Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:03, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема определения конституционно-правового статуса членов белорусского парламента в науке конституционного права в на стоящее время стоит достаточно остро. В юридической литературе нет единства мнений по данному вопросу.
Цель: попытаться сформулировать определение конституционно-правового статуса лиц, избранных в состав белорусского парламента.
Задачи:
1. проанализировать понятия «конституционный статус» и «конституционно-правовой статус» субъекта права;
2. определить термин «правовой статус (положение)» субъекта права;
3. охарактеризовать производную от него категорию – «статус парламентария».
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.................................................................5
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ …….........……9
2.1 Права и обязанности как основной элемент конституционно-правового статуса депутата…………………………………………………………………......9
2.2 Правовые обязанности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь ………………......12
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ.............................14
3.1 Основные формы деятельности и процедуры парламентариев......................14
3.2 Формы деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь...............................20
ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................33
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ,
ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......................
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ …….........……9
2.1 Права и обязанности как основной
элемент конституционно-правового статуса
депутата…………………………………………………………
2.2 Правовые обязанности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь ………………......12
ГЛАВА 3 ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПАРЛАМЕНТАРИЕВ................
3.1 Основные формы деятельности
и процедуры парламентариев................
3.2 Формы деятельности депутата
Палаты представителей, члена Совета Республики
Национального собрания Республики Беларусь......................
ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема определения конституционно-правового статуса членов белорусского парламента в науке конституционного права в на стоящее время стоит достаточно остро. В юридической литературе нет единства мнений по данному вопросу.
Цель: попытаться сформулировать определение конституционно-правового статуса лиц, избранных в состав белорусского парламента.
Задачи:
В широком понимании статуса народного депутата можно рассматривать присутствие пяти элементов: политико-правовой природы депутатского мандата, оснований возникновения и сроков действия депутатского мандата, полномочий депутата, гарантий осуществления депутатских полномочий, отчетности, ответственности и поощрений депутатов.
Так же элементами конституционно-правового
статуса депутата можно признать
права и обязанности депутата,
его законные интересы. Под законными
интересами следует понимать интересы,
которые непосредственно не охватываются
содержанием установленных
Таким образом, правовой статус
парламентария может
Некоторые исследователи
считают, что право является одной
из форм социального регулирования,
пределы которого ограничены объективными
и субъективными факторами. Отсюда
следует, что парламентарий в
своей деятельности становится участником
возникающих в социуме
Методологическую базу данной
работы составляют метод анализа, синтеза,
сравнительно-правового
Структура работы: данная работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Предметом первоначального рассмотрения являются часто употребляемые в юридической науке категории – «конституционный статус» и «конституционно-правовой статус» субъекта права. В качестве исходного в нашем исследовании возьмем термин «статус» (от лат. status), в переводе на русский язык означающий «положение, состояние» [1, с. 680], поскольку тот «в конституционном праве имеет несколько воплощений в зависимости от роли, которую он играет в обозначении и фиксировании состояния участников конституционно-правовых отношений, и подходов к его характеристикам» [2, с. 3]. Данный термин является обязательной составляющей другого понятия – «конституционный статус», который в наиболее общем виде представляет собой правовое положение субъекта (участника) конституционно-правовых отношений, закрепленное непосредственно в Основном законе государства. Конституционно-правовой же статус является нормативно правовой категорией, которая фиксирует нормы конституции и иных источников конституционного права. Однако стоит считать, что конституционно-правовой статус – более широкое понятие, чем конституционный статус [2, с. 4].
Существенным для нашего исследования является тот факт, что нормативный статус белорусского парламентария в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» соотносится с категориями прав, обязанностей и гарантий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь[15]. Между тем ответственность парламентариев выносится за пределы понятия статуса парламентария. Ответственность является неотъемлемой частью статуса данной категории лиц, так как она непосредственно связана с надлежащим выполнением парламентариями возложенных на них полномочий.
Депутатом Палаты представителей
в соответствии с Законом Республики
Беларусь от 4 ноября 1998 г. «О статусе
депутата Палаты представителей, члена
Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь» является свободно
избранный народом
Членом Совета Республики может
быть гражданин Республики Беларусь,
достигший 30 лет и проживший на
территории соответствующей области,
в городе Минске не менее пяти лет.
Он наделен в установленном
Однако нельзя одновременно являться членом двух палат Парламента. Не допускается так же возможность совмещения обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь, либо судьи.
Участие Палаты представителей и Совета Республики в осуществлении государственной власти осуществляется в пределах их полномочий и основывается на активном и равноправном участии в ее работе каждого депутата и члена. Важнейшим направлением деятельности депутата Палаты представителей является участие в законотворческом процессе. Член Совета Республики участвует в рассмотрении вопросов, отнесенных Конституцией Республики Беларусь к компетенции Совета Республики [3, с. 20].
Срок полномочий депутата Палаты представителей,
члена Совета Республики - четыре года.
Срок исполнения полномочий депутатом
Палаты представителей, членом Совета
Республики начинается со дня первого
заседания вновь избранных
Депутат Палаты представителей, Член Совета Республики освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления им своих полномочий, и не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики по уровню заработной платы, медицинского, санаторно-курортного и социально-бытового обеспечения приравниваются к министрам Республики Беларусь. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь.
Полномочия депутата Палаты представителей, члена Совета Республики по решению соответственно Палаты представителей, Совета Республики могут быть досрочно прекращены по ряду случаев. Это может быть связано с избранием или назначением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на должность несовместимую с выполнением полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики. Так же в случае если будет подано письменное заявление о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их исполнению. Кроме того суд может признать их недееспособными [15].
Деятельность депутата Палаты представителей нового созыва может быть прекращена в случае несогласия в течение трех месяцев перейти на профессиональную работу в Палату представителей. Так же возможно признания выборов или полномочий отдельных депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики недействительными, а так же в случае вступления силу обвинительного приговора Верховного Суда Республики Беларусь в отношении лица, являющегося депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики.
Так же возможны случаи утраты депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики гражданства Республики Беларусь и отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.
ГЛАВА 2
ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПАРЛАМЕНТАРИЕВ
2.1 Права и обязанности
как основной элемент
Во введении данной работы
было принято решение, что можно
считать, что в структуре конституционно-правового
статуса можно выделить ряд
элементов. Одним из них является
права и обязанности или
Этот элемент занимает основное место в обобщенной юридической характеристике любого субъекта конституционного права и служит правовой целью установления такого статуса.
Права и обязанности как
основной элемент конституционно-
В конституционно-правовом
статусе гражданина, как правило,
выделяют следующие группы прав: личные
(гражданские), политические, экономические,
социальные и культурные. В конституционно-правовом
статусе депутата конкретизируется
реализация гражданином, прежде всего,
его политических прав и свобод,
которые предназначены для
Права и обязанности депутата, выступая элементом его конституционно-правового статуса, являются конкретизацией политических прав и свобод гражданина, и, в первую очередь, права на осуществление народовластия. При этом в конституционно-правовом статусе депутата ряд политических прав не просто сохраняется, но и приобретает большее значение (например, право избирать и быть избранным). В конституционно-правовом статусе гражданина указанное право осуществляется в рамках общих отношений народовластия на основе принципов избирательного права [7, c. 21].
Как представляется, в конституционно-правовом статусе депутата носителем политических прав и обязанностей является ограниченный (специфический) круг субъектов — граждане, избранные депутатами. Политические права и свободы определяют правовое положение гражданина в системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти.
Вместе с тем реализация соответствующих прав и обязанностей депутата, как и политических прав и свобод граждан, не может быть безграничной. Ограничения свободы личности разумны, когда они соответствуют уровню политического, правового и нравственного сознания людей. Мера правовых ограничений отыскивается в самих общественных отношениях. Разработка проблемы пределов осуществления конституционных прав и свобод граждан позволит выявить особенности механизма их реализации, будет способствовать усилению влияния процесса их применения в правомерном поведении личности. Правомерное ограничение реализации прав и свобод человека и гражданина предусмотрено: принципами и нормами Конституции; б) законом на основе и в соответствии с Конституцией.