Правовой статус Президента России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы осветить на вопросы связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4«Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации».

Содержание

Введение
Глава 1.Правовой статус и Президента России
Глава 2.Порядок получения, прекращения полномочий, правовая ответственность Президента Российской Федерации
2.1 Получение полномочий Президента России
2.2 Прекращение полномочий Президента Российской Федерации
2.3 Досрочное прекращение полномочий президента Российской Федерации
Глава 3.Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики.
3.1 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере назначения должностных лиц.
3.2 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной, законодательной и судебной власти.
3.3 Полномочия Президента Российской Федерации по изданию нормативных актов.
Глава 4. Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внешней политики и обороны.
4.1 Полномочия Президента в сфере внешней политики.
4.2 Полномочия Президента Российской Федерации в области безопасности и обороны страны
4.3 Полномочия Президента Российской Федерации в области гражданства, награждения государственными наградами и помилования.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.29 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

Глава 1.Правовой статус и  Президента России

Глава 2.Порядок получения, прекращения полномочий, правовая ответственность Президента Российской Федерации

2.1 Получение полномочий  Президента России

2.2 Прекращение полномочий  Президента Российской Федерации

2.3 Досрочное прекращение  полномочий президента Российской Федерации

Глава 3.Компетенция Президента Российской Федерации в сфере  внутренней политики.

3.1 Полномочия Президента  Российской Федерации в сфере  назначения должностных лиц.

3.2  Полномочия Президента  Российской Федерации в сфере  осуществления исполнительной, законодательной  и судебной власти.

3.3  Полномочия Президента  Российской Федерации по изданию нормативных актов.

Глава 4. Компетенция Президента Российской Федерации в сфере  внешней политики и обороны.

4.1 Полномочия Президента в сфере внешней политики.

4.2  Полномочия Президента Российской Федерации в области безопасности и обороны страны

4.3    Полномочия Президента  Российской Федерации в области  гражданства, награждения государственными  наградами и помилования.

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

Введение

      Цель данной работы осветить на вопросы связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.

      Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4«Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации». Часть I ст. 80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы.

      Согласно Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

      Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

1. Президент выступает  как глава государства;

2. Президент является Верховным Главнокомандующим                        Вооруженными Силами;

3. Президент обладает  законодательными полномочиями;

4. В сфере исполнительной  власти Президенту также даны  широкие полномочия.

      Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

      Учитывая роль Президента в жизни современной России очень важно политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных людей.

      Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовой статус и Президента России

      Правовой статус Президента России определён главой четвёртой Конституции Российской Федерации. Он избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в этой стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд (после смерти Б. Н. Ельцина 23 апреля 2007 г., единственным ныне живущим таким лицом является В. В. Путин). Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

      Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

      Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

      Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства, что делает его конституционно-правовой статус не вполне определённым.

      Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с особенностями формирования Правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования Правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, Правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства, но может быть сформировано и без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная историческая ситуация, при которой состав Правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи

      Для преодоления подобной ситуации Конституция установила ряд прерогатив Президента, пользуясь которыми он в «текущем» режиме может влиять на деятельность Правительства. Это такие прерогативы, как утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначение заместителей Председателя Правительства и министров, право председательствовать на заседаниях Правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность Президенту «силовых» ведомств. Президент имеет право отправить Правительство в отставку или принять отставку премьера, которая автоматически влечет за собой отставку Правительства в целом.

      Таким образом, во взаимоотношениях Президента с Правительством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее полно. Правительство и органы исполнительной власти в целом значительно более тесно, нежели другие ветви власти, «связаны» с Президентом, непосредственно подконтрольны ему.

      При Президенте действуют консультативные органы: Совет Безопасности и Государственный совет. Президент председательствует в этих советах.

      Президент формирует также свою Администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама Администрация органом власти не является.

 В структуру президентской  власти включаются полномочные  представители Президента в федеральных  округах.

      Реализуя свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федерации и Конституционном Суде взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти. Это проявляется, например, в использовании главой государства права законодательной инициативы, подписании Президентом принятых парламентом законов, обращениях главы государства в Конституционный Суд с запросами о соответствии федеральных законов и законов субъектов федерации Конституции России.

Полномочия, связанные с  его статусом как главы государства:

1)принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности в установленном Конституцией России порядке;

2)обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

право использования согласительных процедур для разрешения разногласий  между органами государственной  власти России и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

3)определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

4)представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок получения, прекращения полномочий, правовая ответственность Президента Российской Федерации

 

2.1   Получение полномочий Президента России

      После победы на выборах Президент Российской Федерации проходит церемонию инаугурации даёт присягу. Во время пяти последних инаугураций произносили присягу в соответствии с текстом, указанным в Конституции, положив руку на текст Конституции Российской Федерации и получали от председателя Конституционного суда Российской Федерации специальный знак Президента России. Также Президенту во время инаугурации вручаются президентский штандарт и специальная копия Конституции Российской Федерации.

      После инаугурации  Президент России приступает  к исполнению полномочий с  момента принесения им присяги  и прекращает их исполнение  с истечением срока его пребывания  в должности с момента принесения  присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.  (ст. 92)

      Президент  Российской Федерации обладает конституционным правом определять основные направления внешней политики государства. Приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов России в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

2.2   Прекращение полномочий Президента Российской Федерации

      В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

      Согласно  ст. 91 Конституции РФ, Президент обладает  неприкосновенностью, т. е. никто  не может применить в отношении    Президента физического или психического  насилия; его нельзя задержать,  ни обыскать, ни арестовать, ни  привлечь к любому виду правовой  ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.

      Полномочия  Президента государства могут  быть прекращены по разным  основаниям. Как правило, эти основания  предусматриваются законами. Однако  на практике имеют место случаи, когда полномочия президента  прекращаются по основаниям, не  предусмотренным законодательством.  Например, первый и последний  Президент СССР М.С. Горбачев  сложил с себя полномочия в  связи с ликвидацией СССР, хотя  Конституция СССР 1977 г. не предусматривала  такого основания прекращения  существование самого государства.

      Примером  нелегитимного прекращения полномочий  президента может служить утрата  власти в результате революции,  когда власть президента или  насильственно ликвидируется, или  переходит в другие руки в  результате ее захвата вопреки  закону.

      Правовыми  основаниями прекращения полномочий  Президента являются те основания,  которые предусмотрены законодательством  (выборы другого президента, уход  в отставку, упразднение поста  президента и др.) Баглай М.  В. Конституционное право Российской  Федерации: Учеб. для студ. вузов,  обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма  (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001. С  421..

      Прекращение  полномочий Президента может  быть осуществлено по истечении  предусмотренного конституцией  срока пребывания в этой должности  и досрочно.

      Конституция  Российской Федерации  (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Рассмотрим каждое из них.

      В ч. 1 ст. 92 Конституции Российской Федерации установлено, что Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это обычный порядок прекращения полномочий. В остальных случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть прекращены досрочно.

Информация о работе Правовой статус Президента России