Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:03, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема определения конституционно-правового статуса членов белорусского парламента в науке конституционного права в на стоящее время стоит достаточно остро. В юридической литературе нет единства мнений по данному вопросу.
Цель: попытаться сформулировать определение конституционно-правового статуса лиц, избранных в состав белорусского парламента.
Задачи:
1. проанализировать понятия «конституционный статус» и «конституционно-правовой статус» субъекта права;
2. определить термин «правовой статус (положение)» субъекта права;
3. охарактеризовать производную от него категорию – «статус парламентария».
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.................................................................5
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ …….........……9
2.1 Права и обязанности как основной элемент конституционно-правового статуса депутата…………………………………………………………………......9
2.2 Правовые обязанности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь ………………......12
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ.............................14
3.1 Основные формы деятельности и процедуры парламентариев......................14
3.2 Формы деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь...............................20
ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................33
Принятие закона происходит путем голосования на пленарном заседании палаты (парламента), а в двухпалатных парламентах — на пленарных заседаниях каждой из палат. Голосование может производиться по законопроекту в целом либо сперва по статьям и главам, а затем по законопроекту в целом. Для принятия законопроекта чаще всего требуется получение большинства голосов либо от числа присутствующих, либо от списочного состава палаты (парламента). Лишь иногда для принятия обыкновенных законов требуется получение квалифицированного большинства, в то время как для принятия конституционного закона такое большинство необходимо, как правило. В двухпалатном парламенте законопроект считается принятым при условии, если он был одобрен каждой из палат в идентичной редакции. При этом верхняя палата может не согласиться с тем вариантом законопроекта, который был принят нижней палатой. В случае разногласия между палатами нижняя палата обычно имеет возможность преодолеть вето верхней палаты путем повторного голосования законопроекта при условии, если ей удастся собрать чаще всего квалифицированное большинство голосов в пользу законопроекта.
Промульгация и издание закона
Формами деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики являются:
1) участие соответственно в заседаниях Палаты представителей, Совета Республики, совместных заседаниях Палаты представителей, Совета Республики;
2) участие в работе постоянных комиссий и иных органов палат;
3) участие в работе
согласительных комиссий,
создаваемых Палатой
4) участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит Республика Беларусь;
5) участие в выполнении
поручений Палаты
6) участие в парламентских слушаниях;
7) участие в установленном порядке в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий;
8) запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;
9) вопросы депутата
Палаты представителей, члена
Совета Республики к
10) обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;
11) участие в работе
депутатских групп,
Деятельность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, регламентами Палаты представителей, Совета Республики.
На заседаниях Палаты представителей, Совета Республики депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики на основе коллективного, равноправного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные Конституцией Республики Беларусь соответственно к ведению Палаты представителей, Совета Республики. Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики собираются на очередные сессии в соответствии со ст. 95 Конституции Республики Беларусь без специального приглашения[16]. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны присутствовать на заседаниях и участвовать в работе Палаты представителей, Совета Республики и их органов, в состав которых они избраны или входят по должности.
При невозможности присутствовать на заседании палаты или ее органов депутат Палаты представителей, член Совета Республики обязаны заблаговременно информировать об этом соответственно Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики или руководителя органа соответствующей палаты, в состав которого они избраны или входят по должности.
Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики, которые не участвовали без уважительных причин в работе заседаний Палаты представителей, Совета Республики, постоянных комиссий, иных органов, членами которых они являются, по решению Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики или их заместителей не выплачиваются компенсационные выплаты, заработная плата за время их отсутствия.
При систематическом неучастии депутата Палаты представителей в работе сессии, а также при нарушении им норм парламентской этики Палата представителей информирует об этом избирателей округа данного депутата.
Депутат Палаты представителей обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется посредством внесения в Палату представителей проектов законов и постановлений Палаты представителей и поправок к ним, за исключением случаев, установленных Конституцией Республики Беларусь.
Запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - вносимое депутатом Палаты представителей на сессии Палаты представителей, членом Совета Республики на сессии Совета Республики в письменной форме предложение дать официальное разъяснение или изложить позицию по интересующим их вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов или должностных лиц.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом, по вопросам, входящим в компетенцию этих органов.
Запрос должен быть включен в повестку дня палаты и при необходимости обсужден. Палата принимает в установленном порядке решение о направлении запроса соответствующему должностному лицу, к которому он обращен. Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано в течение двадцати сессионных дней дать ответ на запрос. Письменный ответ на запрос оглашается на сессии палаты. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе дать оценку ответу должностного лица на их запрос. По результатам обсуждения запроса и ответа на него может быть принято постановление палаты.
Запрос, ответ на него и постановление палаты Парламента, принятое по результатам его рассмотрения, подлежат официальному опубликованию.
Лица, к которым
обращен запрос, несут
установленную
В соответствии с ч.2 ст. 103 Конституции Республики Беларусь во время сессий Палаты представителей, Совета Республики одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики и ответов Правительства[16].
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с вопросом в устной (на заседании палаты) или письменной форме к Правительству и получить официальный ответ на заданный вопрос.
Вопрос в письменной форме заблаговременно передается в секретариат соответствующей палаты не позднее, чем за семь дней до дня проведения заседания палаты. Председатель палаты или его заместитель направляет приглашения членам Правительства с перечнем поступивших вопросов. В случае если приглашенный член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание Палаты представителей, Совета Республики, он в обязательном порядке дает официальный письменный ответ на предварительно заданный вопрос, который доводится до сведения парламентариев на этом заседании палаты.
Обращение депутата Палаты
представителей, члена
Совета Республики - изложенное в письменной
форме предложение к
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, к руководителям учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности и подчинения (далее - предприятие), иным должностным лицам по вопросам, связанным с их парламентской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов.
Местные Советы депутатов,
исполнительные и распорядительные
органы, другие государственные
органы, органы общественных
объединений, а также
руководители учреждений, организаций
и предприятий, иные должностные
лица, к которым обращаются
депутат Палаты представителей,
член Совета Республики по вопросам, входящим
в их компетенцию, обязаны дать ответ
на их обращение в устной или по
их требованию в письменной
форме безотлагательно, а
при необходимости
Депутат Палаты представителей,
член Совета Республики имеют
право принимать
Если депутат Палаты представителей, член Совета Республики не удовлетворены ответом на свое обращение, они вправе сделать запрос в соответствии с настоящим Законом.
Предложения и замечания депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, высказанные ими на сессиях Палаты представителей, Совета Республики или переданные в письменной форме председательствующему на заседании, рассматриваются соответственно Палатой представителей, Советом Республики, их постоянными комиссиями и иными органами либо направляются на рассмотрение соответствующим государственным органам и должностным лицам.
Государственные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания, внесенные на сессии Палаты представителей или Совета Республики, не позднее чем в месячный срок рассматривают эти предложения и замечания и о результатах сообщают в письменной форме непосредственно депутату Палаты представителей, члену Совета Республики либо председателю соответствующей палаты или Совету Палаты представителей, Президиуму Совета Республики.
Для осуществления депутатских полномочий депутаты Палаты представителей могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы, ассоциации, клубы, объединения.
Депутат Палаты представителей,
член Совета Республики проводят собрания
избирателей округа, населения административно-
В своей работе депутат Палаты представителей, член Совета Республики взаимодействуют с государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, политическими партиями и иными общественными объединениями. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе участвовать с правом совещательного голоса в рассмотрении государственными органами вопросов, поставленных в обращении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики [15].
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Важнейшие гарантии могут устанавливаться в конституциях государств. Более подробно гарантии депутатской деятельности закрепляются в законах о статусе депутатов, имеющих, как правило, главы о гарантии депутатской деятельности.
Существует расширительное толкование гарантий депутатской деятельности, а можно исходить и из более узкого толкования гарантий депутатской деятельности, но тогда от них следует отделить сами права (полномочия) депутата.