Правовой статус арк

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В конституционном развитии Автономной республики Крым отчетливо проявились объективно существующие общемировые тенденции конституционного развития, направленные на достижение глобального конституционного идеала, реализуемые в конституционном праве каждого конкретного государства в соответствии с его уникальной национальной спецификой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Особенности правового статуса автономии в составе унитарного государства………………………………………………………………………4
2.Правовое положение Автономной республики Крым в составе
Украины…………………………………………………………………………..11
3.Правовой статус органов власти Автономной республики Крым и их компетенция……………………………………………………………………...17
4.Правовые основы взаимоотношений высших государственных органов Украины и АР Крым в свете построения в Украине правового демократичного государства……………………………………………………27
5.Автономная республика Крым как неотъемлемая часть Украины………...30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Правовй стату АР Крым Курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    Право внесения проектов нормативно-правовых актов в Верховную Раду Крыма  принадлежит депутатам Верховной  Рады Крыма, которые реализуют его  индивидуально или коллективно, а также Совету министров Крыма.

    Нормативно-правовые акты Верховной Рады Крыма подписываются Председателем Верховной Рады Крыма в течение 14 дней после их принятия и вступают в силу в порядке, установленном Конституцией Автономной Республики Крым и нормативно-правовыми актами Верховной Рады Крыма.

    Организация и деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым основываются на разделении полномочий между ними; подконтрольности, подотчетности и ответственности перед Верховной Радой Автономной Республики Крым как представительным органом, избираемым непосредственно гражданами, органов, образуемых или формируемых ею, должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Верховной Радой Автономной Республики Крым.

    Совет министров Автономной Республики Крым является высшим органом исполнительной власти в Автономной Республике Крым, подконтролен и подотчетен Верховному Совету Автономной Республики Крым (Верховному Совету Крыма).

    Совет министров Автономной Республики Крым является коллегиальным органом, возглавляющим  систему республиканских органов исполнительной власти и обеспечивающим их согласованную деятельность.

    Совет министров Автономной Республики Крым правомочен решать все вопросы, отнесенные к его ведению и не входящие в компетенцию Верховного Совета Крыма, Президиума Верховного Совета Крыма и органов местного самоуправления.

    Совет министров Автономной Республики Крым и местные исполнительные органы, районные администрации обеспечивают исполнение делегированных Автономной Республике Крым государственных функций  и полномочий.

    Совет министров Автономной Республики Крым в пределах своей компетенции организует исполнение законов и иных решений Верховного Совета Украины и Верховного Совета Крыма, осуществляя систематический контроль за исполнением законов и иных нормативно-правовых актов Украины и Автономной Республики Крым другими органами исполнительной власти Автономной Республики Крым, принимает меры по устранению их нарушения.

    Совет министров Автономной Республики Крым обладает правом законодательной инициативы в Верховный Совет Крыма.

    Структура Совета министров Автономной Республики Крым, компетенция, порядок формирования и деятельности, отношения Совета министров Автономной Республики Крым с государственными и республиканскими органами, органами местного самоуправления и местной исполнительной власти определяются на основе Конституции Украины, Конституции Автономной Республики Крым и настоящего Закона.

    Основные  принципы и задачи деятельности Совета министров Автономной Республики Крым

    Совет министров Автономной Республики Крым, руководствуясь в своей деятельности принципами народовластия, разделения властей, законности и гласности:

    - обеспечивает комплексное социально-экономическое  развитие Автономной Республики  Крым;

    - обеспечивает на территории Автономной  Республики Крым защиту прав и законных интересов граждан, республики и государства;

    - обеспечивает сочетание централизованного  решения вопросов управления  с развитием инициативы органов  местного самоуправления, коллегиального  рассмотрения и решения вопросов  Совета министров Автономной Республики Крым с персональной ответственностью членов Совета министров Автономной Республики Крым за проведение в жизнь принятых им решений и состояние дел на порученных участках работы в сфере, отнесенной к их компетенции;

    - выявляет и использует при решении соответствующих вопросов предложения общегосударственных, республиканских органов и общественных организаций, трудовых коллективов и граждан;

    - информирует население о своей  работе и о принятых решениях.

 

     4.Правовые основы  взаимоотношений  высших государственных органов Украины и АР Крым в свете построения в Украине правового демократичного государства 

    В соответствии со ст.2 Конституции Крыма  в случае противоречия положений  нормативно-правовых актов Верховной  Рады Автономной Республики Крым и  актов Совета министров Автономной Республики Крым Конституции Украины, законам Украины действуют положения Конституции Украины, законов Украины.

    Первый  законодательный акт Украины - Закон  УССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» признавал органы публичной власти этого автономного образования органами государственной власти. В частности, согласно ст. 2 этого Закона, Крымский областной Совет народных депутатов временно, до принятия Конституции Крымской АССР и создание на ее основе конституционных органов государственной власти, признавалась высшим органом государственной власти на территории Крымской АССР и ей предоставлялся статус Верховного Совета Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. Верховная Рада и Совет министров Автономной Республики Крым признавались органами государственной власти фактически до момента принятия Конституции Украины 1996 года.

    Достаточно  показательным является и тот  факт, что, в соответствии с законодательными актами Украины и положений Конституции Автономной Республики Крым от 6 мая 1992 г., Верховной Раде Автономной Республики Крым предоставлялось право принимать нормативно-правовые акты, которые назывались «закон». И она довольно часто пользовалась этим правом, что еще раз подтверждало ее правовую природу как органа именно государственной власти.

    Однако  с принятием Конституции Украины 1996 года такая ситуация кардинально  меняется. Сначала Основной Закон  Украины (ст. 136), а затем и Конституция  Автономной Республики Крым (п. 3 ст. 1) и текущее законодательство Украины признали Верховную Раду Автономной Республики Крым уже не органом государственной власти, а лишь «представительским органом», причем без законодательной функции.

    Статья 1 (п. 3) Конституции Автономной Республики Крым закрепляет за Верховной Радой Автономной Республики Крым представительские, нормотворческие, контрольные функции и полномочия в пределах ее компетенции. Совет министров Автономной Республики Крым конституируется как «правительство», но также не признается органом государственной власти.

    В Конституции Автономной Республики Крым Верховная Рада и Совет министров  автономии определяются лишь как  «органы власти» без конкретизации  ее юридической природы как «государственного».

    Законодатель  не случайно пошел именно таким путем конституционно-правовой регламентации статуса органов публичной власти Автономной Республики Крым, поскольку по своей правовой природе они существенно отличаются от органов государственной власти. Ведь во всех остальных случаях конституционное законодательство четко определяет органы публичной власти или как органы государственной власти, или в качестве органов местного самоуправления. И поэтому наличие у органов публичной власти автономного образования своей особой власти - власти автономии обоснованно можно считать вторым признаком, отличающим ее от других институтов.

    Одновременно  необходимо отметить, что в Конституции  Украины наблюдается определенная несогласованность (или незавершенность) правовой регламентации этих проблем. Так, согласно ст. 5 Конституции Украины, носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине признается народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    В связи с этим непонятно, к какому виду органов публичной власти относит Основной Закон Украины Верховную Раду и Совет министров Автономной Республики Крым. Конституция Украины определяет ее как представительный орган Автономной Республики Крым. Вместе с тем отмечается, что правительством Автономной Республики Крым является Совет министров Автономной Республики Крым. Недостаточно четкое определение правового статуса указанных органов свидетельствует о нежелании парламента Украины идти на конфронтацию с Верховной Радой Автономной Республики Крым, ведь при законодательном определении правового статуса указанных выше органов власти является высокая вероятность возникновения конфликта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     5.Автономная республика  Крым как неотъемлемая  часть Украины 

    Согласно  ст. 2 Основного Закона, суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию, и Украина является унитарным государством. Статья 133 Конституции Украины закрепляет, что Автономная республика Крым, вместе с административно-территориальными единицами, являются составной частью административно-территориального устройства Украины. Вместе с тем Конституция Украины содержит даже не отдельную статью, а целый раздел, который называется «Автономная республика Крым», и закрепляет основы ее правового статуса в составе Украины.

    Анализ  положений этого раздела гласит, что Автономная Республика Крым имеет определенные признаки государственности, а именно: в названии этого автономного образования является слово «Республика», она имеет свою Конституцию; она имеет свой особый представительский орган - Верховный Совет Автономной Республики Крым, в которой есть право принимать Конституцию и другие нормативно-правовые акты Автономной Республики Крым; она также имеет свое правительство - Совет министров, который также издает нормативно-правовые акты; имеет свою территорию, свои флаг, герб, гимн, столицу, государственный язык.

    Однако  названные признаки государственности  существенно ограничиваются другими  нормами раздела Х Конституции  Украины: Конституция Автономной Республики Крым должна быть утверждена не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины; нормативно-правовые акты властных органов Автономной Республики Крым принимаются согласно Конституции Украины, законов Украины, актов Президента и Кабинета Министров Украины и на их исполнение. Кроме этого, Автономная республика Крым имеет право осуществлять нормативное регулирование исключительно по вопросам, которые определены ст. 137 Конституции Украины. К этим вопросам относятся, в основном, вопросы местного хозяйства; полномочия, порядок формирования Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики и некоторые другие.

    Приведенные положения Основного Закона Украины  дают основания сделать вывод, что  Автономная Республика Крым в составе  Украины является полуполитической автономией (исходя из того понимания этого вида автономии, которое приводилось выше),поскольку политические полномочия этого образования достаточно существенно ограничены Конституцией Украины.

    Вместе  с тем это еще раз подчеркивает, что Автономная Республика Крым не является обычной административно-территориальной автономией, а тем более - обычной административно-территориальной единицей. Ведь ни одна из них не наделена правом принимать собственную Конституцию, хотя и в соответствии с общегосударственной Конституцией. Весьма характерны и причины образования в составе Украины Автономной Республики Крым. Для их наиболее полного анализа необходимо кратко обратиться к истории. Впервые на территории Крымского полуострова республика была провозглашена еще в 1918 Двадцать восьмого-тридцатого января 1918 Чрезвычайный съезд Советов Тавридской губернии образовал ЦИК Тавриды как центральный орган власти Советов. А уже 21 марта ЦИК Тавриды принял решение об образовании Советской Социалистической Республики Тавриды. Однако эта республика просуществовала лишь немногим более одного месяца. Вскоре после ее провозглашения Крым был захвачен австро-германскими войсками, и почти два с половиной года на территории Крыма шла гражданская война.

    После возобновления в Крыму советской власти Таврическая Республика восстановлена не была. Восемнадцатого октября 1921ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об образовании Крымской Автономной Социалистической Советской Республики - территориальной автономии (поскольку на ее территории проживало большое количество представителей различных национальностей) в составе РСФСР. Крымская АССР как субъект РСФСР просуществовала почти 24 года, пока в июне 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ее не была преобразована в Крымскую область. А в 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР, учитывая общность экономики, территориальную близость, тесные хозяйственные и культурные связи Крымской области и Украины, принял решение о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской Советской Социалистической Республики. С тех пор и до 1991 г. Крым был конституционно определен как обычную административно-территориальную единицу - область в составе УССР, которая, собственно, ничем не отличалась от других областей.

    Анализ  политических реалий, сложившихся в конце 80-х - начале 90-х гг.свидетельствует, что распад СССР привел к своего рода «парада» суверенитетов - союзные республики начали провозглашать свою государственную независимость. После нескольких десятков лет тоталитаризма наблюдалась определенная эйфория от широких демократических изменений. Проблема правового статуса Крыма, которую не могли поднимать в условиях существования в СССР тоталитарного режима, приобрела особую актуальность в период демократизации общественной жизни - перед законодательным органом УССР встал вопрос о восстановлении в Крыму территориальной автономии.

Информация о работе Правовой статус арк