Правовой статус депутата палаты представителей, члена совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема определения конституционно-правового статуса членов белорусского парламента в науке конституционного права в на стоящее время стоит достаточно остро. В юридической литературе нет единства мнений по данному вопросу.
Цель: попытаться сформулировать определение конституционно-правового статуса лиц, избранных в состав белорусского парламента.
Задачи:
1. проанализировать понятия «конституционный статус» и «конституционно-правовой статус» субъекта права;
2. определить термин «правовой статус (положение)» субъекта права;
3. охарактеризовать производную от него категорию – «статус парламентария».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.................................................................5
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ …….........……9
2.1 Права и обязанности как основной элемент конституционно-правового статуса депутата…………………………………………………………………......9
2.2 Правовые обязанности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь ………………......12
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ.............................14
3.1 Основные формы деятельности и процедуры парламентариев......................14
3.2 Формы деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь...............................20
ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................33

Работа содержит 1 файл

готовая курсавая.docx

— 69.50 Кб (Скачать)

Лица, являющиеся депутатами, как носители двух конституционно-правовых статусов, могут быть ограничены в  политических правах и свободах в  рамках общего конституционно-правового  статуса. Вместе с тем следует  выделить ограничения, обусловленные  особенностями конституционно-правового  статуса отдельных категорий  лиц, так называемые «профессиональные» ограничения. К примеру, депутаты не могут заниматься иными видами оплачиваемой работы, если они осуществляют свои права и обязанности на постоянной профессиональной основе. Исключение составляют научная, творческая и преподавательская виды деятельности. Это означает, что общие ограничения, содержащиеся в конституционном законодательстве, могут быть меньше, чем у гражданина, являющегося депутатом [10, c. 156]. Применительно к общему конституционно-правовому статусу гражданина ограничения могут касаться только политических прав, свобод и обязанностей, входящих в систему конституционных прав и свобод. В рамках конституционно-правового статуса депутата ограничения могут затрагивать как права депутата, так и его статус. Так, в случае выхода депутата из парламентской фракции, его конституционно-правовой статус прекращается досрочно.

Несмотря на то, что у  депутатов имеется достаточно большой  объем прав и обязанностей, они  в настоящее время (к большому сожалению) не получили достаточно конкретной регламентации в действующем  законодательстве. Данные полномочия растворены в формах и гарантиях  деятельности депутатов [11, c. 97].

Деятельность депутата (во всех формах ее проявления) должна служить: а) осуществлению законодательной  деятельности, а также нормотворческой  деятельности в представительном органе власти муниципального образования; б) объединению интересов различных  политических групп, социальных слоев  и выработке решения на основе консенсуса этих интересов; в) осуществлению  посредничества между гражданами и  исполнительной властью. Для достижения поставленных целей депутаты и наделяются соответствующими правами и обязанностями, которые они осуществляют с использованием названных выше форм деятельности [12, c. 223]. Как видно, все они используются либо применительно к деятельности представительного органа, либо применительно к деятельности в избирательном округе и по отношению к избирателям. Таким образом, все права и обязанности депутата можно разделить на две большие группы: а) права и обязанности депутата в представительном органе; б) права и обязанности депутата в отношениях с избирателями. В научной литературе иногда не выделяют указанные группы прав и обязанностей депутатов, но в процессе их рассмотрения так или иначе говорят об их правах и обязанностях в представительном органе и по взаимодействию с избирателями [13, c. 6].

    1. Правовые обязанности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

 

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики как члены  представительного  и  законодательного  органа  Республики  Беларусь несут  ответственность  перед  избирателями  и  соответственно  перед Палатой  представителей, Советом Республики.

Депутат Палаты представителей,  член Совета Республики обладают всей   полнотой   прав,   обеспечивающих   их   активное  участие  в  деятельности Палаты представителей,  Совета  Республики,  образуемых ими постоянных и временных комиссий, других органов.

Все депутаты Палаты  представителей,  члены  Совета  Республики входят  в  состав  постоянных комиссий,  за исключением Председателя Палаты  представителей,  Председателя   Совета   Республики   и   их заместителей.  Депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут быть членами только одной  постоянной комиссии.

Депутат Палаты представителей,  входящий в состав Совета Палаты представителей, член Совета Республики, входящий в  состав Президиума Совета  Республики,  постоянных  комиссий  и  других  органов Палаты представителей,  Совета  Республики,  вправе   вносить   вопросы   и предложениях на рассмотрение этих органов, участвовать  в подготовке к их рассмотрению,  в обсуждении и принятии по ним  решений,  а также в проведении их в жизнь.

Они  вправе принимать   участие   с   правом   совещательного   голоса,  вносить предложения  по обсуждаемым вопросам на заседаниях комиссий, в состав которых они  не входят.

Депутат Палаты  представителей,  член  Совета  Республики,   не согласные  с решением Палаты представителей,  Совета Республики и их органов,  в состав которых  они  избраны  или  входят  по  должности, вправе   изложить   свою   точку   зрения   на   заседаниях   Палаты представителей,  Совета Республики или сообщить о ней в письменной форме  председательствующему на заседании соответствующей палаты или ее органа.

Депутат Палаты  представителей,  член  Совета   Республики   по поручению  руководства  палат  обеспечиваются в установленном  порядке документами,  принятыми  палатами Национального  собрания  Республики Беларусь, а также другими  информационными и справочными  материалами[15].

Депутат Палаты представителей,  член  Совета  Республики  имеют преимущественное  право  выступать  по вопросам своей  деятельности в государственных  средствах массовой информации.  При этом  материалы, представляемые   депутатом   Палаты  представителей,  членом  Совета Республики  по  поручению  соответствующей  палаты  и  ее   органов, подлежат   обязательному  опубликованию  или  распространению  через государственные  средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом  Палаты  представителей,  членом Совета Республики,  но не позднее семи дней  после  обращения.  Редактирование  представленных депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики материалов без их согласия не допускается[15].

 

ГЛАВА 3

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ

 

    1. Основные формы деятельности и процедуры парламентариев

 

 

 Деятельность парламента и его  палат проходит в многообразных  формах: совместные и раздельные заседания  палат, заседания их постоянных комитетов  и комиссий, деятельность депутатов на местах и др. В подавляющем большинстве стран деятельность парламента носит сессионный характер. Сессия — это тот период времени, в течение которого парламент и его палаты проводят пленарные заседания, работают постоянные комитеты и комиссии и принимаются соответствующие решения [14, c. 100]. Сессии могут быть очередными (ординарными), сроки которых могут определяться в конституции или ином законе (например, весенняя и осенняя сессии), и специальными, внеочередными (экстраординарными), созываемыми по необходимости. Заседания палат парламента обычно проходят раздельно, а совместные их заседания проводятся редко (например, при выборах президента, заслушивании ежегодных посланий главы государства и некоторых иных случаях). Пленарные заседания парламента (палат) подразделяются также на организационные (учредительные) и обычные. Первые, в отличие от вторых, проводятся сразу после парламентских выборов и имеют своей главной задачей конституирование парламента (палаты), т.е. организовать его работу, прежде всего, избрать свое руководство, а иногда и рабочие и иные органы. Созывать сессии могут и главы государств, и руководство парламента или его палат. Внеочередные сессии могут созываться и по предложению правительства и определенных групп депутатов [17, c. 35]. Промежутки времени между сессиями используются для парламентских каникул и для проведения работы депутатов в их избирательных округах, для изучения законопроектов и других документов, подготовки к парламентским слушаниям, заседаниям комитетов и комиссий и др. В отдельных странах (например, в Словакии, Македонии) парламент работает не на сессионной, а на постоянной основе. В ФРГ, Австрии парламенты (палаты) созываются его руководством или руководством палат по мере необходимости.

Очень важной формой парламентской  деятельности являются организация и функционирование комитетов и комиссий парламента или его палат, положения о которых разрабатываются и утверждаются парламентами или их палатами. Это могут быть объединенные комитеты палат в двухпалатном парламенте, комитеты однопалатного парламента, комиссии или комитеты палат. Важнейшее значение имеет работа постоянных комитетов и комиссий, в которой обычно принимают участие почти все или большинство парламентариев. Число их различно в парламентах разных стран, но чаще всего они создаются по основным направлениям законодательной деятельности (например, по обороне, иностранным делам, бюджету, промышленности, сельскому хозяйству, здравоохранению, образованию, науке, труду и социальным проблемам и т.д.). На заседаниях этих комитетов и комиссий обсуждаются соответствующие предложенные законопроекты, разрабатываются собственные предложения по ним, внесенные поправки и замечания, заслушиваются и обсуждаются сообщения министров по положению в данной отрасли и т.д. В некоторых странах (Италии, Испании, Греции) они при определенных условиях могут даже принимать отдельные законы меньшей значимости вместо палат. Наряду с постоянными, создаются по надобности и временные комитеты или комиссии (специальные, следственные, ревизионные, согласительные, редакционные и др.) [17, c. 183]. 

Для того чтобы решение парламента, его палат, их комитетов и комиссий могли быть признаны правомерными, необходимо их принятие и проведение соответствующих заседаний в установленном порядке и с соблюдением определенных процедур. Конституция, специальный закон или регламент парламента и его палат устанавливают, прежде всего, необходимость обеспечения определенного кворума, т.е. присутствия минимума числа депутатов, при наличии которого заседание парламента или его палаты может считаться действительным [18, c. 5]. Как правило, речь идет о присутствии на заседании большинства депутатов (т.е. половины состава депутатов плюс один голос), хотя в ряде стран он бывает и значительно ниже (например, в Индии — десятая часть депутатов в нижней палате парламента, а в Великобритании — всего 40 из 651 члена Палаты общин и три пэра из нескольких сот, а ранее из более тысячи членов палаты лордов). Для принятия решений необходимо чаще всего получение при голосовании большинства голосов не от числа присутствующих, а от списочного состава депутатов парламента или палаты. Если же принимается конституционный или органический закон, то нередко требуется получение не простого, а квалифицированного большинства голосов.  

 Как правило, заседания парламента и его палат проходят открыто, при обеспечении возможности присутствия публики в определенных местах и при условии соблюдения установленного порядка. Но могут проводиться и закрытые заседания, на которых присутствуют лишь члены парламента или его палаты и приглашенные лица. Решение о проведении закрытого заседания принимается самой палатой или парламентом простым или квалифицированным большинством голосов присутствующих. Обычно на таких заседаниях рассматриваются вопросы, затрагивающие государственную тайну, но они могут проводиться и в иных случаях[19, c. 3].

С целью повышения эффективности  работы регламенты парламентов и палат подробно регулируют и порядок определения повестки дня заседания, обсуждения вопросов и голосования. Проект повестки дня заседания чаще всего предварительно обсуждается руководством палаты с представителями фракций, а затем принимается палатой (парламентом), которая может внести изменения в предложенный проект. Для участия в обсуждении депутаты записываются обычно заранее. Выступая в прениях, они не должны отклоняться от темы обсуждения. Устанавливается и максимальное время на каждое выступление, которое может колебаться, как правило, от 5 до 20 минут, а иногда быть и в два-три раза больше.

Голосование в итоге обсуждения может проходить открыто, тайно  и поименно. Поименное голосование  проводится по решению палаты (парламента), которое обычно принимается по требованию определенной части депутатов палаты (парламента). Оно применяется при решении наиболее ответственных вопросов с тем, чтобы общество могло знать, как проголосовал в данном случае каждый депутат. Поэтому иногда регламенты ограничивают возможность применения поименного голосования по несущественным (например, процедурным) вопросам. Как правило, голосование носит личный характер, т.е. требует присутствия голосующего депутата, но иногда (например, во Франции) в ряде случаев допускается делегирование депутатом своего голоса другому депутату.

Свои особенности имеет и  процедура проведения заседаний  комитетов и комиссий парламента или его палат. Поскольку эти заседания носят сравнительно камерный характер, здесь не требуется предварительная запись для выступлении, число которых не ограничивается, обсуждения носят более оперативный, деловой и конкретный характер. Заседания комитета (комиссии) созываются его председателем или председателем палаты (парламента). Голосование проводится открыто, а по требованию определенной части комиссии возможно и голосование бюллетенями. 

При всей многосторонности функций  парламента, главной и определяющей стороной его деятельности, занимающей большую часть всей его работы, несомненно, является обсуждение законопроектов и принятие законов. Поэтому, характеризуя механизм функционирования парламента и парламентские процедуры, важно особо выделить процесс прохождения законопроекта вплоть до принятия закона и его вступления в действие и порядок его регулирования, т.е. законодательный процесс. Он имеет свои основные стадии: а) внесение законопроекта; б) рассмотрение законопроекта; в) принятие закона; г) промульгация и издание закона.

Внесение законопроекта или законопредложения связано с реализацией права законодательной инициативы. Конечно, никому не запрещается посылать в адрес парламента свои проекты и предложения по обновлению и улучшению существующего в стране законодательства. Но парламент только тогда обязан рассмотреть такие проекты и предложения, когда они вносятся теми, кто по закону обладает правом законодательной инициативы. Таким образом, право законодательной инициативы — это право управомоченного юридического или физического лица на официальное внесение в парламент законопроекта (законопредложения), соответствующее обязанности парламента принять его к рассмотрению.

Субъектами права законодательной  инициативы, закрепляемого чаще всего  конституционно, являются: глава государства, правительство, группы депутатов и отдельные депутаты, палаты парламента и их постоянные комитеты и комиссии, отдельные государственные органы и органы и учреждения, примыкающие к парламенту, религиозные и иные общественные объединения, группы избирателей.

Обсуждение законопроекта осуществляется как в постоянных комитетах (комиссиях), так и на пленарных заседаниях палат (парламента). Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях обычно проходит три стадии (законопроект по бюджету иногда — четыре стадии), которые называются чтениями. При первом чтении решается принципиальный вопрос о необходимости соответствующего закона и способности предложенной в законопроекте общей идеи (концепции) стать основой обсуждения и принятия данного закона. Если палата приходит к отрицательному заключению хотя бы по одному из этих вопросов, то законопроект снимается с дальнейшего обсуждения; а если к положительному на оба указанных вопроса, то законопроект принимается в первом чтении и передается в соответствующий профильный комитет (комиссию) для дальнейшей разработки. Внесенный законопроект может сразу передаваться в комитет до рассмотрения на пленарном заседании палаты. Во втором чтении на основе докладов авторов законопроекта и соответствующего комитета (комиссии) законопроект обсуждается по существу. На этой стадии подробно рассматривается и голосуется каждая часть, каждая статья законопроекта, вносятся, обсуждаются и голосуются поправки. После одобрения законопроекта во втором чтении он вновь передается в комитет (комиссию) для редакционной доработки. В третьем чтении законопроект обсуждается и голосуется в целом. При этом новые поправки не допускаются, за исключением редакционных. Но это не значит, что законопроект не может быть отклонен при третьем чтении. На этом же этапе руководители фракций палаты (парламента) получают возможность выступить с заявлениями по мотивам голосования.

Информация о работе Правовой статус депутата палаты представителей, члена совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь