договора;

     - совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств – участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства13;

     - взаимодействие в международном  сотрудничестве по военным и  пограничным вопросам, включая реализацию  заключенных государствами – участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;

     - гармонизация и унификация законодательства государств – участников;

     - развитие науки, образования,  культуры, создание равных условий  сохранения и развития этнической, культурной и языковой самобытности народов, формирование общего научного, технологического и информационного пространства;

     - согласованная социальная политика, включая вопросы занятости, миграции, условий труда и его охраны, социального обеспечения и страхования;

     - борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и  другими видами преступлений14.

     Вне пределов исключительного ведения Союзного государства и предметов совместного ведения Союзного государства и государств – участников последние сохраняют всю полноту государственной власти.

     Для осуществления целей и принципов  Союзного государства его органы в пределах своей компетенции принимают нормативно – правовые акты, предусмотренные настоящим Договором, а именно: законы, Основы законодательства, декреты, постановления, директивы и резолюции. Органы Союзного государства также могут принимать рекомендации и заключения.

     По  предметам исключительного ведения  Союзного государства принимаются  законы, декреты, постановления и  резолюции. Декреты и постановления  принимаются органами Союзного государства  на основании настоящего Договора и  законов Союзного государства. По предметам совместного ведения Союзного государства и государств – участников принимаются Основы законодательства, директивы и резолюции. Нормативно – правовые акты Союзного государства по предметам совместного ведения Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативно – правовых актов государств – участников по соответствующим вопросам. 

     2.2. Роль и значение Высшего Государственного Совета 

     Высшим  органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В  его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов. В заседаниях Высшего Государственного Совета так же участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

     Основные  задачи Высшего Государственного Совета вытекают из предметов совместного ведения государств-участников. Отметим наиболее важные, по нашему мнению. Итак, Высший Госсовет:

     1. Определяет важнейшие вопросы развития Союзного государства;

     2. Образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;

     3. Назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;

     4. Утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;

     5. Утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;

     6. Утверждает государственную символику Союзного государства;

     7. Определяет местопребывание органов Союзного государства;

     Высший  Государственный Совет выполняет  и другие функции, отнесенные к его  ведению Договором о создании Союзного государства либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками. Высший Государственный Совет в  пределах своих полномочий издает декреты, постановления и директивы. Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия. Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное15.

     Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации если они не договорились об ином16.

     Председатель  Высшего Государственного Совета:

     - организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;

Информация о работе Правовой статус Союзного государства России и Белоруссии