Правовой статус арк

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В конституционном развитии Автономной республики Крым отчетливо проявились объективно существующие общемировые тенденции конституционного развития, направленные на достижение глобального конституционного идеала, реализуемые в конституционном праве каждого конкретного государства в соответствии с его уникальной национальной спецификой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Особенности правового статуса автономии в составе унитарного государства………………………………………………………………………4
2.Правовое положение Автономной республики Крым в составе
Украины…………………………………………………………………………..11
3.Правовой статус органов власти Автономной республики Крым и их компетенция……………………………………………………………………...17
4.Правовые основы взаимоотношений высших государственных органов Украины и АР Крым в свете построения в Украине правового демократичного государства……………………………………………………27
5.Автономная республика Крым как неотъемлемая часть Украины………...30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Правовй стату АР Крым Курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Особенности  правового статуса автономии  в составе унитарного государства………………………………………………………………………4

2.Правовое положение  Автономной республики Крым в  составе 

Украины…………………………………………………………………………..11

3.Правовой статус органов власти Автономной республики Крым и их компетенция……………………………………………………………………...17

4.Правовые основы  взаимоотношений высших государственных  органов Украины и АР Крым  в свете построения в Украине  правового демократичного государства……………………………………………………27

5.Автономная  республика Крым как неотъемлемая  часть Украины………...30

Заключение………………………………………………………………………34

Список использованных источников…………………………………………..35

 

     Введение 

    Актуальность  темы. В конституционном развитии Автономной республики Крым отчетливо проявились объективно существующие общемировые тенденции конституционного развития, направленные на достижение глобального конституционного идеала, реализуемые в конституционном праве каждого конкретного государства в соответствии с его уникальной национальной спецификой. Эти тенденции имеют свои особенности, формы, проявления и механизмы, характерные для эволюции основных законов развивающихся стран. Конституция Крыма представляет собой "модель" для изучения специфики конституционной эволюции развивающихся государств, базирующихся на общедемократических принципах.

    Действующее законодательство в сфере правового  положения автономии в условиях унитарного государства отличается непоследовательностью, противоречивостью  и поэтому требует дальнейшего совершенствования в практике организации государственной власти, законотворчества и управления. 

    Цель  работы- изучить конституционно- правовой статус Автономной республики Крым.

    Задачи  в работе:

1. Изучить особенности правового статуса автономии в составе унитарного государства и правовое положение Автономной республики Крым в составе

Украины;

2. Рассмотреть  правовой статус органов власти Автономной республики Крым и их компетенция и основы взаимоотношений высших государственных органов Украины и АР Крым в свете построения в Украине правового демократичного государства;

3.Рассмотреть Автономную республику Крым как неотъемлемую часть Украины.

 

     1.Особенности правового  статуса автономии  в составе унитарного  государства 

    Автономная  республика - это форма политической организации населения, проживающего на территории автономии (а не только этнических или религиозных общественных групп). Кроме того, мировая практика государственного строительства, и украинский опыт частности, свидетельствуют, что провозглашение автономии определенной административно-территориальной единицы может быть обусловлено историческими, экономическими, политическими, культурными, моральными, собственно территориальными и другими факторами.

    Различные виды автономии существуют в составе более чем двадцати унитарных государств. Кроме Украины административные автономные образования входят в состав таких унитарных государств, как Великобритания, имеющая в своем составе автономии: Северную Ирландию, остров Мэн и ряд других малых островов; Габон - автономный район Гамба; Дания - Фарерские острова, Гренландию, Испания - Страну Басков, Каталонию, Андалусию, Галисию и др.; Италия - Сицилию, Сардинию, долину Аоста и другие административные области; Финляндия - Алонские острова; Франция - остров Корсика и др.

    Автономия происходит от греческого слова autonomia, что переводится как самоуправление, независимость. В наиболее общем  своем значении термин «автономия»  означает определенную меру самостоятельности, которой наделена часть относительно целого. В государственно-правовом же аспекте понятия «автономия» приобретает особый смысл, поскольку оно тесно взаимосвязано с другими государственными явлениями: автономия рассматривается как самоуправление части государственной территории, непосредственно или косвенно подчинена центральным органам государственной власти с целью ее децентрализации. При этом последние осуществляют общее руководство и контроль за автономным образованием.

    С целью наиболее полного формального  определения термина «автономия»  вообще и исследование особенностей правового статуса Автономной Республики Крым в составе Украины необходимо выяснить, какие характерные признаки отличают ее от других государственно-правовых институтов.

    Считается, что первый из признаков автономии  является использование в названии определенной административно-территориальной единицы собственно термина «автономия» - автономная область, автономная республика, автономный округ и др. Ведь само название отражает сущность того или иного явления, его специфику. Например, в Украине она является внешним отражением особого правового статуса Автономной Республики Крым и свидетельствует о ее отличии от других субъектов государства. Одновременно в мировой практике встречаются случаи, когда автономными считаются и те территориальные образования, в названии которых термин «автономия» отсутствует. На наш взгляд, обоснованно считать первым характерным признаком автономного образования не только использование в его названии термина «автономия», а его особый правовой статус, особое право субъектность [13,c.74].

    В научной литературе есть утверждения  о том, что признаком правового  государства понятия «автономия»  является наличие у ее субъекта своего законодательства и учредительной  власти, что позволяет ему действовать  на основании своего собственного права. На наш взгляд, такой подход является недостаточно обоснованным, поскольку, с одной стороны, существует много автономных образований, которые не имеют собственного законодательства, а с другой - большинство автономий не имеют даже отдельных элементов учредительной власти. Вместе с тем органы публичной власти автономных образований наделены определенным кругом властных полномочий, в том числе в сфере нормативно-правовой регламентации общественных отношений.

    Государство самостоятельно устанавливает основы своей организации, принимает свою конституцию, тогда как любая внутригосударственная территориальная единица лишена этого права и получает свою конституцию от государства, в состав которой она входит, не имея права самостоятельно изменить основы своей организации. Право самоорганизации заключается в том, что территориальное формирование имеет право устанавливать, хотя бы в определенных пределах, основы своей организации.

    То  есть, если органы публичной власти автономного образования считать  органами государственной власти, то в таком случае теряется смысл самой автономии. Но он еще больше теряется тогда, когда органы публичной власти автономии считают органами местного самоуправления. Учитывая это, автономные образования имеют свой, присущий только им вид публичной власти - власть автономии.

    Таким образом, особенности правового  статуса автономных образований  в унитарном государстве состоят  в том, что:

    а) автономия, в отличие от других территориальных  образований, имеет свой особый правовой статус, основы которого закреплены на уровне общегосударственной конституции и конкретизированы в специальном уставном законодательстве - в конституциях (уставах) автономии, в договорах о разграничении полномочий, в законах о специальном правовом статусе автономного образования;

    б) автономия в унитарном государстве  обычно имеет форму административно-территориальной  единицы;

    в) такая автономия не имеет суверенитета;

    г) она возникает в результате наделения  центральной властью отдельной  территориальной единицы более широким кругом компетенции;

    д) как правило, автономным является образование, которое конституирована качестве автономного;

    е) органы власти автономии получают свои полномочия не непосредственно от народа данной территории, а от центральных  органов власти унитарного государства, то есть их условно можно считать органами вторичного представительства;

    ж) автономное образование имеет свой особый вид публичной власти - власть автономии; е) организация власти в автономии, ее структура и компетенция определяются центральными органами государственной власти и закрепляются в конституции унитарного государства;

    з) автономия в унитарном государстве не может самостоятельно определять основы своей организации, принимать свою конституцию и самостоятельно определять принципы своих взаимоотношений с центральной властью, поскольку основы правового статуса автономии в унитарном государстве определяются органами государственной власти унитарного государства;

    и) автономное образование имеет свой специфический предмет ведения;

    к) автономное образование не имеет права самостоятельно изменить свой правовой статус и) автономия в унитарном государстве выступает одним из средств децентрализации публичной власти [13,c.78].

    На  основе изложенного можно определить автономную республику как несуверенную территориальную общину, которая конституирована как автономная властью государства, в состав которой она входит, имеет свои особые органы публичной власти, наделенная определенной политико-правовой самостоятельностью, но действует на основании и в пределах общегосударственной конституции, не может самостоятельно изменить свой правовой статус и выступает средством децентрализации в осуществлении публичной власти.

    Что касается классификации автономных образований, которые сегодня существуют в мире, то следует отметить, что единые критерии такой классификации также отсутствуют. Мировой опыт и отечественная практика конституционно-правового строительства свидетельствуют, что есть несколько основных видов автономии: политическая, полуполитическая, административная. Различные формы (виды) автономии могут существовать как в федеральном, так и в унитарном государстве. Из этого следует наука конституционного (государственного) права. Поэтому есть необходимость кратко раскрыть содержание каждого из названных видов автономий.

    Политическая  автономия связана со статусом государства, в состав которой она входит. Это  самый высокий уровень автономии, при котором автономные образования  имеют значительный объем политико-правовых полномочий (свою конституцию, законодательство, представительный орган, иногда свое правительство, могут самостоятельно решать некоторые вопросы административно-национального устройства и т.п.). Характерные особенности правового статуса политической автономии наиболее полно находят свое проявление в государствах с федеративной формой государственного устройства, где автономные образования, как правило, являются субъектами федерации (пример - российская Федерация).

    Полуполитическая  автономия по сравнению с политической имеет значительно меньший объем полномочий в политико-правовой и экономической сферах, в сфере взаимоотношений с другими субъектами государства. К ведению этой автономии в основном принадлежат: организация институтов местного самоуправления, планирования территории, местного хозяйства, развитие культуры, социального обеспечения и т.д. Одновременно полуполитическая автономия может иметь ряд признаков государственности - собственную конституцию (или устав), свои органы публичной власти, свой предмет ведения и др.[13,c.79]

    При административной автономии соответствующий  регион имеет право самостоятельно решать административные, т.е. управленческие, функции. По своему правовому статусу  этот вид автономии ближайший  к полуполитической автономии. Разница  между ними не четкая и она заключается в том, что полуполитическая автономия при решении административных вопросов больше учитывает национальные, культурные, исторические и другие особенности данной территории, а административная, как правило, направлена лишь на обеспечение большей эффективности управления в определенном регионе. Вместе с тем необходимо отметить, что эти различия правового статуса различных автономных образований в основном условные.

Информация о работе Правовой статус арк