Правовой статус Президента России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы осветить на вопросы связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4«Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации».

Содержание

Введение
Глава 1.Правовой статус и Президента России
Глава 2.Порядок получения, прекращения полномочий, правовая ответственность Президента Российской Федерации
2.1 Получение полномочий Президента России
2.2 Прекращение полномочий Президента Российской Федерации
2.3 Досрочное прекращение полномочий президента Российской Федерации
Глава 3.Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики.
3.1 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере назначения должностных лиц.
3.2 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной, законодательной и судебной власти.
3.3 Полномочия Президента Российской Федерации по изданию нормативных актов.
Глава 4. Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внешней политики и обороны.
4.1 Полномочия Президента в сфере внешней политики.
4.2 Полномочия Президента Российской Федерации в области безопасности и обороны страны
4.3 Полномочия Президента Российской Федерации в области гражданства, награждения государственными наградами и помилования.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.29 Кб (Скачать)

 

2.3   Досрочное прекращение полномочий президента Российской Федерации

      Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации возможно на основании ст. 92 Конституции Российской Федерации (пункта 2 и пункта 3) в случае отставки президента или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Или в случаи отрешения от должности Президента Российской Федерации.

      В этом случаи выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

      Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. (ст. 92 п.2,3 )

      Также ст. 93 п. 1 может быть основанием прекращения полномочий главы государства

      1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Толкование статьи 92 о  досрочном прекращении полномочий президента РФ

      По вопросу толкования пунктов этой статьи было Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 г.

      В открытом заседании этом Конституционный Суд рассмотрел дело о толковании положений ст. 91 и ст. 92 ч.2 Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации на основании стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

      Руководствуясь ст. 125 ч. 5 Конституции Российской Федерации, п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 2  ч . 2 ст. 21, ст. 36, ст. 74 и ст. 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", постановил что:

      Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, выполнять свои функции. В таком случае волеизъявление Президента Российской Федерации в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания досрочного прекращения полномочий не может являться его обязательной предпосылкой. По смыслу ч . 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 1 и ч. 3 той же статьи и ч. 1 ст. 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой.

       Досрочное прекращение полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является элементом конституционного статуса Президента Российской Федерации, и в силу этого правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения полномочий Президента Российской Федерации по указанному основанию имеет конституционный характер. Определение соответствующего порядка может быть осуществлено с соблюдением вытекающих из положений Конституции Российской Федерации требований, что должно обеспечить непрерывность и стабильность осуществления полномочий Президента Российской Федерации, исключение факторов, препятствующих нормальному функционированию институтов власти.

      Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации. По смыслу ст. 92 ч. 2 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее ст. 10, ст. 78 ч. 4, ст. 82 ч. 2 , ст. 92 ч. 1 и 2 и ст. 93 ч. 1, при определении такого порядка законодателю надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти.

      В соответствии со ст. 92 ч. 3 Конституции Российской Федерации в случае досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий их временное исполнение возлагается на Председателя Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

      Данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным.

      Порядок выдвижения обвинения Президенту Российской Федерации указан в этой же статье в п. 2 и 3. Порядок прекращения полномочий не может быть облегченным, упрощенным. Для того чтоб это не стало способом незаконного захвата власти кем либо. И чтоб действующего Президента Российской Федерации нельзя было отстранить от власти без законных на то оснований.

2. Решение Государственной  Думы о выдвижении обвинения  и решение Совета Федерации  об отрешении Президента от  должности должны быть приняты  двумя третями голосов от общего  числа в каждой из палат  по инициативе не менее одной  трети депутатов Государственной  Думы и при наличии заключения  специальной комиссии, образованной  Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации  об отрешении Президента Российской  Федерации от должности должно  быть принято не позднее чем  в трехмесячный срок после  выдвижения Государственной Думой  обвинения против Президента. Если  в этот срок решение Совета  Федерации не будет принято,  обвинение против Президента  считается отклоненным.

 

 

 

Глава 3. Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики.

 

3.1 Полномочия Президента Российской Федерации в сфере назначения должностных лиц.

      Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с назначением должностных лиц, следует обратить внимание на то, что Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие - по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либо согласиться с этим предложением и назначить должностное либо отклонить предложенную Президентом кандидатуру[1].

      В соответствии  с п. "а" ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается в форме постановления, которое принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение двух недель.

      В соответствии  с пунктом "в" настоящей  статьи Президент принимает решение  об отставке Правительства Российской  Федерации. Характерно, что если  при назначении Председателя  Правительства необходимо согласие  Государственной Думы, то решение  об отставке Правительства в  целом принимается Президентом  самостоятельно. Это объясняется  тем, что Президент фактически  персонально несет ответственность  за деятельность Правительства,  в которой он лично может  участвовать. Ведь на основании  пункта "б" ст.83 Конституции  он "имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства  Российской Федерации". Это правило  как бы "связывает" Президента  и Правительство.

      Тесная  связь Президента и Правительства  Российской Федерации подтверждается  также тем, что Президент в  силу пункта "д" ст.83 Конституции  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя  Правительства и федеральных  министров. Условием реализации  этого правомочия Президента  является то, что указанное назначение  на должности и освобождение  от них производятся "по предложению  Председателя Правительства", причем  не оговаривается, в каком порядке  и в какой форме это предложение  делается. С учетом этого представляется, что каждое решение об изменении  состава Правительства можно  считать совместным решением  главы государства и главы  органа, осуществляющего исполнительную  власть в Российской Федерации[2].

      Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации (пункт "г" ст. 83), а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации. Само же назначение на эту должность и освобождение от нее осуществляются Государственной Думой. Данное положение является действенной гарантией независимости Центрального банка от других органов государственной власти.

      Как гарантию независимости членов судебного корпуса, и прежде всего судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации следует рассматривать установленный пунктом "е" ст.83 Конституции порядок назначения этих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должность судей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора и освобождение от должности) производится Советом Федерации. Судей других федеральных судов назначает непосредственно Президент Российской Федерации.

      Значительное число должностных лиц, указанных в пунктах "к", "л", и "м" ст. 83 Конституции РФ так же, как и судьи "других федеральных судов" (пункт "е" ст. 83), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

      Назначает и отзывает Президент и дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Следует заметить, что в соответствии с пунктом "м" ст.83 право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания". Надо, однако, заметить, что в данном пункте ст.83 устанавливается обязанность только проводить консультации, но само назначение не связывается с результатами этих консультаций.

      Статья 83 Конституции РФ указывает, что Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Это орган, являющийся собственно рабочим аппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и федеральными законами функций.

      Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он на основании пункта "ж" ст.83 Конституции РФ формирует и возглавляет. Являясь совещательным органом, Совет Безопасности осуществляет подготовку решений по вопросам государственной безопасности, которые оформляются указами Президента.

      Президент в соответствии с пунктом "з" ст.83 Конституции РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации. Представляется, что эта функция Президента непосредственно обусловлена тем, что он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет ее Совет Безопасности.

3.2   Полномочия Президента Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной, законодательной и судебной власти.

Взаимодействуя со всеми  ветвями власти, Президент имеет  наиболее тесные контакты с властью  исполнительной. Объём его полномочий по отношению к ней, а также  широко распространённая практика решения  президентом конкретных управленческих вопросов дают основания говорить о Президенте России не только как о главе государства, но и фактически как о главе исполнительной власти. Эта его функция выражается прежде всего в обширном круге полномочий, дающих Президенту возможность формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Вместе с тем, поскольку такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, глава государства при назначении на этот пост должен учитывать расстановку политических сил.

      Президент  имеет обширные полномочия по  назначению остальных членов  Правительства. По предложения  председателя Правительства он  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя  Правительства, федеральных министров.  При этом согласия Государственной  Думы на проведение этих кадровых  перестановок не требуется.

Информация о работе Правовой статус Президента России