Правовой статус Президента России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы осветить на вопросы связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4«Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации».

Содержание

Введение
Глава 1.Правовой статус и Президента России
Глава 2.Порядок получения, прекращения полномочий, правовая ответственность Президента Российской Федерации
2.1 Получение полномочий Президента России
2.2 Прекращение полномочий Президента Российской Федерации
2.3 Досрочное прекращение полномочий президента Российской Федерации
Глава 3.Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики.
3.1 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере назначения должностных лиц.
3.2 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной, законодательной и судебной власти.
3.3 Полномочия Президента Российской Федерации по изданию нормативных актов.
Глава 4. Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внешней политики и обороны.
4.1 Полномочия Президента в сфере внешней политики.
4.2 Полномочия Президента Российской Федерации в области безопасности и обороны страны
4.3 Полномочия Президента Российской Федерации в области гражданства, награждения государственными наградами и помилования.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.29 Кб (Скачать)

      Вся деятельность  Правительства неразрывно связана  с финансово-кредитным обеспечением. Поэтому вполне логично участие  Президента в назначении на  должность Председателя Центрального  банка России. Согласно п. "г"  ст.83 Конституции, глава государства  представляет Государственной Думе  кандидатуру на эту должность  и ставит перед ней вопрос  об освобождении от занимаемой  должности Председателя ЦБ.

      Поскольку  Президент имеет конституционное  право председательствовать на  заседании Правительства, он в  отдельных случаях может взять  руководство им на себя, давать  непосредственно поручения и  указания всем членам Правительства.  Ключевым полномочием во взаимоотношениях  Президента с Правительством  является его право принять  решение об отставке Правительства.  Решение о недоверии Правительству  может вынести Госдума. Но оно  не является для Президента  обязательным. Таким образом, именно  глава государства во всех  случаях решает судьбу Правительства.  Конституция не устанавливает  причины, по которым Президент  может принять решение об отставке  Правительства. Оно может быть  принято в силу не результативности  проводимой им социально-экономической  политики, необходимости значительных  персональных перестановок в  Правительстве, каких-либо политических  соображений, в частности оно  может быть использовано как  средство корректировки экономического  курса.

      Конституция  не устанавливает каких-либо временных  ограничений для использования  этого полномочия Президентом.  Роль Президента как руководителя  исполнительной власти проявляется  не только в его взаимоотношениях  с Правительством. Согласно п. "к"  ст.83 Конституции, глава государства  назначает и освобождает своих  полномочных представителей. В Конституции  не уточняется, о каких именно  представителях идёт речь. Однако  в настоящее время такого рода  представители есть во всех  краях, областях, автономных округах,  городах федерального значения, а также в ряде республик  в составе РФ. Совсем недавно  главой государства были назначены  и полномочные представители  во всех Федеральных округах  РФ. Полноценные контакты главы  государства с палатами парламента  должен обеспечивать полномочный  представитель Президента РФ  в Федеральном Собрании. Чтобы  обеспечивать интересы государства  при организации и ведении  военно-технического сотрудничества  и в деятельности государственной  компании "Рос вооружение", учреждена  должность представителя Президента  в названной компании, рабочий  аппарат которого действует на  правах отдела Администрации  Президента.

      Обеспечивает  нормальное функционирование исполнительной  власти в известной мере и  право Президента формировать  свою Администрацию, которая выполняет  функции аппарата главы государства.  Структура Администрации Президента  была существенно реорганизована  в соответствии с Указом Президента  РФ "О мерах по совершенствованию  структуры Администрации Президента  Российской Федерации" от 25 июля 1996 г.

      Президент  располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как  на формирование Государственной  думы и на прекращение её  полномочий, так и на её законодательную  деятельность.

      Весьма  обширны полномочия Президента, дающие ему возможность участвовать  в законодательной деятельности  Федерального Собрания. Глава государства  обладает правом законодательной  инициативы (ст.84 Конституции), позволяющим  ему ставить вопрос как о  принятии новых законов, так  и о внесении изменений и  дополнений в действующие (включая  Конституцию). Вместе с тем, в  настоящее время необходима более  тесная координация Президентом  структур исполнительной власти, чтобы упорядочить законопроектную  работу, исключить дублирование, распыление  сил. В частности, в настоящее  время ряд законопроектов готовится  как в Государственно-правовом  управлении Президента Российской  Федерации, так и в Министерстве юстиции, отсутствует чёткое распределение перечня законопроектов, подготавливаемых президентскими и правительственными структурами.

      Президент  имеет возможность оказывать  влияние и на содержание законопроектов  путём использования права вето, т.е. права, не подписывая, отклонить  закон, принятый Федеральным Собранием.

      Средством  влияния главы государства на  деятельность Федерального Собрания  является и предусмотренный п. "е" ст.84 Конституции институт  послания Президента парламенту  о положении в стране, об основных  направления внутренней и внешней  политики государства. Правовая  природа послания Президента  парламенту чётко законом не  определена.

      Согласно  п. "е" ст.83 Конституции Российской  Федерации, Президент представляет  Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должности  судей Конституционного Суда, Верховного  Суда, Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации. Само же  назначение этих судей осуществляется  Советом Федерации. Президент  в соответствии с пунктом "е"  ст.83 Конституции имеет право  назначать судей других федеральных  судов, понятие и перечень которых  должны быть определенны федеральным  конституционным законом о судебной  системе РФ. Президенту принадлежит  право представлять Совету Федерации  кандидатуру Генерального прокурора  Российской Федерации, а также  вносить предложения об освобождении  его от должности.

      Права Президента  РФ использовать согласительные  процедуры для разрешения разногласий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  а также между органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации прямо вытекают из  его обязанности обеспечивать  согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной  власти.

      В Конституции  не конкретизировано понятие  согласительных процедур, что имеет  принципиальное значение, так как  в результате Президент оказывается  свободным в выборе из большого  диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении  компромиссных вариантов и, в  конечном счете, в достижении  согласованного решения.

      Наиболее  часто для достижения согласованного  решения Президентом используются  организация переговоров с участием  спорящих сторон и образование  согласительных комиссий.

      В случаях,  если применение согласительных  процедур не приведет к согласованному  решению, Президент в соответствии  с Конституцией может передать  разрешение спора на рассмотрение  соответствующего суда. Выбор суда  зависит от характера спора  и компетенции суда, определяемой  законом[3].

 

3.3 Полномочия Президента Российской Федерации по изданию нормативных актов.

Президент Российской Федерации  издает указы и распоряжения. Правовые акты Президента делятся на нормативные  и индивидуальные [4]. Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов.

      Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

      Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

      Правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом, позволяют толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко.

      В случае  отсутствия законов, регулирующих  определенную сферу отношений,  Президент вправе издать нормативный  указ по данному вопросу. Издание  таких указов не ограничивает  право Федерального Собрания  на 

принятие закона, регулирующего аналогичную сферу отношений.

      Правовые акты Президента подлежат официальному опубликованию. 

3.4

Глава 4. Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внешней политики и обороны.

4.1  Полномочия Президента в сфере внешней политики.

      Осуществляя  внешнеполитический курс, Президент  устанавливает прямые контакты  с главами других государств (в  частности, путем государственных  визитов в зарубежные страны, приема глав зарубежных государств  в своей стране, переговоров с  ними, определения взаимных интересов,  установления сотрудничества, посещения  влиятельных международных организаций  и выступления в их центрах), систематически ведет прямые  телефонные переговоры с главами  государств и премьер-министрами  некоторых сопредельных стран  и других государств, участвует  лично в важнейших международных  совещаниях и т. п. 

      Президент  полномочен вести переговоры  и подписывать международные  договоры как глава государства,  представляющий Российскую Федерацию  в международных отношениях. Это  соответствует международному обычаю, в соответствии с которым за  главой государства признается  право осуществлять свои конституционные  полномочия, в частности вести  переговоры, заключать соглашения  и договоры на территории, как  своей страны, так и иностранного  государства при временном на  ней пребывании. При этом глава  государства не нуждается в  специальных полномочиях, поскольку  он ими обладает по занимаемой  им должности. 

      Президент  подписывает также ратификационные  грамоты, т. е. документы, свидетельствующие  об утверждении федеральным законом  международного договора Российской  Федерации. Если договор двусторонний, то стороны обмениваются ратификационными  грамотами, если же договор  многосторонний, то его участники  сдают все ратификационные грамоты  одному из участников договора  — депозитарию. Президент принимает  верительные и отзывные грамоты  «аккредитуемых» при нем дипломатических  представителей. Эта процедура нередко  сопровождается обменом мнениями по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т. е. дипломатический представитель, представляет интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить. Направление отзывной грамоты означает прекращение полномочий указанного в ней лица.

      Руководство  Президента внешней политикой  в значительной степени проводится  через Министерство иностранных  дел, которое подведомственно  Президенту по вопросам, закрепленным  за Президентом Конституцией  и законодательными актами Российской  Федерации.

4.2 Полномочия Президента Российской Федерации в области безопасности и обороны страны

      Президент Российской Федерации как глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.

      В законодательстве под обороной понимается вся система политических, экономических, военных, военно-технических, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

      В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной обороне.

      Президент утверждает планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории страны.

      Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.

      Президент объявляет военное положение, что опосредуется изданием указа Президентом Российской Федерации (пункт "б" ч.1 ст.102 Конституции РФ), который утверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом Федерации. Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится Президентом до Совета Федерации и Государственной Думы.

      Военное положение, вводимое Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Этот режим предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.

      В условиях военного положения органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности.

Информация о работе Правовой статус Президента России