Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:50, курсовая работа
Актуальность темы. В конституционном развитии Автономной республики Крым отчетливо проявились объективно существующие общемировые тенденции конституционного развития, направленные на достижение глобального конституционного идеала, реализуемые в конституционном праве каждого конкретного государства в соответствии с его уникальной национальной спецификой.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Особенности правового статуса автономии в составе унитарного государства………………………………………………………………………4
2.Правовое положение Автономной республики Крым в составе
Украины…………………………………………………………………………..11
3.Правовой статус органов власти Автономной республики Крым и их компетенция……………………………………………………………………...17
4.Правовые основы взаимоотношений высших государственных органов Украины и АР Крым в свете построения в Украине правового демократичного государства……………………………………………………27
5.Автономная республика Крым как неотъемлемая часть Украины………...30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..35
Можно отметить, что существование того или иного вида автономии в унитарном государстве вполне оправдано, поскольку часто решает определенную этническую, национальную, социальную или политическую проблему в том или ином государстве.
Так, например, именно автономия стала одним из факторов обеспечения этнополитической стабильности таких унитарных государств, как Испания (страна Басков, Каталония, Андалусия, Галисия), Португалия (Азорские острова и остров Мадейра), Финляндия (Аландские острова), Дания (Фарерские острова и Гренландия), Франция (Корсика) и т.д.
К формальным признакам автономии также можно отнести и то, что субъект любой автономии не имеет права в одностороннем порядке провозгласить свою независимость или выйти из состава государства, поскольку автономия - это неотъемлемая часть государства, ею создана, и действует исключительно в пределах, которые определены государством на уровне ее конституции (причем эти пределы не могут быть самостоятельно изменены самой автономией).
Например,
в ст. 2 Конституции Украины
Характерной
особенностью правового статуса
Автономной Республики Крым в составе
Украины можно считать именно
отсутствие у нее суверенитета, походную
природу ее публичной власти от суверенитета
Украины. Сущность автономии в унитарном
государстве заключается также и в том,
что автономия является действенным средством
обеспечения существенной децентрализации
в осуществлении публичной власти.
2.Правовое положение
Автономной республики
Крым в составе Украины
Рассматривая правовой статус Автономной Республики Крым, важно определиться, к какому виду автономии следует отнести эту республику в качестве автономного образования, а также выяснить, какие конкретные политические, экономические, национальные, исторические, культурные и другие факторы предшествовало ее созданию в составе Украины и обусловили особенности ее сегодняшнего правового статуса.
Согласно ст. 133 Конституции Украины, в состав Украины, наряду с областями, городами Киевом и Севастополем, входит Автономная республика Крым, которая имеет особый конституционно-правовой статус.
Правовой статус Автономной Республики Крым определяется нормативно-правовыми актами: Конституцией Украины, законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и другими актами.
Конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым составляют следующие основные элементы:
1) полномочия (совокупность прав и обязанностей);
2)
предметы ведения (сферы
3)
функции Автономной Республики
Крым (основные направления
4) принципы, на которых основывается правовой статус (основополагающие правовые идеи, которые отражены в Конституции Украины и Конституции Автономной Республики Крым);
5)
гарантии Автономной
Согласно ст. 1 «Статус Автономной Республики Крым, Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым» Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определённых Конституцией Украины, решает вопросы, отнесённые к её ведению.
Автономная Республика Крым является неотъемлемой частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению.
Статья 135 Конституции Украины говорит, что Автономная Республика Крым имеет Конституцию Автономной Республики Крым, которую принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым и утверждает Верховная Рада Украины не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым и решения Совета министров Автономной Республики Крым не могут противоречить Конституции и законам Украины и принимаются в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины и во их исполнение.
Статья 136 Конституции Украины гласит, что Представительным органом Автономной Республики Крым является Верховная Рада Автономной Республики Крым.
Верховная Рада Автономной Республики Крым в пределах своих полномочий принимает решения и постановления, являющиеся обязательными к исполнению в Автономной Республике Крым.
Правительством Автономной Республики Крым является Совет министров Автономной Республики Крым. Председатель Совета министров Автономной Республики Крым назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой Автономной Республики Крым по согласованию с Президентом Украины.
Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Правосудие в Автономной Республике Крым осуществляется судами, которые входят в единую систему судов Украины.
Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование по вопросам:
1) сельского хозяйства и лесов;
2) мелиорации и карьеров;
3)
общественных работ, ремесел и
промыслов; благотворительной
4) градостроительства и жилищного хозяйства;
5) туризма, гостиничного дела, ярмарок;
6) музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников;
7)
транспорта общего пользования,
8) охоты, рыболовства;
9) санитарной и лечебной служб.
По
мотивам несоответствия нормативно-правовых
актов Верховной Рады Автономной
Республики Крым Конституции Украины
Президент Украины может
К ведению Автономной Республики Крым относится:
1)
назначение выборов депутатов
Верховной Рады Автономной
2)
организация и проведение
3) управление имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым;
4) разработка, утверждение и исполнение бюджета Автономной Республики Крым на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины;
5)
разработка, утверждение и реализация
программ Автономной
6) признание статуса местностей как курортов; установление зон санитарной охраны курортов;
7)
участие в обеспечении прав
и свобод граждан,
8)
обеспечение функционирования
9) участие в разработке и реализации государственных программ возвращения депортированных народов;
10)
инициирование введения
В Автономной Республике Крым действует Представительство Президента Украины, статус которого определяется законом Украины (ст.139 Конституции Украины).
Характерной особенностью автономии является, на наш взгляд, наличие собственного, более широкого, по сравнению с органами местного самоуправления, предмета ведения. Так, например, в Украине предмет ведения Автономной Республики Крым закреплено в ст. 137 и 138 Конституции Украины и детализирован в Конституции Автономной Республики Крым.
В частности, Основной Закон Украины закрепляет положение о том, что Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулирование по вопросам: сельского хозяйства и лесов; мелиорации и карьеров; общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительности; градостроительства и жилищного хозяйства; туризма, гостиничного дела, ярмарок; музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников; транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов; охоты, рыболовства; санитарной и лечебной служб и по другим вопросам, делегированных законами Украины, а ст. 138 закрепляет перечень полномочий, которые относятся к ведению Автономной Республики Крым.
О достаточно высоком правовом статусе Автономной Республики Крым, по которым она существенно отличается от областей в Украине, свидетельствуют ее основные полномочия, которые закреплены в главе 5 Конституции Автономной Республики Крым. Особенно показательны ее полномочия в политико-правовой и в социально-экономической, в том числе в бюджетной сферах, которые Конституция закрепляет достаточно детально.
Сравнивая эти конституционные полномочия Автономной Республики Крым и полномочия органов местного самоуправления, закрепленных в. 143 Конституции Украины, можно сделать вывод, что у последних значительно более узким как по объему, так и по содержанию. Особенно отличаются их полномочия в сфере нормативного регулирования общественных отношений [8,c.84].
Также
необходимо отметить, что предмет ведения
автономного образования, как правило,
четко определен или на уровне общегосударственной
конституции (в унитарном государстве,
например, Украина), либо в специальных
договорах о разграничении полномочий,
который заключается между центральными
органами государственной власти и органами
публичной власти автономии (в федеративном
государстве, например, Российская Федерация),
или в специальных законах о правовом
статусе автономии. Однако этот признак
присущ далеко не всем автономным образованием
- достаточно сравнить правовой статус
различных видов автономных образований
в Российской Федерации.
3.Правовой статус
органов власти
Автономной республики
Крым и их компетенция
Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Верховная Рада Автономной Республики Крым является представительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет представительные, нормотворческие, контрольные функции и полномочия в пределах своей компетенции.
Верховная Рада Крыма является представительным органом Автономной Республики Крым, представляющим интересы граждан, общие интересы населения, территориальных громад, местного самоуправления, Автономной Республики Крым в целом, и осуществляет свои полномочия с целью содействия и обеспечения реализации их прав и законных интересов, а также решения вопросов сбалансированного социально-экономического, культурного и иного развития Автономной Республики Крым.