Правовой нигилизм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Скептическое и негативное отношение к праву, несомненно, существует в современном российском обществе и в немалых масштабах. Такое отношение вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость называется правовым или юридическим нигилизмом. Правовой нигилизм может быть:
активным или пассивным;
бытовым, связанным с незнанием закона;
философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права;
в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические корни правового нигилизма 13
1.1. Право и интеллигенция 13
1.2. Советский юридический нигилизм 19
Глава 2. Формы правового нигилизма в современном российском обществе. 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Pravovoy_nigilizm_v_Rossii_kursovik.docx

— 64.17 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Российская академия народного  хозяйства и государственной  службы при Президенте Российской Федерации  Сибирский институт управления (СибАГС)

(ФГОУ ВПО РАНХиГС (СибАГС))

Кафедра Теории и истории  государства и права

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Теория государства и права»

Тема: « Правовой нигилизм в России»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

Сычев П.В.

Проверила: старший преподаватель 

Раховская Т. И.

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013 г.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Исторические корни правового нигилизма 13

1.1. Право и интеллигенция 13

1.2. Советский  юридический нигилизм 19

Глава 2. Формы  правового нигилизма в современном  российском обществе. 22

Заключение 28

Список использованной литературы 30

 

 

 

Введение

Правовой нигилизм - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. 

Скептическое и негативное отношение  к праву, несомненно, существует в  современном российском обществе и  в немалых масштабах. Такое отношение  вплоть до полного неверия в его  потенциальные возможности решать социальные проблемы так, как того требует  социальная справедливость называется правовым или юридическим нигилизмом.  Правовой нигилизм может быть:

    • активным или пассивным; 
    • бытовым, связанным с незнанием закона;
    • философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права;
    • в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

Многими теоретиками права  правовой нигилизм указывается как  одна из причин совершения преступлений, из-за преимущественного неиспользования его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом.

Он заключается не просто в юридической неосведомленности, хотя, несомненно, и в ней. Речь идет о большем — о неверии в право и неуважении к нему. По словам Ф. Искандера, "есть нечто сильнее нас и это закон. Сейчас же миллионы людей не верят ни в какой закон, они верят в ближайшего начальника". Сущность его - в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а причины его кроются - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть "элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии - отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни". Речь идет о невостребованности права обществом. То, что общество высокомерно-пренебрежительно, снисходительно-скептически воспринимает право, относит его не к базовой, основополагающей идеи, а видит как второстепенное явление, отводит его на второй план, показывает меру цивилизованности общества, отражается на состоянии его духа, умонастроениях, социальных чувствах, привычках. Стойкое неверие в высокое предназначение, потенциал, возможности и даже необходимость права – таков основной признак данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей.

Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают  ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдения законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания, исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не преступать их.

На сегодняшний момент можно с уверенностью заявить, что  формы проявления правового нигилизма  весьма разнообразны. В зависимости  от уровней, на которых он проявляется, вполне можно разделить нигилизм на:

    • Низкого уровня (маргинальные и полумаргинальные поступки отдельных личностей, в этом случае можно говорить о психо-эмоциональном и социальном нигилизме);
    • Среднего уровня (преднамеренные поступки граждан, показывающие их отношение к тому или иному уровню власти. Обычно этот тип нигилизма прослеживается среди людей среднего возраста, когда юношеский максимализм ещё не утих и стратегические планы отсутствуют, при этом человек чувствует в себе силы к воспроизводству благ и не стремиться получать поддержку от общества или государства);
    • Высокого уровня (преднамеренные и спланированные действия лиц, принимающих участие в политических, экономических и социальных процессах, заинтересованных в том или ином исходе дел вплоть до нарушения прав человека).

Подобная классификация  есть и у Н. И. Матузова в его статье «Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали». Он выделяет следующие формы правого нигилизма:

    • умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
    • массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
    • издание противоречивых правовых актов;
    • подмена законности целесообразностью;
    • конфронтация представительных и исполнительных структур;
    • нарушение прав человека;
    • теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).1

Истоки правового нигилизма  как социального явления кроются  под многими тоннами социально-экономических  проблем, проблем, связанных с диффузией  интересов человека в его властные полномочия, политических проблем, и, как выяснилось, психологических проблем каждого отдельного человека.

Иван Алексеевич Ильин, юрист  дореволюционной эпохи, отмечал, что  «У российского общества всегда были предпосылки к  деформации правосознания:

    • размеры территории. Чем больше территория государства, тем острее ощущается потребность в сильной централизованной власти, поддерживаемой основной массой населения;
    • плотность населения. Большая плотность населения требует умения учитывать не только свои интересы, но и интересы соседа;
    • державные задачи государства. Чем грандиознее державные задачи государства, тем меньше понятны они для основной массы граждан этого государства, тем сильнее проявляется равнодушие и формализм при их исполнении;
    • хозяйственные задачи страны. Чем примитивнее хозяйственные задачи страны, тем меньшие требования предъявляются к уровню правосознания, и наоборот;
    • национальный состав страны. Однородность национального состава страны, общность культурных ценностей создают благоприятную почву для развития правосознания;
    • религиозный состав страны. Религиозная однородность облегчает коммутативные связи в обществе, выработки принципов, ориентиров, решений, удовлетворяющих и понятных большинству населения;
    • социальный состав. Однородный социальный состав способствует консолидации общества, которое, имея общие ценности, лояльно относится к власти»2.

И действительно, причин возникновения  правового нигилизма в нашей  стране предостаточно. Речь здесь идёт о высокомерном, пренебрежительном, иногда даже снисходительном восприятии права, как системы. Именно когда право воспринимается как второстепенная шкала ценности относительно к шкале собственных потребностей,  возникает правовой нигилизм.

Однако на практике, обращаясь  к законам Российской Федерации  в процессе прохождения обучения в высшем учебном заведении, автор  сталкивается с таким понятием, как  «война законов». Это понятие обозначает не прямолинейную перестрелку одной  группы законотворцев с другими  проектами законов, собранными в  огромные тома – отнюдь нет. Так  называемая «война законов» - процесс  появления несоответствия между  федеральными нормативно-правовыми  актами и законами субъектов, между  нормативно-правовыми актами законодательной  и исполнительной власти, между восприятием  и пониманием одного и того же закона разными людьми на разных уровнях. Эта  причина – одна из важнейших и  коренных в процессе процветания  правового нигилизма в России.

Причины правового нигилизма  рассматриваются двумя подходами.

  1. Субъективистский подход

Основной причиной правового  нигилизма есть знание людей о  том, что законы не исполняются, когда  человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и  может упасть до такого уровня, что  он вообще не будет учитывать закон  в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Развитию правового нигилизма способствует ряд психосоциальных факторов.

  1. Объективистский подход

Примером объективистского подхода в рамках изучения правового  нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства»  России обуславливают искажение  в России правового сознания, что  возводится в ранг традиции. Объективистская парадигма правового нигилизма применительно к нашей стране содержит ряд очень серьёзных недостатков: Во-первых, не выдерживает никакой критики модель «идеальных типов», фактически предлагаемая И.А.Ильиным. Если условиями предпосылки деформации правосознания в России являются большая территория, небольшая плотность населения и т.д., то государство обладающее небольшой территорией, большой плотностью населения, «упрощенными» державными задачами, «высоким» уровнем хозяйства, национальной, религиозной и социальной однородностью должно иметь наивысший уровень правосознания. Понятно, что без статистического метода понятия «большой», «упрощенный» остаются лишь абстрактными категориями. Во-вторых, ретроспективный взгляд на историю показывает, что помимо различных форм правового нигилизма, Россия показала удивительные примеры правового идеализма, реализованные на практике.

Нигилизм в  исследовании психологов

Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идет по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться этим путем, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В результате человек теряет свою самость (или Я). Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм.

Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом. Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряженность) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма— нигилизма. «Невроз характера» — это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах характера, способах поведения, т.е. в патологической организации личности в целом.

Проблема правового нигилизма очень актуальна на сегодняшний день. Средства массовой информации, писатели, ученые, видные юристы постоянно обращают внимание на правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье, процветающие в обществе. Юридический нигилизм действительно принял широкомасштабные размеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших законодательных органов государства, от центрального управленческого аппарата до самодеятельности местных властей. Это — опасное социальное явление, могущее стать серьезным препятствием на пути реформ.

Правовой нигилизм в России – явление не только сегодняшнего дня. Он всегда существовал в нашей  стране, разрастаясь или уменьшаясь в зависимости от множества различных  причин. Правовой нигилизм имеет в  нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем почва  эта постоянно удобряется, поэтому "неурожайных лет" практически  не было. Как и раньше, живем в  море беззакония, которое подчас принимает  характер национального бедствия и  наносит обществу огромный и невосполнимый  ущерб. Истоки же этого недуга уходят в далекое прошлое. Идея закона в России обычно ассоциировалась скорее с главой государства, монархом, чем с юридическими нормами. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как приказа государственной власти. Представления о праве как указаниях "начальства" настойчиво культивировались в народе - то, что исходит сверху, от властей, то и право. Но еще Фейербах заметил: "В государстве, где все зависит от милости самодержца, каждое правило становится шатким". Давно было сказано: на Руси всегда правили люди, а не законы. Отсюда - наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. "Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство". С этим созвучна и мысль Салтыкова-Щедрина о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве. Все это, как пишет В.А. Кистяковский, дало повод одному из тогдашних поэтов-юмористов Б.Н. Алмазову сочинить следующие стихи, вложенные в уста К.С. Аксакова: Россиянам присущ правовой нигилизм. Классики отечественной литературы основывали свои высказывания на наблюдениях за окружающей их действительностью. И если бы она была другой, то народ не сложил бы пословицы, вроде "Закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло", "Закон - что столб, можно и обойти".

Информация о работе Правовой нигилизм в России