Правовой статус арк

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В конституционном развитии Автономной республики Крым отчетливо проявились объективно существующие общемировые тенденции конституционного развития, направленные на достижение глобального конституционного идеала, реализуемые в конституционном праве каждого конкретного государства в соответствии с его уникальной национальной спецификой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Особенности правового статуса автономии в составе унитарного государства………………………………………………………………………4
2.Правовое положение Автономной республики Крым в составе
Украины…………………………………………………………………………..11
3.Правовой статус органов власти Автономной республики Крым и их компетенция……………………………………………………………………...17
4.Правовые основы взаимоотношений высших государственных органов Украины и АР Крым в свете построения в Украине правового демократичного государства……………………………………………………27
5.Автономная республика Крым как неотъемлемая часть Украины………...30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Правовй стату АР Крым Курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    Можно отметить, что существование того или иного вида автономии в  унитарном государстве вполне оправдано, поскольку часто решает определенную этническую, национальную, социальную или политическую проблему в том или ином государстве.

    Так, например, именно автономия стала  одним из факторов обеспечения этнополитической стабильности таких унитарных государств, как Испания (страна Басков, Каталония, Андалусия, Галисия), Португалия (Азорские острова и остров Мадейра), Финляндия (Аландские острова), Дания (Фарерские острова и Гренландия), Франция (Корсика) и т.д.

    К формальным признакам автономии также можно отнести и то, что субъект любой автономии не имеет права в одностороннем порядке провозгласить свою независимость или выйти из состава государства, поскольку автономия - это неотъемлемая часть государства, ею создана, и действует исключительно в пределах, которые определены государством на уровне ее конституции (причем эти пределы не могут быть самостоятельно изменены самой автономией).

    Например, в ст. 2 Конституции Украины установлено  общее правило - территория Украины  в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна, а в ст. 134 конкретизировано его относительно правового статуса Автономной Республики Крым, которая провозглашается неотъемлемой составной частью Украины. То есть Автономная республика Крым - это лишь внутреннее самоуправление части государства в рамках общей Конституции суверенного государства Украина.

    Характерной особенностью правового статуса  Автономной Республики Крым в составе  Украины можно считать именно отсутствие у нее суверенитета, походную природу ее публичной власти от суверенитета Украины. Сущность автономии в унитарном государстве заключается также и в том, что автономия является действенным средством обеспечения существенной децентрализации в осуществлении публичной власти. 
 
 

 

     2.Правовое положение Автономной республики Крым в составе Украины 

    Рассматривая  правовой статус Автономной Республики Крым, важно определиться, к какому виду автономии следует отнести  эту республику в качестве автономного  образования, а также выяснить, какие  конкретные политические, экономические, национальные, исторические, культурные и другие факторы предшествовало ее созданию в составе Украины и обусловили особенности ее сегодняшнего правового статуса.

    Согласно  ст. 133 Конституции Украины, в состав Украины, наряду с областями, городами Киевом и Севастополем, входит Автономная республика Крым, которая имеет особый конституционно-правовой статус.

    Правовой  статус Автономной Республики Крым определяется нормативно-правовыми актами: Конституцией Украины, законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и другими актами.

    Конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым составляют следующие основные элементы:

    1) полномочия (совокупность прав и  обязанностей);

    2) предметы ведения (сферы общественных  отношений, в которых Автономная республика Крым имеет право осуществлять нормативно-правовое регулирование);

    3) функции Автономной Республики  Крым (основные направления деятельности);

    4) принципы, на которых основывается  правовой статус (основополагающие  правовые идеи, которые отражены в Конституции Украины и Конституции Автономной Республики Крым);

    5) гарантии Автономной Республики  Крым (условия обеспечения осуществления  полномочий Автономной Республики  Крым) [8,c.76].

    Согласно  ст. 1 «Статус Автономной Республики Крым, Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым» Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определённых Конституцией Украины, решает вопросы, отнесённые к её ведению.

    Автономная  Республика Крым является неотъемлемой частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

    Статья 135 Конституции Украины говорит, что Автономная Республика Крым имеет Конституцию Автономной Республики Крым, которую принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым и утверждает Верховная Рада Украины не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины.

    Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым и решения Совета министров Автономной Республики Крым не могут противоречить Конституции и законам Украины и принимаются в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины и во их исполнение.

    Статья 136 Конституции Украины гласит, что Представительным органом Автономной Республики Крым является Верховная Рада Автономной Республики Крым.

    Верховная Рада Автономной Республики Крым в  пределах своих полномочий принимает  решения и постановления, являющиеся обязательными к исполнению в Автономной Республике Крым.

    Правительством  Автономной Республики Крым является Совет министров Автономной Республики Крым. Председатель Совета министров  Автономной Республики Крым назначается  на должность и освобождается от должности Верховной Радой Автономной Республики Крым по согласованию с Президентом Украины.

    Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

    Правосудие  в Автономной Республике Крым осуществляется судами, которые входят в единую систему судов Украины.

    Автономная  Республика Крым осуществляет нормативное  регулирование по вопросам:

    1) сельского хозяйства и лесов; 

    2) мелиорации и карьеров;

    3) общественных работ, ремесел и  промыслов; благотворительной деятельности;

    4) градостроительства и жилищного хозяйства;

    5) туризма, гостиничного дела, ярмарок; 

    6) музеев, библиотек, театров, других  учреждений культуры, историко-культурных  заповедников;

    7) транспорта общего пользования,  автодорог, водопроводов;

    8) охоты, рыболовства; 

    9) санитарной и лечебной служб.

    По  мотивам несоответствия нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым Конституции Украины  Президент Украины может приостановить  действие для нормативно -правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности [8,c.81].

    К ведению Автономной Республики Крым относится:

    1) назначение выборов депутатов  Верховной Рады Автономной Республики  Крым, утверждение состава избирательной  комиссии Автономной Республики Крым, утверждение состава избирательной комиссии Автономной Республики Крым;

    2) организация и проведение местных  референдумов;

    3) управление имуществом, принадлежащим  Автономной Республике Крым;

    4) разработка, утверждение и исполнение бюджета Автономной Республики Крым на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины;

    5) разработка, утверждение и реализация  программ Автономной Республики  Крым по вопросам социально-экономического  и культурного развития, рационального природопользования, охраны окружающей среды - в соответствии с общегосударственными программами;

    6) признание статуса местностей  как курортов; установление зон  санитарной охраны курортов;

    7) участие в обеспечении прав  и свобод граждан, национального  согласия, содействие охране правопорядка и общественной безопасности;

    8) обеспечение функционирования и  развития государственного и  национального языков и культур  в Автономной Республике Крым, охрана и использование памятников  истории; 

    9) участие в разработке и реализации государственных программ возвращения депортированных народов;

    10) инициирование введения чрезвычайного  положения и установление зон  чрезвычайной экологической ситуации  в Автономной Республике Крым  или в отдельных ее местностях. Законами Украины Автономной Республики Крым могут быть делегированы также иные полномочия.

    В Автономной Республике Крым действует  Представительство Президента Украины, статус которого определяется законом  Украины  (ст.139 Конституции Украины).

    Характерной особенностью автономии является, на наш взгляд, наличие собственного, более широкого, по сравнению с органами местного самоуправления, предмета ведения. Так, например, в Украине предмет ведения Автономной Республики Крым закреплено в ст. 137 и 138 Конституции Украины и детализирован в Конституции Автономной Республики Крым.

    В частности, Основной Закон Украины  закрепляет положение о том, что  Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование по вопросам: сельского хозяйства и лесов; мелиорации и карьеров; общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительности; градостроительства и жилищного хозяйства; туризма, гостиничного дела, ярмарок; музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников; транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов; охоты, рыболовства; санитарной и лечебной служб и по другим вопросам, делегированных законами Украины, а ст. 138 закрепляет перечень полномочий, которые относятся к ведению Автономной Республики Крым.

    О достаточно высоком правовом статусе Автономной Республики Крым, по которым она существенно отличается от областей в Украине, свидетельствуют ее основные полномочия, которые закреплены в главе 5 Конституции Автономной Республики Крым. Особенно показательны ее полномочия в политико-правовой и в социально-экономической, в том числе в бюджетной сферах, которые Конституция закрепляет достаточно детально.

    Сравнивая эти конституционные полномочия Автономной Республики Крым и полномочия органов местного самоуправления, закрепленных в. 143 Конституции Украины, можно сделать вывод, что у последних значительно более узким как по объему, так и по содержанию. Особенно отличаются их полномочия в сфере нормативного регулирования общественных отношений [8,c.84].

    Также необходимо отметить, что предмет ведения автономного образования, как правило, четко определен или на уровне общегосударственной конституции (в унитарном государстве, например, Украина), либо в специальных договорах о разграничении полномочий, который заключается между центральными органами государственной власти и органами публичной власти автономии (в федеративном государстве, например, Российская Федерация), или в специальных законах о правовом статусе автономии. Однако этот признак присущ далеко не всем автономным образованием - достаточно сравнить правовой статус различных видов автономных образований в Российской Федерации. 

     

     

 

     3.Правовой статус  органов власти  Автономной республики  Крым и их компетенция 

    Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

    Верховная Рада Автономной Республики Крым является представительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет представительные, нормотворческие, контрольные функции  и полномочия в пределах своей  компетенции.

    Верховная Рада Крыма является представительным органом Автономной Республики Крым, представляющим интересы граждан, общие интересы населения, территориальных громад, местного самоуправления, Автономной Республики Крым в целом, и осуществляет свои полномочия с целью содействия и обеспечения реализации их прав и законных интересов, а также решения вопросов сбалансированного социально-экономического, культурного и иного развития Автономной Республики Крым.

Информация о работе Правовой статус арк