Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:03, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема определения конституционно-правового статуса членов белорусского парламента в науке конституционного права в на стоящее время стоит достаточно остро. В юридической литературе нет единства мнений по данному вопросу.
Цель: попытаться сформулировать определение конституционно-правового статуса лиц, избранных в состав белорусского парламента.
Задачи:
1. проанализировать понятия «конституционный статус» и «конституционно-правовой статус» субъекта права;
2. определить термин «правовой статус (положение)» субъекта права;
3. охарактеризовать производную от него категорию – «статус парламентария».
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.................................................................5
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ …….........……9
2.1 Права и обязанности как основной элемент конституционно-правового статуса депутата…………………………………………………………………......9
2.2 Правовые обязанности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь ………………......12
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ.............................14
3.1 Основные формы деятельности и процедуры парламентариев......................14
3.2 Формы деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь...............................20
ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................33
Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики при осуществлении своих полномочий, государство гарантирует и обеспечивает необходимые условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Беларусь и другими законами Республики Беларусь.
Гарантии депутатской
деятельности можно подразделить на
организационные и
Организационные гарантии состоят в том, что государство и его органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны создавать все условия для успешного выполнения депутатами своих задач и полномочий. Например, депутату предоставляется служебное помещение в парламенте, а также в избирательном округе, средства связи, возможность обеспечения информационными и справочными материалами, получения информации и консультаций от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединении, предприятий, учреждений и организаций, доступа и безотлагательного приема депутатов должностными лицами, обязанность рассмотрения органами и должностными лицами обращений депутатов и др. [22, c. 33].
К числу организационных гарантий относится также право депутатов иметь помощников. Например, в некоторых странах, у депутата может быть до пяти штатных и 30 внештатных помощников.
Материальные гарантии зависят от уровня представительного органа. Например, депутату как лицу, выполняющему свои функции на профессиональной постоянной основе, выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение. Оно устанавливается в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра. Кроме того, депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда.
Депутату и членам его
семьи оплачиваются расходы, связанные
с переездом, а также выдается
единовременное денежное пособие. При
возвращении к месту
При поездках, связанных
с осуществлением депутатской деятельности,
депутату возмещаются все гостиничные
расходы и выплачиваются
Депутату Палаты представителей,
члену Совета Республики
предоставляется ежегодный
Гарантии трудовых прав для депутата, выполняющего свои обязанности на освобожденной основе, заключаются в том, что по окончании срока полномочий или по окончании их осуществления на постоянной основе депутату предоставляется его прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы либо с его согласия - на другом предприятии, в учреждении, организации. При этом время осуществления полномочии на освобожденной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы. Аналогичные гарантии предоставляются супругам депутатов, выполнявших функции на освобожденной основе.
Для депутатов, выполняющих
функции на иной основе, существуют
такие гарантии, как освобождение
их от служебных обязанностей на время
проведения сессий представительного
органа, заседаний его комиссий и
в других случаях необходимости
осуществления депутатских
Гарантии личной неприкосновенности заключаются в том, что депутаты не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, подвергнуты обыску или допросу без согласия представительного органа, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей. Зачастую неприкосновенность депутатов распространяется также на их жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые средства связи, а также принадлежащие им документы. Для лишения вопроса о депутатской неприкосновенности соответствующий прокурор должен обратиться с представлением к представительному органу [26, c. 15].
Палата представителей, Совет Республики, секретариаты палат, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, учреждения, организации, предприятия обеспечивают условия для осуществления полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, предоставляют им необходимые для работы библиотечные фонды и архивы, средства связи, электронно-вычислительную, копировально-множительную и печатную технику.
Палата представителей,
Совет Республики создают условия
для повышения
Депутату Палаты представителей
ежемесячно предоставляются
определенные дни для работы
с избирателями в порядке, определяемом
Регламентом Палаты представителей. Для
ведения приема граждан, рассмотрения
их обращений и осуществления иной
деятельности депутату Палаты
представителей в избирательном округе,
члену Совета Республики в административно-
Все депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, работающие на профессиональной основе, независимо от занимаемой в Палате представителей, Совете Республики должности, за исключением председателей палат Парламента, их заместителей, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере заработной платы министра.
Занимаемая депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики и членами их семей жилая площадь по постоянному месту жительства бронируется на время их отсутствия в связи с осуществлением своих полномочий в Парламенте.
По предъявлении удостоверения депутата Палаты представителей, члена Совета Республики агентства, билетные кассы (как суточной, так и предварительной продажи) обязаны вне очереди предоставить им билет.
Так же они имеют право пользоваться залами официальных делегаций аэропортов, железнодорожных и речных вокзалов.
По истечении срока полномочий депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, работающим в Парламенте на профессиональной основе, выплачивается выходное пособие в размере, установленном для министра Республики Беларусь. Это правило не распространяется на депутатов - членов Совета Министров Республики Беларусь.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай смерти (гибели), увечья или иного повреждения здоровья, связанных с исполнением ими парламентских полномочий, а также на случай болезни или утраты трудоспособности, наступившей в период работы в Парламенте, на условиях, установленных для министра Республики Беларусь.
В случае смерти депутата Палаты представителей, члена Совета Республики членам их семей выплачивается независимо от выплат по государственному страхованию и социальному обеспечению единовременное пособие в размере двадцати базовых величин за счет средств республиканского бюджета.
Государство гарантирует депутату Палаты представителей, члену Совета Республики условия для беспрепятственного и эффективного осуществления ими своих полномочий, защищает их права, честь и достоинство. Они пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Неприкосновенность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики распространяется также на их жилое, служебное помещения, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи и на принадлежащие им документы[15].
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть привлечены к ответственности за позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.
Никто не вправе ограничивать конституционные полномочия депутата Палаты представителей и члена Совета Республики[15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, признавая
результативность рассмотренных выше
разработок отечественных и российских
ученых в исследуемой нами области,
предлагаем под конституционно-правовым
статусом депутатов Палаты представителей,
членов Совета Республики Национального
собрания Республики Беларусь понимать
регламентированный актами законодательства
политико-правовой статус лиц, избранных
в состав парламента, объединяющий
в единую целостную систему его
взаимосвязанные и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ